Занятие-путешествие "И прекрасна, и сильна математики страна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • уточнить знания детей по формированию математических представлений:
  • о геометрических фигурах, линиях;
  • ориентировка на плоскости;
  • закрепить знаки сравнения, математические знания (+, –);
  • упражнять в решении простейших задач на сложение и вычитание;
  • запись простейших примеров, чтение их;
  • развивать внимание, память, мышление, формировать умение контролировать  себя.

Материал:

  • знаки >, <, =, +, –;
  • таблицы: «неравенства» – домики; «найди девятого»; «5 лишний»;
  • ковролин с набором геометрических фигур
  • музыка;
  • слово из букв «МАТЕМАТИКА»;
  • мяч.

Для детей:

  • простой карандаш
  • цветной карандаш
  • инд. листы с заданиями (Приложение 1).

Ход:

– Ребята, я предлагаю совершить путешествие по стране. Эта страна особая, которой нет на самом деле, но мы можем туда попасть, если представим ее себе.
– А по какой? – Вы мне сами скажете, когда ответите на мои вопросы. За правильный ответ я буду открывать по 1  букве и когда все откроем ,то узнаем. Готовы?

М – Какой сегодня день недели?
А – Какой был вчера?
Т – Какой будет завтра?
Е – Сколько  всего дней в неделе?
М – назовите самый первый?
А – Какое сегодня число?
Т – Число 17 состоит …?
И – Сколько месяцев в году?
К – Сколько времен года?
А – Какое время сейчас?

– Что получилось? (Математика)
– Эта страна состоит из небольших островов, где живут числа и знаки, геометрические фигуры и линии.
– Хотите побывать в такой стране?
– На чем будем путешествовать? (Самолет)

– Пропуском на посадку будет игра: «Заколдованный мяч на + 1»
– Рассаживайтесь поудобней. Все готовы? Тогда в путь!

(Музыка, дети закрывают глаза, воспитатель раздает рабочие листы).

– Вот мы и в стране «Математика». Первую остановку мы сделаем на острове «Цифр и знаков». Давайте пройдемся по улице. Какие интересные дома. (Показ). Здесь живут …? (Числа и знаки: <, >, =) Знаки растерялись, не знают, кому из них встать между числами.Давайте поможем. (Дети сравнивают числа и расставляют знаки; работа у доски по одному)
– Прочитай, что получилось?
– А во втором доме потерялись числа. Будьте внимательнее. (Дети записывают число и читают что получилось)
– Кроме знаков на этом острове живут 2 брата:
(+) – один веселый, жизнерадостный, он обожает все складывать, объединять;
(–) – другой угрюмый, при его появлении все идет на убыль, что-то исчезает, он любит слово «нет».
– Узнали братьев? Как их зовут?  (+,  –)
– На ваших  столах у каждого лежит карта страны «Математика». На ней три острова. Обратите внимание на остров слева:  (+) занимает левую сторону острова, (–) – правую. Послушайте историю, которая произошла на острове: «Выросла яблоня, созрели на ней 6 яблок (рисуют), подул ветер и 2 яблока упало».
– Как отметим? (Дети зарисовывают на своих листах).
– Сколько яблок осталось висеть на дереве? (4)
– Как узнали?
– Какой знак поработал?
– Мы зарисовали историю, но ведь можно записать.
– Кто попробует? (Записывают у доски: 6 – 2 = 4)
– Прочти выражение.
– А теперь история вторая: «На поляне распустились 4 цветка (зарисуйте), выросло еще 3».
– Сколько цветов стало?
– Какой знак поработал?
– Давайте, запишем наше решение: 4 + 3 = 7
– Прочитайте выражение.
– Продолжаем путешествие дальше (физкульт. разминка).

1,2 – острова
3,4 – мы приплыли
5,6 – сходим здесь
7,8 – сколько сосен
9,10 – мы в пути.
Досчитаем до де-ся-ти.

– Вот мы и на острове «Линии».
– Он находится внизу на нашей карте.
– Из чего он состоит? (Множество линий)
– Какие линии  вы увидели? (Прямые, ломаные, кривые)
– Вам нравится этот остров? Почему?
– Давайте его раскрасим, будьте очень внимательны.

  • Прямые – красным
  • Ломаные – зеленым
  • Кривые – синим.

(Дети обводят линии определенным цветом)

– Наш остров стал ярким и разноцветным.
– Им заинтересовались люди. Выглянули в окна, но одного человечка не хватает.
(Показ таблицы)
– Как вы думаете какого? (Ребенок находит).
– Жители этого острова любят игру: «5 лишний».Сыграем?
– Правила помните?
– Посмотрите на карточку и исключите «лишний» рисунок.
– Почему? (Воспитатель показывает 3-5 карточек, дети отгадывают)

– Мы, немного отдохнем!

Физкультурная разминка «Лунатики».

10 лунатиков жили на луне (раскачиваются в стороны)
10 лунатиков ворочались во сне (обхват себя руками)
И вот 1 лунатик упал с луны во сне (присед)
9 лунатиков осталось на луне…

– Продолжим путешествие: на остров «геометрических фигур».
– На нашей карте он находится справа. Почему он так называется?
– Правильно! (Живут фигуры) Какие знаете?
– Фигуры любят играть – перебегать с места на место и никак не могут выбрать себе место жительства на острове.
– Давайте поможем! (Проводится геометрический диктант)
– Нарисуйте:

  • в верхнем правом углу фигуру,  у которой три угла;
  • в нижнем левом – фигуру похожую на женскую одежду;
  • в середине – фигуру без углов;
  • в верхнем левом фигуру, у которой 4 угла и все стороны одинаковые;
  • в нижнем правом углу – фигуру с 4-мя углами, у которой 2 противоположенные стороны длиннее, чем 2другие. 

– Раскрасить:

(Воспитатель размещает фигуры на ковролине).

– Проверьте себя!
– Пора возвращаться домой! (Музыка).

Итог:

– Вот и закончилось наше путешествие по стране «Математика».
– На каких островах мы побывали?
– Кто считает, что на всех островах справился со всеми заданиями, похвалите себя.
– Хотели бы вы еще там побывать?
– Я думаю, что ваше желание сбудется, и вы еще не раз побываете в этой замечательной, удивительной и прекрасной стране.
– Давайте запишем число, когда мы путешествовали.