Программа предпрофильного курса "Как хорошо уметь читать!"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

В связи с переходом школ в 10-11 классах на профильное обучение учащимся следует помочь осмыслить, осознать и определиться в выборе будущего профиля обучения. Предлагаемый курс по выбору «Как хорошо уметь читать!» ориентирован на гуманитарный профиль обучения. Он предназначен для учащихся, которые интересуются французским языком, и обеспечивает освоение содержания, развивающее и обогащающее базовый уровень, а также призван вызвать потребность в дальнейшем получении знаний о различных аспектах французского языка, повышает вероятность осознанного выбора учащимися гуманитарного (филологического) профиля. Предпрофильный курс «Как хорошо уметь читать!» Французский язык.(6-8 классы) является начальным и средним этапом индивидуального образовательного маршрута обучающихся, интересующихся французским языком, культурой Франции, её литературным наследием. Он может быть логически продолжен изучением элективного курса «Литература Франции», который адресован учащимся 10-11 классов, выбравшим гуманитарный или филологический профили обучения. Таким образом, линия будет полностью завершена. В конечном результате учащиеся получат максимально полное представление о литературном наследии французов.

Курс способствует формированию у обучающихся ключевых компетенций:

  • коммуникативной – вовлечение обучающихся  в различные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, воспроизведение услышанного и увиденного, организация общения на основе полученной информации;
  • лингвистической – пополнение вокабуляра обучающегося, совершенствование фонетико-интонационного рисунка речи. Литературный текст даёт возможности учащимся обогатить свой словарный запас новыми лексическими единицами, историзмами, идиомами, фразеологизмами;
  • лингвострановедческой – знакомство с национально-культурными реалиями и их отражением в языке в соответствующих языковых единицах с национально-культурной семантикой;
  • культурно-познавательной – расширение кругозора обучающегося посредством знакомства с национально-культурным наследием франко-говорящих народов;
  • общеучебной – развитие умения добывать (слышать, читать, видеть) информацию, её анализировать и систематизировать.

Данный курс будет способствовать не только развитию речевой и языковой компетенции, но и невербальному общению; содействовать стремлению к самоутверждению и самосовершенствованию учащихся, что является необходимым условием становления их личности.

Результатом освоения программы данного курса станет умение читать и понимать художественные тексты различных жанров и стилей, анализировать тексты, работать со справочной литературой (словари, справочники), выступать с элементами описания, повествования, рассуждения, высказывать своё мнение, письменно оформлять анализ выступлений и др.

В целом курс «Как хорошо уметь читать!» предполагает сформировать у учащихся способность участвовать в диалоге двух культур.

Литература

  1. Chanson de Rolland. Книга для чтения на французском языке для 7 класса школ с углубленным изучением французского языка/ Под ред. Н.В.Евлухиной. М.: Просвещение, 1990.С.15-19.
  2. Инсценировка песни "En passant par la Lorraine" // Иностранный язык. 1966. № 5. C.l 15.
  3. Китайгородская Г.А.Французский язык. Интенсивный курс. М.: Высшая школа, 1992.
  4. Школьный театр. Книга для учителя. Авт.-сост. Н.М.Касаткина. М.: Просвещение, 1998.
  5. Nos soirees. – Наши вечера. Пьесы и инсценировки на французском языке. Пособие для учителей средней школы / Сост. Стучевская. М.: Просвещение, 1969.
  6. Пособие для внеклассной работы на французском языке. Сост. К.А.Кузнецов. М.: Высшая школа, 1970.
  7. Иностранный язык. 2004. №1, 2002. №1. С.62-66.
  8. Приложение к газете «Первое сентября»: La langue fransaise – 2000. №7, №8;La langue fransaise – 2001. №3.

Учебно-тематический план (Приложение 1)

Цели и задачи курса

Элективный курс «Литература Франции» адресован учащимся 10-11 классов, выбравшим гуманитарный или филологический профили обучения. Он является логическим продолжением предпрофильного курса «Как хорошо уметь читать! Французский язык»(6-8 класс) и завершает индивидуальный образовательный маршрут обучающихся, интересующихся французским языком, культурой Франции, её литературным наследием.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования, выпускник должен уметь читать аутентичные тексты разных жанров с понимаем основного содержания: определить тему, основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста, оценивать полученную информацию, выражать свое мнение.

Учащиеся должны научиться использовать приобретенные знания и умения в области чтения, в практической деятельности и повседневной жизни для приобщения к ценностям мировой культуры (Франции) через иноязычные источники информации (произведения французских авторов разных эпох). Данный курс способствует решению этой задачи.
Программа курса разработана с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся 10-11-х классов, а также построена на знакомом языковом материале (базовый уровень обучения). Тем не менее, помимо получения новых страноведческих знаний (культура, история Франции) данный курс позволяет учащимся пополнять свой словарный запас (активный и пассивный), совершенствовать коммуникативные умения и навыки. У школьников развивается и воспитывается понимание важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользования им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, воспитания качеств гражданина, патриота. Происходит также развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, воспитывается толерантное отношение к проявлениям иной культуры.
Цель курса состоит в том, чтобы научить школьников исследовать и анализировать художественное произведение, выявлять его художественные ценности, многообразие связей литературы с общественной жизнью эпохи, разнообразие ее видов, форм, методов и жанров.
Чтение художественной литературы влияет на интеллектуальное развитие ребенка, обогащает его духовный мир, развивает художественный вкус, расширяет кругозор.

В целом курс обеспечивает формирование у учащихся 10–11 классов способности участвовать в диалоге культур.

Данный элективный курс развивает и дополняет содержание общеобразовательных предметов (гуманитарный, филологический профили), таких как французский язык, русский язык, литература (зарубежная литература), история, позволяет углубить знания, подготовить школьника к выбору будущей специальности.
Содержание курса реализуется по принципу последовательности и системности предъявляемого материала (история возникновения французской литературы, основные эпохи, начиная со средних веков и до литературы 20 века).
Разработанный курс рассчитан на 68 часов на 2 года обучения и основывается на историческом и литературном материале. В зависимости от состава группы и её подготовки допускается некоторая вариативность данной программы: лекционный материал (особенности эпохи, биография авторов и др.) может быть представлен на русском языке, а чтение отрывков художественных произведений и анализ (его элементы) на французском языке. Этап внедрения данной модульной программы-проектировочный, но автор программы использует в своей работе её отдельные модули.

Литературно-теоретические знания и умения

1. Знания основных эпох и направлений французской литературы:

  • Средние века (Le Moyen age)
  • Эпоха Возрождения (La Renaissance)
  • Французский классицизм (Le classicisme francais)
  • Эпоха Просвещения (Le siecle des lumieres)
  • Литература XIX века (La litterature du XIX-e siecle)
    • Романтизм (Le romantisme)
    • Реализм (Le realisme)
    • Натурализм (Le naturalisme)
    • Символизм (Le symbolisme)
  • Литература XX века (La litterature du XIX-e siecle)
    • Экзистенциализм (L’existentialisme)

2. Знания основных видов и жанров французской литературы:

  • Эпические произведения: сказки, новелла, песнь, роман;
  • Лирико-эпические и лирические произведения: баллады, лирическая поэзия, рондо;
  • Драматические произведения:  рама, трагедия, комедия, повесть.

3. Знания о ведущих авторах и их произведениях.

В курсе представлены авторы: Ж.Б.  Мольер, Ф Рабле, Оноре де Бальзак, Антуан де Сент-Экзюпери и др.

4. Знания основные средств художественной выразительности: метафора, гипербола, сравнение, эпитет, аллегория и умение использовать их для характеристики стиля писателя и проведения анализа художественного произведения.

Тематика произведений курса

В  рамках курса будут прочитаны произведения и отрывки из них, затрагивающие:

  • морально-этические проблемы;
  • культурно-бытовые темы;
  • социальные темы;
  • исторические темы.

Примерный учебно-тематический план

Темы занятий / разделов Часы Формы контроля
I
1.

2.

3.

Литература средних веков:
«Песнь о Роланде» как эпическое произведение.
«Тристан и Изольда» как рыцарский роман.
Поэзия Франсуа Вийона.
 

1
1
1

Сообщение, презентация, реферат на тему: «Французская литература средних веков».
«Памятники» французской литературы».
II

1.

Литература эпохи Возрождения:

Франсуа Рабле.

 

4

Чтение и анализ художественного отрывка романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Доклад:
«Особенности языка Рабле».
III

1.
2

Французский классицизм:

Жан Батист Мольер.
Жан Расин.

 

4
2

Организационно-исполнительский проект: «Подготовка сценария школьного вечера, посвященного творчеству Ж.Б. Мольера».
IV

1
2

Эпоха Просвещения:

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ).
Пьер Огюстен Карон де Бомарше.

 

2
2

Информационный проект: «Вольтер не только человек, это целый век» или «Театр – рупор идей просветителей» (Творчество Бомарше).
V

1
2
3

Литература XIX века:
Романтизм.
Романтическая литература.
Романтическая драматургия.
Исторический роман эпохи романтизма.
 

1
1
3

Творческая письменная работа: «Мои любимые страницы романа В.Гюго «Собор Парижской  Богоматери»». Сравнительная характеристика особенностей перевода отрывков из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» (русская и французская версии).
 

1
2
3
4

Реализм:

Стендаль.
Оноре де Бальзак.
Проспер Мериме.
Гюстав Флобер.

 

2
2
2
2

Творческий проект: «Разработайте сценарий занятия / литературного вечера по творчеству одного из авторов метода реализма (на выбор)».
 

1

Натурализм:

Эмиль Золя.

 

2

Реферат, сообщение, презентация: «В чем значение романа «Жерминаль» для литературы XX века».
 

1

Символизм:

Поль Верлен.

 

2

Фонетический конкурс «Поэзия Верлена и Рембо» или собственный перевод стихотворений Верлена.
VI

1
2
3
4
5

 

6
7

 

8
9

Литература XX века:

Анатоль Франс.
Марсель Пруст.
Анри Барбюс.
Ромен Роллан.
Антуан де Сент-Экзюпери.

Поэзия Сопротивления:

Луи Арагон.
Поль Элюар.

Экзистенциализм:

Альбер Камю.
Жан Поль Сартр.

 

3
3
3
3
4

 

2
2

 

2
2

Читательская конференция: «Мое любимое литературное произведение XX века».
VII Французские сказки 8 Викторина «Французская сказка»
VIII Вклад литературы Франции в мировую литературу 2 Организационно-исполнительский проект: «Обзор французской литературы». (Урок-лекция, подготовленный  школьниками для учащихся старших классов).
ИТОГО: 68 часов  

Содержание курса

1. Литература средних веков.
Характеристика феодального французского общества VIII-XII веков. Французский эпос “Песнь о Роланде”. Изменения во французском обществе XII-XIII веках. Характеристика куртуазного романа на примере рыцарского романа “Тристан и  Изольда”. Феодальное французское общество XIII-XV века. Поэзия вагантов. Творчество Ф. Вийона.
2. Литература эпохи Возрождения.
Характеристика эпохи французского Возрождения. Роль романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» в истории смеховой культуры.
3. Французский классицизм.
Эстетика французского классицизма. Творчество Жана Батиста Мольера. «Тартюф». Жак Расин. «Федра» как трагедия классицизма.
4. Эпоха Просвещения.
Характеристика эпохи подготовки и свершения Великой французской буржуазной революции. Философские повести Вольтера. Трилогия о Фигаро Пьера Огюстена Карона де Бомарше.
5. Литература XIX века.
Романтизм. Французская лирика эпохи романтизма и ее представитель Альфонс де Ламартин. Романтическая драматургия. Исторический роман эпохи романтизма. «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго.
Реализм. Стендаль и его роман «Красное и черное». Оноре де Бальзак. Повесть «Гобсек». «Отец Горио» Бальзака. Реалистическая новелла Проспера Мериме «Кармен». Образ Эммы Бовари в романе Гюстава Флобера «Мадам Бовари».
Натурализм. Характеристика данного направления в литературе и искусстве. Роман «Жерминаль» Эмиля Золя.
Символизм. Общая характеристика направления. Вождь и теоретик новой школы Поль Верлен и его поэзия.
6. Литература XX века.
Общие характеристики эпохи. Парадокс в романе “Остров пингвинов” Анатоля Франса. Творчество Марселя Пруста. Роман “Огонь” Анри Барбюса. Роман “Кола Брюньон” Ромена Роллана. Творчество Антуана де Сент-Экзюпери.
Поэзия Сопротивления: общий обзор. Литература военных лет и “поистине народный поэт” Луи Арагон. Поэзия Поля Элюара.
Экзистенциализм. Характеристика философского учения. Повесть Альбера Камю “Посторонний”. Пьеса Жана Поля Сартра “Затворники Альтоны”.
7. Французские сказки.
Народные французские сказки. Французские литературные сказки. Развитие сказок в их национальных традициях от истоков до наших дней.
8. Вклад литературы Франции в мировую культуру.

Литература

  1. Кирнозе З.И, Пронин В.Н. Практикум по истории французской литературы. Москва: Просвещение, 1991. – 159 с.
  2. Рубцова Г.В., Бойкий Е.А., Яхонтова М.А. Французская литература XIX-XXвв. (на французском языке). Москва: Просвещение, 1975 – 200 с.
  3. Сабанеева М.К. Хрестоматия по французской литературе XVI века (на французском языке). Ленинград: Просвещение, 1974. – 221 с.
  4. Французская литературная сказка (XII-XX вв.) Сборник / Составлен М.В. Разумовская. Москва: Радуга, 1983 (на французском языке) – 648 с.
  5. Французские народные сказки. Перевод с французского – Москва: Камея, 1992.–368 с.
  6. Хатисова Т.Г. Хрестоматия по французской литературе XVII века (на французском языке). Ленинград: Просвещение, 1975. – 278 с.
  7. Шигаревская Н.А. Хрестоматия по истории французского языка (на французском языке). Ленинград: Просвещение, 1975 – 277 с.