Цель: изучить особенности размещения птиц и млекопитающих на территории Красноярского края.
Задачи:
- познакомить с разнообразием природных условий на территории Красноярского края;
- познакомить учащихся с особенностями птиц и млекопитающих разных экологических групп;
- показать приспособленность птиц и млекопитающих к сходным условиям среды обитания;
- выяснить причины уменьшения численности птиц и млекопитающих в различных природных зонах;
Оборудование: таблица «Внешнее строение птиц», карта природных зон Красноярского края, красная книга Красноярского края, презентация «Красная книга Красноярского края».
ХОД УРОКА
1 Актуализация знаний:
– В теме «Животный мир суши», мы изучали
разнообразие животных суши природных зон нашей
планеты, мы выяснили с вами, что в каждой
природной зоне все животные очень хорошо
приспособлены к конкретным условиям.
– Мы живем с вами в Красноярском крае, наш край
простирается от Северного Ледовитого океана, до
степей Хакасии и пустынных территорий Тувы.
Включает в себя несколько климатических зон.
Вопрос: каким образом животные, проживающие в различных природных зонах Красноярского края, приспособлены к условиям проживания?
2. Объяснение нового материала:
Итак: наши задачи:
- выяснить, какие климатические зоны включает в себя Красноярский край (работа с картой);
- распределить виды птиц и млекопитающих, обитающих на территории Красноярского края по климатическим зонам (работа с раздаточным материалом);
- выяснить приспособленность птиц и млекопитающих к обитанию в данной природной зоне;
- выяснить, какие птицы и млекопитающие, обитающие на территории Красноярского края, занесены в Красную книгу? (Работа с дополнительной литературой, Красная книга Красноярского края, интернет-ресурс, презентация «Красная книга Красноярского края»).
Новый материал мы будем изучать в ходе практической работы. Класс делится на группы по 4 человека, можно как сидят за партами, с первых парт поворачиваются к последующей парте, или делятся за игровые столы. На каждом столе атлас с картой Красноярского края, трафарет Красноярского края и набор карточек по различным видам птиц и млекопитающих с кратким их описанием. (Примерные карты даны в приложении)
Практическая работа. Инструктивная карточка
Тема: «Особенности размещения птиц и млекопитающих на территории Красноярского края, редкие и исчезающие виды».
Цель работы: Выяснить приспособленность птиц и млекопитающих к обитанию в данной природной зоне Красноярского края, изучить, какие птицы и млекопитающие, обитающие на территории Красноярского края, занесены в Красную книгу.
Ход работы:
- Рассмотреть по атласу карту Красноярского края, вспомнить какие природные зоны мы можем выделить на территории Красноярского края.
- Перевести готовый трафарет Красноярского края в тетрадь.
- Подписать природные зоны в тетради на переведенном трафарете, работая с атласом.
- Поместить карточки, с названиями птиц и млекопитающих, на соответствующей природной зоне на атласе Красноярского края.
- Проверить правильность выполнения задания (учитель проверяет у группы первой выполнившей задание, за это они получают дополнительный балл, и ученики данной группы проверяют правильность у учащихся других групп).
- Подписать названия птиц и млекопитающих в тетрадях в соответствующей природной зоне.
- Перелетных или мигрирующих птиц и млекопитающих подчеркнуть прерывистой чертой - - - - - - - , а постоянно живущих сплошной __________ чертой.
- Сделать вывод об особенностях внешнего строения птиц и млекопитающих, природных зон. Чем отличаются мигрирующие животные от оседлых.
3. Закрепление навыков и умений учащихся
– Выйти к доске и по карте «Природные зоны
Красноярского края» охарактеризовать
особенности природных зон и особенности
внешнего строения животных определенной
зоны Красноярского края.
– В крае выпущена Красная книга Красноярского
края, много животных занесено в эту книгу, как вы
думаете, с чем связанно уменьшение численности
животных или даже полное их истребление.
– Работая с презентацией «Красная книга
Красноярского края» выписать названия птиц и
млекопитающих.
– Дома подготовить сообщение о представителях
птиц и млекопитающих, занесенных в Красную книгу
Красноярского края.
Дополнительная литература:
- А.А. Баранов «Редкие и исчезающие животные Красноярского края», Мин. народного образования РСФСР, КГПУ Красноярск 1988
- Д.В. Владышевский, Т.А. Ким «Птицы южной части Красноярского края», изд. Красноярского университета 1988
- К.А. Воробьев «Записки орнитолога» изд. Наука М. 1973
- И. К. Гаврилов «Зоологический музей Красноярского Пединститута» Мин. народного образования РСФСР, КГПУ Красноярск 1991
- Красная книга Красноярского края. 2-издание 2012 г.
Основная литература:
- Экологии 7 класс Учебник «Экология животных». Авторы: В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталов., тема «Животный мир суши»