Художественно-эстетическое занятие "Путешествие в сказку"

Разделы: Работа с дошкольниками


Возраст: средняя группа.

Тип: художественно-эстетическое занятие.

Цель: способствовать восприятию художественных образов в музыкальной деятельности.

Задачи:

  • Обучать детей выразительному пению, развивая звуковысотный слух, музыкальную память.
  • Учить двигаться в характере, темпе музыки; менять движения со сменой музыки.
  • Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках.
  • Способствовать эмоциональному восприятию музыки в исследовательской деятельности.
  • Воспитывать интерес к музыке.

Предварительная работа: Чтение сказки  «Теремок», разучивание песни «Зайка» муз. обр. Г.Лобачева, разучивание танца «Полька», музыкально – дидактическая игра «Кто в домике живет» Н.А.Ветлугиной.

Словарная работа: деревянные ложки, ложкари.

Материал к занятию: Презентация «Теремок» (Приложение 1), деревянные ложки, пальчиковая игра «Маленькая мышка», музыкальная лесенка из трех ступеней; музыкальный материал: «Марш» муз. А.Брюханова, «Бег» муз. Т.Ломова,  песня «Зайка» муз. обработка Г.Лобачева, р.н.м. «Ах вы, сени»,  р.н.м. «Во поле береза стояла»,р.н.м. «Как у наших у ворот», «Медведь» муз. В.Ребикова, «Полька» муз. Д.Кабалевского.

Ход занятия:

Дети заходят в музыкальный зал с воспитателем.

М.р.  (поет) Здравствуйте, ребята!

Дети. (поют) Здравствуйте!

М.р. (поёт)

Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок не высок, не высок.

– Какая это сказка?

Дети. Теремок.

– А вы, хотели бы отправиться в сказку вместе со мной? (Да.)

М.р.

К теремочку мы пойдем,
В сказку с вами попадем.

Дети идут за воспитателем маршем, легкий бег змейкой под музыкальное сопровождение. Останавливаются перед экраном, на котором изображение теремка. (Слайд 2).

М.р. (поёт)

Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок.
(говорком) К теремочку кто придет
И пристанище найдет?

(поет)   Вот по полю, полю,  мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит. (Слайд 3)

Прибежала Мышка к теремку, заглянула в окошко: есть ли кто в теремочке?
(Слайд 4). А чтоб не скучно было Мышке, мы с ней поиграем.

Пальчиковая игра «Маленькая мышка»

Маленькая мышка                          «Пробежаться» пальчиками по коленям.
По полю бежит,
Увидела домишко                          Приставить пальчики-«очки» к глазам.
И в окно стучит.
– Тук-тук, тук-тук!                          Постучать кулачком по одной ладони
Пустите мышку отдохнуть.           Постучать вторым кулачком по другому.
Хлебом покормите.                       Сжимать и разжимать пальчики около рта («кушать»).
Дайте ей вздремнуть.                    Положить ладошки под щечку.

(М.Картушина)

М.р. Нет никого в теремочке. Забежала Мышка в теремок. Теперь она там живёт. Но кто-то еще к теремочку идет?

Загадка:

По дороге бодро скачет
Лупоглазая квакушка.
Она прыгает, как мячик,
А зовут ее … (Лягушка) (Слайд 5).

М.р. Лягушка-квакушка увидала теремок, попрыгала по лесенке и поет: (Показать рукой по нотной лесенке мелодию вверх) Ква-ква-ква! Попробуем вместе с лягушкой спеть. (Дети поют) А теперь споем, вниз по лесенке пойдем. (Показать рукой по нотной лесенке мелодию вниз). (Дети поют. Похвалить детей.)

М.р. Попросилась Лягушка в теремок. Живут теперь вдвоем – Мышка и Лягушка.

Загадка. 

Кто же к теремку бежит
И от страха весь дрожит?
Быстро скачет по лужайке
Наш знакомый серый … (Зайка).

М.р. А зайка увидел нас, испугался. Как нам успокоить зайку? (песенку спеть) Может песенку ласковую  споем?

Песня «Зайка» муз. обр. Г.Лобачева

(После песни Слайд 6.)

М.р. Лягушка и Мышка пригласили зайчика в теремок. (Слайд 7.) Посмотрите, что это зайка принес? (Ложки)  Правильно, ложки, а какие они? (Деревянные, расписные, красивые) А как вы думаете, для чего зайка ложки принес? (Ложками кушают. На них можно играть.)
Можно и кушать, а можно использовать, как музыкальный инструмент. А вы бы хотели поиграть на ложках? (Да) Воспитатель раздает детям  ложки. 

М.р. В народе давно на ложках играют. Людей, которые играют на ложках называют ложкари. Они организовывают ансамбли. На ложках мы передаем ритм музыки. Ложки нужно взять выпуклой стороной друг к другу.   Попробуйте, постучите. А сейчас, ребята, поиграйте вместе со мной под музыку.                         

Игра на ложках «Ах вы, сени» русс.нар.мелодия.

М.р. Молодцы!  Как музыка прозвучала? (Весело, звонко) Да, музыка получилась ритмичная, звонкая, плясовая. Мы с вами будем учиться играть на ложках и создадим ансамбль ложкарей.
М.р. И стали они жить втроем. Слайд 8.
Но, что это за звуки? Кто к теремочку пришел?

Звучит мелодия, характеризующая Лису. «Во поле береза стояла» р.н.мел

М.р. Правильно, лисичка.

Звучит мелодия, характеризующая Волка. «Как у наших у ворот» р.н.мел.

М.р. Под какую музыку волк пришел? (Громкую, низкую) (Слайд 9.)
А лисичка?(высокую, плавную) Музыкальный руководитель показывает жестами  и пропевает вместе с детьми звуки по  высоте и тембру звучания.
М.р. А теперь послушайте еще одну музыкальную загадку.

Звучит мелодия «Медведь», музыка В.Ребикова

– Кто это? (Медведь) (Слайд 10).
Как прозвучала музыка? (Громко, медленно, низко).

М.р. Пригласили звери Медведя в теремок.

Дружно звери все живут
Пляшут, весело поют.
Приглашают и детей
В пляс пуститься поскорей. (Слайд 11).

Танец «Полька»

М.р. Зверюшки веселятся, им радостно. А вам? У вас хорошее настроение? И у меня тоже прекрасное настроение, потому что вы так дружно отгадывали загадки. Чисто исполнили попевку лягушки, ласково спели про зайку. А в танце  вы все были замечательные, танцевали легко, красиво. А Саша, какой молодец, с первого звука угадал, что это Мишка идет к теремку. Я предлагаю попрощаться с зверями и нам пора возвращаться.  (Поют) До свиданья!  С маршем проходят по залу, уходят в группу.