Тип урока: урок-игра.
Цель урока: активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.
Задачи урока:
- Образовательные:
- закрепление основных знаний по теме «Африка»
- отработка навыков и умений работы с географическим атласом и картой.
- Воспитательные:
- формирование умения работать в коллективе.
- воспитание ответственности и уважения к мнению одноклассников;
- реализация личностно ориентированного подхода к каждому ученику.
- Развивающие:
- создание условий для проявления своих творческих способностей.
Оборудование: физическая карта Африки, атлас для 7 класса, карточки – задания, контурные карты Африки, климатограммы, подготовленные табло для каждой команды, видеоматериал о природе Африки.
Пояснительная записка
На материк Африка в курсе «география материков и океанов» отводится 10 уроков. Поэтому после изучения целесообразно закрепить знания и приемы характеристики географических объектов. Игра имеет много общих черт с групповой работой, но есть и различия. Каждый ученик, исполняя роль, стремится получить высокий балл, одновременно болея за свою команду. Игра может предоставить качественно иной подход к организации обучения. Учитель перестает быть для ученика только источником знаний, а становится консультантом по руководству познавательной деятельности. Роль ученика меняется от пассивной - к активной. Готовясь к этому уроку, класс делится на команды и в каждой команде выбирается предварительно капитан, климатолог, гидролог, зоолог, биолог, геолог. Таким образом каждый из учеников непосредственно является отвечающим и имеет возможность посоветоваться с окружающими учениками.
Учитель начинает урок с приветствия команд.
Класс предварительно разделен на 3 команды и
каждая команда получила домашнее задание в виде
«ДРЕВНЕЙ ЗАГАДКИ». Учитель после приветствия
объясняет правила игры.
В ходе путешествия ученики должны ответить на
вопросы из каждого раздела изучения Африки. За
правильный полный ответ команда получает 3 балла,
за неполный ответ – 1 балл, неправильный ответ – 0
баллов. Вопросы категории «БЛИЦ» оцениваются по
номиналу.
На столе у ребят табло, в котором указаны фамилии
ребят и номера заданий. Капитан отслеживает
работу участников команды. Также на столе лежит
географический атлас.
На доске табло с названием команд и номерами
заданий. Количество баллов за каждое задание
учитель записывает на доске.
В начале урока в течение нескольких минут
ребятам предложен видеоматериал о природе
Африки, и в завершении урока во время подведения
итогов, если на это требуется время также можно
включить видео о природе Африки.
Такие уроки ребятам нравятся, их можно проводить
после изучения любого другого материка.
«Африка, Африка – змеи, крокодилы;
Ты на карте дебрей, двух океанов между!»
Класс предварительно разделен на 3 команды (капитаны выбрали название команды из названий природных зон Африки: « экваториальные леса», «саванна», «тропические пустыни»).
Задание 1
Командам предложено вспомнить особенности географического положения Африки.
«Экваториальные леса»: Перечислите названия
крайних точек материка и покажите их на карте.
«Саванна»: Назовите площадь Африки и сравните ее
с площадью других материков.
«Тропические пустыни»: Назовите и покажите
омываемые воды Африки и полушария, в которых она
расположена.
Задание 2
Командам необходимо назвать и обозначить на контурных картах основные формы рельефа Африки.
«Экваториальные леса» . Обозначить на
контурной карте 3 горные системы Африки и
показать их на физической карте.
«Саванна». Обозначить на контурной карте пустыни
и показать их на физической карте.
«Тропические пустыни». Обозначить на контурной
карте Великий Африканский разлом и 2 вулкана и
показать на физической карте.
Задание 3
Командам предложено вспомнить особенности климатических поясов Африки.
«Экваториальные леса». Из трех климатограмм
выберите ту, которая соответствует
экваториальному климатическому поясу. Ответ
обоснуйте.
«Саванна». Из трех климатограмм выберите ту,
которая соответствует субэкваториальному
климатическому поясу. Ответ обоснуйте.
«Тропические пустыни». Из трех климатограмм
выберите ту, которая соответствует тропическому
поясу. Ответ обоснуйте.
Задание 4
Задание на закрепление приемов характеристики реки по плану.
План:
1. Исток
2. Устье
3. Направление
4. Питание
5. Режим.
«Экваториальные леса». Показать на физической
карте и дать характеристику реки НИЛ.
«Саванна». Показать на физической карте и дать
характеристику реки КОНГО.
«Тропические пустыни». Показать на физической
карте и дать характеристику реки ЗАМБЕЗИ.
Задание 5
Вспомнить все о природных зонах.
«Экваториальные леса». Расскажите о своей
природной зоне и выберите из предложенного
списка животных, обитающих в природной зоне
«экваториальные леса»
«Саванна». Расскажите о своей природной зоне и
выберите из предложенного списка животных,
обитающих в природной зоне «саванна».
«Тропические пустыни». Расскажите о природной
зоне и выберите животных, обитающих в природной
зоне «тропические пустыни».
Итоговое задание (домашнее задание) «Древняя загадка»
«Экваториальные леса»: «Загадка древнего
сфинкса». Почему Африка называется континентом
коротких теней?
«Саванна»: «Загадка древней пирамиды».
Шотландского миссионера Дэвида Ливингстона
жители Африки часто спрашивали, есть ли на его
родине что-либо подобное «Моси-ас-тунья» – дым,
который гремит. О чем идет речь?
«Тропические пустыни»: «Загадка фараона». Я
самая длинная и могучая река в мире. Мои воды
дарят влагу землям девяти государств. Долгое
время мое происхождение было загадкой для людей.
Как меня зовут и из каких рек я образуюсь?
Задание для капитанов
Вопросы категории БЛИЦ. Капитаны получают по три вопроса. (жребий)
1. Какие каналы и проливы разделяют Африку и
Евразию?
2. Назовите трех русских исследователей Африки?
3. Что впервые совершил Васко де Гама, какое это
имеет отношение к Африке?
4. В какой части материка добывают алмазы?
5. На стыке каких двух литосферных плит
расположены горы Атлас?
6. Какова средняя годовая температура воздуха в
Африке?
7.В каком климатическом поясе выделяют влажное
лето и сухую зиму?
8. Окапи – это родственник какого африканского
животного?
9. Как называется народ , населяющий влажные
экваториальные леса?
Итог урока
Учитель подводит общий итог игры, по количеству баллов определяет команду победителей. Капитан команды по количеству ответов определяет самого активного игрока в команде. Самые активные игроки получают оценку «5», другие ребята получают оценки по количеству ответов. Также учитель отмечает работу капитанов команд, учитывая их ответы.