Мотивация в обучениb на уроках физики

Разделы: Физика


(Приложение 1. Слайд 2) Не вызывает сомнения тот факт, что у любого педагога нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации учения вообще и к своему предмету в частности.

(Слайд 3) В этих целях используются различные приемы: использование интересной и занимательной информации, деловых игр и игровых моментов, активных форм обучения,замена реальной оценки действий школьников несколько завышенной потенциальной и т.д. Но при этом обнаруживается кратковременность и неустойчивость этой мотивации у учащихся. Отыскать причину низкой эффективности несложно.

(Слайд  4) Дело в том, что основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов непосредственно не связанных с учебным предметом. Действительно, игра, похвала, занимательность и т.п. являются внешними педагогическими приемами, напрямую не связанными с конкретной предметной деятельностью учащихся на данном уроке, применительно именно к этому содержанию. Они с успехом могут быть использованы и на занятиях по другим предметам, при изучении иных тем или, другими словами, опираются и используют лишь внешнюю мотивацию. Она наиболее распространена и чаще используется на уроках.

Между тем, известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Она порождается конкретной предметной деятельностью и непосредственно связана именно с данной учебной дисциплиной и ее содержанием. Но именно она предметна, конкретна, хотя и более сложная для формирования, требует больших усилий и подготовки, а потому часто остается в тени учебной деятельности или вовсе не используется.

Вместе с тем, внутренняя мотивация личностно-значима, индивидуальна: то, что для одного ученика очень важно, другого может абсолютно не стимулировать к активности.

Поскольку учебная деятельность значимо опирается на интеллект, мышление школьников, то нетрудно сделать вывод отом, что при формировании внутренней мотивации учения важно опираться на индивидуальные особенности именно этого познавательного процесса.

При осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит запоминание, возрастает работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основой мотивационной составляющей личности учащихся.

(Слайд 5) Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности являются:

1. Содержание учебного материала.
2. Организация учебной деятельности.
3. Коллективные формы учебной деятельности.
4. Оценка учебной деятельности.
5. Стиль педагогической деятельности учителя.

1. Содержание учебного материала:

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, телевизионных передач и т.п. средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников определённого возраста потребности.

Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических – памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, в рефлексии и самооценки. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие. Содержательно и иллюстративно бедный материал не облачает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению.
Стремление некоторых учителей, при низкой успеваемости учащихся, по какому-то разделу учебной программы до предела упрощать материал, "разжевывать" изучение материала  является тягостным и нудным занятием, убивающий всякий интерес к учению.
Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в тоже время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.

2. Организация учебной деятельности

Мотивационный этап это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно-проблемной ситуации (задачи, цели).

Операционально-познавательный этап.На этом этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием (положит. эмоции). Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы учащийся начинал действовать.

Рефлексивно-оценочный этапсвязан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.

3. Коллективная (групповая) форма деятельности

Групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, т.к. они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

4. Оценка результатов учебной деятельности

Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Однако слишком частое оценивание (выставление отметок) приводит к тому, что получение хороших отметок становится для учащихся самоцелью.
Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала выявились причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.
Выявлено, что учителя, имеющие склонность к авторитарному стилю деятельности, занижают отметки по сравнению с учителями демократического стиля, учителя с либеральным стилем, наоборот, завышают отметки.

5. Стиль деятельности учителя

Различные стили формируют различные мотивы.
Авторитарный стиль формирует "внешнюю" мотивацию учения, мотив "избегания неудачи", задерживает формирование "внутренней" мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации, а попустительский (либеральный) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив "надежды на успех".

Выделяют следующие методы мотивации

(Слайд 6) Эмоциональные методы мотивации: 1 – поощрение, 2 – порицание, 3 – учебно-познавательная игра, 4 – создание ярких наглядно-образных представлений, 5 – создание ситуации успеха, 6 – стимулирующее оценивание, 7 – свободный выбор задания, 8 – удовлетворение желания быть значимой личностью.

(Слайд 7) Познавательные методы мотивации: 1 – опора на жизненный опыт, 2 –познавательный интерес, 3 – создание проблемной ситуации, 4 – побуждение к поиску альтернативных решений, 5 – выполнение творческих заданий, 6 – “мозговая атака”, 7 – развивающаяся кооперация.

(Слайд 8) Волевые методы мотивации: 1 – предъявление учебных требований, 2 – информирование об обязательных результатах обучения, 3 – формирование ответственного отношения к учению, 4 – познавательные затруднения, 5 – самооценка деятельности и коррекция, 6 – рефлексия поведения, 7 – прогнозирование будущей деятельности.

(Слайд 9)  Социальные методы мотивации: 1 – развитие желания быть полезным отечеству, 2 – побуждение подражать сильной личности, 3 – создание ситуации взаимопомощи, 4 –поиск контактов и сотрудничества, 5 – заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 – взаимопроверка, 7 – рецензирование.

(Слайд 10) Рассмотрим вышеизложенное на примере урока в 7 классе по теме “Плотность”

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическая цель: создать условия для активизации познавательной деятельности с помощью технологии проблемного обучения и исследовательской деятельности.

Задачи урока: формирование умения наблюдать, высказывать гипотезы, планировать эксперимент, подтверждающий или опровергающий высказанные гипотезы; формирование навыков исследовательской деятельности учащегося.

Цели по содержанию:

  • Образовательная: ввести новую характеристику тела (вещества) – плотность через исследовательскую деятельность.
  • Развивающая: развивать способность учащихся проблемного мышления для решения познавательных заданий; формировать представления о процессах научного познания; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения.

(Слайд 11)  Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование; проблемный.

Основное содержание: понятие плотности вещества; формула расчета плотности; сравнение значений плотности различных веществ.

(Слайд 12) Этапы урока

1. Организационный момент.
2. Подготовка к усвоению нового материала.
3. Актуализация знаний.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.

(Слайд 13) Организационный момент

Эмоциональный метод мотивации: создание ярких наглядно-образных представлений.

(Слайд 14)   Подготовка к усвоению нового материала.

Эмоциональный метод мотивации: создание ситуации успеха,
Социальны метод мотивации: создание ситуации взаимопомощи.
Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации
Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований, формирование ответственного отношения к учебе. Эмоциональный метод мотивации: создание ситуации успеха,
Социальны метод мотивации: создание ситуации взаимопомощи.
Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации
Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований, формирование ответственного отношения к учебе.

(Слайд 15) Актуализация знаний
Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований
Социальны метод мотивации: поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка
Познавательные методы мотивации: познавательный интерес  Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований
Социальны метод мотивации: поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка
Познавательные методы мотивации: познавательный интерес

(Слайд 16)  Освоение нового материала
Познавательные методы мотивации: познавательный интерес, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, развивающая кооперация
Социальные методы мотивации: создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы, поиск контактов и сотрудничества, взаимопроверка

(Слайд 17) Закрепление
Познавательные методы мотивации: выполнение творческих заданий, создание проблемной ситуации
Волевые методы мотивации: познавательные затруднения

(Слайд 18) Рефлексия
Волевые методы мотивации: самооценка деятельности, рефлексия поведения
Эмоциональные методы мотивации: стимулирующее оценивание, поощрение

(Слайд 19) Домашнее задание
Познавательные методы мотивации: выполнение творческих заданий , побуждение к поиску решений.

На всех этапах урока использовался
Эмоциональный метод мотивации: поощрение (Молодец! Хорошо! Умница! Все выполнил правильно!..)