Цель урока: повторить понятия: электроотрицательность, валентность, выяснить особенности при описании окислительно-восстановительных реакций, ввести новые понятия “окислитель”, “восстановитель”.
Задачи урока:
Обеспечить в ходе урока закреплению понятий об электроотрицательности, степени окисления, усвоение понятий окислитель, восстановитель, об окислительно-осстановительных реакциях, классификации окислительно-восстановительных реакций и методах их описания.
Содействовать в ходе урока формированию самостоятельности, активности, аккуратности, дисциплинированности, бережного отношения к школьному имуществу.
Продолжать развитие умений выделять главное в изучаемом материале: навыки определения степени окисления, с использованием понятия электроотрицательность, валентность; развивать умения в описании окислительно-восстановительных процессов двумя методами.
Оборудование урока: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ряд электроотрицательности химических элементов, индивидуальные карточки с заданиями для диагностик.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | комментарии |
Орг. момент | Приветствие, объявление темы, постановка цели учащимся, отмечает отсутствующих | Подготовка учебных принадлежностей, приветствие | 2 мин. |
Актуализация полученных знаний | Что такое валентность? Что такое электроотрицательность? Что необходимо учитывать при определении степени окисления? Чему равна степень окисления у простых веществ? Письменная диагностика: учитель раздает карточки, на которых написаны 2 уравнения реакций , в которых необходимо определить степень окисления у всех элементов в левой и правой части уравнения реакции. |
Учащиеся отвечают с места. Учащиеся работают на листочках или в специальных тетрадях для диагностик. Через 10 минут сдают работу. |
Время на работу 10 мин. |
Формирование новых знаний | Рассказ учителя: все химические
реакции делятся на два типа: протекающие с
изменением степени окисления и без изменения
степени окисления атомов, входящих в состав
реагирующих веществ. Реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительными. Основные положения ОВР: окислением называется процесс отдачи атомом, молекулой или ионом электронов, степень окисления при этом изменяется с меньшей на большую; (учитель приводит пример на доске) восстановлением называется процесс присоединения электронов атомом, молекулой или ионом, степень окисления при этом изменяется с большей на меньшую; (учитель приводит пример на доске) Атом, молекула или ион, отдающие электроны называются восстановителями, а процесс окисления; Атом, молекула или ион, принимающие электроны называются окислителями, а процесс восстановления. Все окислительно-восстановительные реакции разделяют на три группы: межмолекулярные, внутримолекулярные и реакции диспропорционирования. Межмолекулярные - окислитель и восстановитель находятся в разных веществах (простых и сложных): 3H2 + N2 = 2NH3 2SO2+ O2=2SO3 К внутримолекулярным относятся такие реакции, которые протекают с изменением степени окисления атомов в одной и той молекуле: 2NaNO3= 2NaNO2+ O2 NH4NO2=N2+ 2H2O *К реакциям диспропорционирования или дисмутации относятся реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов одного и того же элемента: 3K2MnO4 + 2H2O = 2KMnO4+ MnO2+ 4KOH 3NaCIO= NaCIO3 + 2NaCI Наиболее часто встречаются два метода описания ОВР- метод электронного баланса и метод полуреакций. Мы сегодня познакомимся с методом электронного баланса. *Чтобы описать ОВП методом электронного баланса необходимо:
|
Учащиеся записывают определения
в тетрадь. Учащиеся записывают в тетрадь *Учащиеся записывают в тетрадь рассмотренные учителем примеры. |
Можно вывести определения на
интерактивную доску. * Уравнения вывести на доску и расписать ОВП * Можно два примера расписать учителю, а остальные по желанию у доски. |
Контроль уровня ЗУН | Учитель дает 1-2 реакции на
закрепление полученных знаний . Пока учащиеся решают - учитель проверяет диагностики. Выставляет отметки в тетради учащимся. |
Учащиеся решают в тетради. Первые 5-7 учащихся показывают тетрадь учителю. | Можно по вариантам |
Закрепление | Какие реакции называют ОВР? Что такое окислитель? Что такое восстановитель? Процесс окисления? Процесс восстановления? |
Учащиеся отвечают с места. | |
Домашнее задание | Учитель предлагает 3 уравнения реакции по уровням сложности. Озвучивает отметки за диагностику. | Учащиеся записывают задание в дневник. |