Тема урока: "Окислитель – восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель урока: повторить понятия: электроотрицательность, валентность, выяснить особенности при описании окислительно-восстановительных реакций, ввести новые понятия “окислитель”, “восстановитель”.

Задачи урока:

Обеспечить в ходе урока закреплению понятий об электроотрицательности, степени окисления, усвоение понятий окислитель, восстановитель, об окислительно-осстановительных реакциях, классификации окислительно-восстановительных реакций и методах их описания.

Содействовать в ходе урока формированию самостоятельности, активности, аккуратности, дисциплинированности, бережного отношения к школьному имуществу.

Продолжать развитие умений выделять главное в изучаемом материале: навыки определения степени окисления, с использованием понятия электроотрицательность, валентность; развивать умения в описании окислительно-восстановительных процессов двумя методами.

Оборудование урока: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ряд электроотрицательности химических элементов, индивидуальные карточки с заданиями для диагностик.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося комментарии
Орг. момент Приветствие, объявление темы, постановка цели учащимся, отмечает отсутствующих Подготовка учебных принадлежностей, приветствие 2 мин.
Актуализация полученных знаний Что такое валентность?

Что такое электроотрицательность?

Что необходимо учитывать при определении степени окисления?

Чему равна степень окисления у простых веществ?

Письменная диагностика: учитель раздает карточки, на которых написаны 2 уравнения реакций , в которых необходимо определить степень окисления у всех элементов в левой и правой части уравнения реакции.

Учащиеся отвечают с места.

Учащиеся работают на листочках или в специальных тетрадях для диагностик.

Через 10 минут сдают работу.

Время на работу 10 мин.
Формирование новых знаний Рассказ учителя: все химические реакции делятся на два типа: протекающие с изменением степени окисления и без изменения степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ.

Реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ, называются окислительно-восстановительными.

Основные положения ОВР: окислением называется процесс отдачи атомом, молекулой или ионом электронов, степень окисления при этом изменяется с меньшей на большую;

(учитель приводит пример на доске)

восстановлением называется процесс присоединения электронов атомом, молекулой или ионом, степень окисления при этом изменяется с большей на меньшую;

(учитель приводит пример на доске)

Атом, молекула или ион, отдающие электроны называются восстановителями, а процесс окисления;

Атом, молекула или ион, принимающие электроны называются окислителями, а процесс восстановления.

Все окислительно-восстановительные реакции разделяют на три группы: межмолекулярные, внутримолекулярные и реакции диспропорционирования.

Межмолекулярные - окислитель и восстановитель находятся в разных веществах (простых и сложных):

3H2 + N2 = 2NH3

2SO2+ O2=2SO3

К внутримолекулярным относятся такие реакции, которые протекают с изменением степени окисления атомов в одной и той молекуле:

2NaNO3= 2NaNO2+ O2

NH4NO2=N2+ 2H2O

*К реакциям диспропорционирования или дисмутации относятся реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов одного и того же элемента:

3K2MnO4 + 2H2O = 2KMnO4+ MnO2+ 4KOH

3NaCIO= NaCIO3 + 2NaCI

Наиболее часто встречаются два метода описания ОВР- метод электронного баланса и метод полуреакций. Мы сегодня познакомимся с методом электронного баланса.

*Чтобы описать ОВП методом электронного баланса необходимо:

  1. Написать молекулярное уравнение.
  2. Определить степень окисления у всех элементов в левой и правой части уравнения.
  3. Описать процесс отдачи и принятия электронов.
  4. Составить электронный баланс (уравнять число отданных и принятых электронов).
  5. Определить окислитель, восстановитель; процесс окисления, восстановления.
  6. С помощью электронного баланса уравнять молекулярное уравнение.
Учащиеся записывают определения в тетрадь.

Учащиеся записывают в тетрадь

*Учащиеся записывают в тетрадь рассмотренные учителем примеры.

Можно вывести определения на интерактивную доску.

* Уравнения вывести на доску и расписать ОВП

* Можно два примера расписать учителю, а остальные по желанию у доски.

Контроль уровня ЗУН Учитель дает 1-2 реакции на закрепление полученных знаний .

Пока учащиеся решают - учитель проверяет диагностики.

Выставляет отметки в тетради учащимся.

Учащиеся решают в тетради. Первые 5-7 учащихся показывают тетрадь учителю. Можно по вариантам
Закрепление Какие реакции называют ОВР?

Что такое окислитель?

Что такое восстановитель?

Процесс окисления?

Процесс восстановления?

Учащиеся отвечают с места.  
Домашнее задание Учитель предлагает 3 уравнения реакции по уровням сложности. Озвучивает отметки за диагностику. Учащиеся записывают задание в дневник.