Урок литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Журавль и цапля"". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: создание условий для формирований умений сравнивать  народные сказки разных жанров

Задачи урока:

  • первичное представление о сказке о животных, 
  • активизировать “вдумчивое” чтение,
  • развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать;
  • воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение»

ХОД УРОКА

1. Орг.момент

– Прозвенел звонок, начинаем урок

2. Повторение  пройденного материала

– Послушайте отроки  из  русских народных сказок.

«Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь…»

– Перед вами таблица, которую мы сейчас заполним.
– Назовите сказку.
– Какие события происходят?
– Кто является главными героями сказки?
– Какова  сказка?
– Послушайте следующий отрывок.

«Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
– Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, – дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
– Служивый! Когда ж топор будем есть?
– Да, вишь, он не уварился, – отвечал солдат, – где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню. Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»

– Назовите сказку.
– Какие события в  отрывке?
– Кто является главными героями сказки?
– Какова  сказка?
– Вы видите, что последняя графа осталась незаполненной.

Вид сказки Волшебные Бытовые          ?        
Главный герой Человек и волшебный герой Человек и человек  
События Волшебные Из реальной жизни  
Задача сказки Добро побеждает зло Высмеять недостатки героев  

3. Актуализация знаний

– Перед вами фотографии, найдите среди них  лишнюю (фотографии цапли, журавля и   синицы). 
– Почему  эта фотография лишняя? (Фото синицы, так как эта птица живет в лесах)
– Что вы знаете о цапле и журавле? (Птицы, которые живут на болоте, у них длинные ноги и клюв, питаются лягушками)
– Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О журавле и цапле)

4.  Сообщение темы и целей урока

– Итак, кто сформулирует тему нашего урока?
– Чем  мы будем ,как выдумаете, заниматься на уроке?

5.  Словарная работа

– Посмотрите на доску. Прочитайте и объясните их значения.

ноги долги                               длинные ноги
худо летать                               плохо летать
долговязый                              высокий
несолоно хлебавши                 остаться ни с чем

6.  Слушание произведения.

Итак, приготовились слушать (учебники закрыты у детей)

(Используется аудиозапись)

7.  Выявление первичного восприятия.

– Чем заинтересовала вас сказка «Журавль и цапля?»

8. Работа в группах

– Кто являются главными  героями этой сказки?
– Сейчас вы поработаете в группах.

1 группа – описание поведения журавля

  • «Стоит журавль один в поле…», 
  • «….ноги и хвост так и вязнут…»,
  • «Думал,думал  журавль да опять пожалел…»,

2 группа – описание поведения цапли

  1. «…сидит долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает…»,
  2. «стыдно стало цапле, закрылась она крылышком, и пошла к своей кочке…»,
  3. «…цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет»

3 группа – что думал  журавль о цапле

  • «… она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока»,
  • «сударушка-цапля»,
  • «этакая  нравная…»

4  группа – что думала цапля о журавле

  • «…про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»,
  • «…на тебе платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь…»

Вывод: оба героя, как видно из текста, очень похожи друг на друга.

9. Зполнение таблицы

– Какое событие описывается в сказке? (В сказке описывается комическая ситуация: журавль и цапля ходят свататься, обижают друг друга, находят недостатки, потом жалеют о случившемся, и потом все снова повторяется)
– Могла ли такая история приключиться с людьми? (Да, могла. Значит, в этой сказке ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей.)
– Какую задачу выполняет сказка? (В птицах мы видим людей, которые  часто не могут договориться между собой.Значит, зада ча сказки: высмеять недостатки человека)
– К какому виду вы отнесете эту сказку? Почему?

10. Просмотр мультфильма Ю.Норштейна «Цапля и журавль»

– Юрию Норштейну, сценаристу, режиссеру и аниматору, удалось создать уникальное мультипликационное  произведение «Цапля и журавль»
– Обратим внимание на то, как  был передан авторский замысел.

11. Просмотр мультфильма «Цапля и журавль» и обсуждение

– Что особенно удивило вас в мультфильме?
– Чем отличается сказка словесная от мультипликационной?
– Что делает писатель, чтобы создать неповторимый образ?
– Что делает для этого режиссер ,аниматор?
– В сказке и в мультфильме есть герои. Какими приемами пользуется автор сказки, чтобы о них рассказать, а какими – Ю.Норштейн?
– Каким образом развиваются действия в мультфильме?
– В точности ли они копируют действия героев сказки?

12.  Итог урока

– С каким произведением познакомились?
– О ком эта сказка?
– Чему учит эта сказка?

13. Рефлексия

– Возьмите яркие цветные карточки.
– Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение и поставьте «галочку».

  • Отличное настроение, всё получалось, всё понравилось,  хотелось многое узнать.
  • Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
  • Было скучно, неинтересно, было много затруднений.

14. Домашнее задание

– Расскажите сказку от лица одного из героев (журавля или цапли).