Цель урока: создание условий для формирований умений сравнивать народные сказки разных жанров
Задачи урока:
- первичное представление о сказке о животных,
- активизировать “вдумчивое” чтение,
- развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать;
- воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение»
ХОД УРОКА
1. Орг.момент
– Прозвенел звонок, начинаем урок
2. Повторение пройденного материала
– Послушайте отроки из русских народных сказок.
«Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь…»
– Перед вами таблица, которую мы сейчас
заполним.
– Назовите сказку.
– Какие события происходят?
– Кто является главными героями сказки?
– Какова сказка?
– Послушайте следующий отрывок.
«Ну, старуха, теперь подавай хлеба да
принимайся за ложку: станем кашу есть!
– Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую
кашу можно сварить, – дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
– Служивый! Когда ж топор будем есть?
– Да, вишь, он не уварился, – отвечал солдат, –
где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с
хозяйкою и пошёл в иную деревню. Вот так-то солдат
и каши поел и топор унёс!»
– Назовите сказку.
– Какие события в отрывке?
– Кто является главными героями сказки?
– Какова сказка?
– Вы видите, что последняя графа осталась
незаполненной.
Вид сказки | Волшебные | Бытовые | ? |
Главный герой | Человек и волшебный герой | Человек и человек | |
События | Волшебные | Из реальной жизни | |
Задача сказки | Добро побеждает зло | Высмеять недостатки героев |
3. Актуализация знаний
– Перед вами фотографии, найдите среди них
лишнюю (фотографии цапли, журавля и
синицы).
– Почему эта фотография лишняя? (Фото
синицы, так как эта птица живет в лесах)
– Что вы знаете о цапле и журавле? (Птицы,
которые живут на болоте, у них длинные ноги и
клюв, питаются лягушками)
– Как вы думаете, о ком будет произведение, с
которым мы сегодня познакомимся? (О журавле и
цапле)
4. Сообщение темы и целей урока
– Итак, кто сформулирует тему нашего урока?
– Чем мы будем ,как выдумаете, заниматься на
уроке?
5. Словарная работа
– Посмотрите на доску. Прочитайте и объясните их значения.
ноги долги длинные ноги
худо летать плохо летать
долговязый высокий
несолоно хлебавши остаться ни с чем
6. Слушание произведения.
– Итак, приготовились слушать (учебники закрыты у детей)
(Используется аудиозапись)
7. Выявление первичного восприятия.
– Чем заинтересовала вас сказка «Журавль и цапля?»
8. Работа в группах
– Кто являются главными героями этой
сказки?
– Сейчас вы поработаете в группах.
1 группа – описание поведения журавля
- «Стоит журавль один в поле…»,
- «….ноги и хвост так и вязнут…»,
- «Думал,думал журавль да опять пожалел…»,
2 группа – описание поведения цапли
- «…сидит долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает…»,
- «стыдно стало цапле, закрылась она крылышком, и пошла к своей кочке…»,
- «…цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет»
3 группа – что думал журавль о цапле
- «… она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока»,
- «сударушка-цапля»,
- «этакая нравная…»
4 группа – что думала цапля о журавле
- «…про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»,
- «…на тебе платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь…»
Вывод: оба героя, как видно из текста, очень похожи друг на друга.
9. Зполнение таблицы
– Какое событие описывается в сказке? (В
сказке описывается комическая ситуация: журавль
и цапля ходят свататься, обижают друг друга,
находят недостатки, потом жалеют о случившемся, и
потом все снова повторяется)
– Могла ли такая история приключиться с людьми? (Да,
могла. Значит, в этой сказке ситуация из жизни
животных приближена к реальной жизни людей.)
– Какую задачу выполняет сказка? (В птицах мы
видим людей, которые часто не могут
договориться между собой.Значит, зада ча сказки:
высмеять недостатки человека)
– К какому виду вы отнесете эту сказку? Почему?
10. Просмотр мультфильма Ю.Норштейна «Цапля и журавль»
– Юрию Норштейну, сценаристу, режиссеру и
аниматору, удалось создать уникальное
мультипликационное произведение «Цапля и
журавль»
– Обратим внимание на то, как был передан
авторский замысел.
11. Просмотр мультфильма «Цапля и журавль» и обсуждение
– Что особенно удивило вас в мультфильме?
– Чем отличается сказка словесная от
мультипликационной?
– Что делает писатель, чтобы создать
неповторимый образ?
– Что делает для этого режиссер ,аниматор?
– В сказке и в мультфильме есть герои. Какими
приемами пользуется автор сказки, чтобы о них
рассказать, а какими – Ю.Норштейн?
– Каким образом развиваются действия в
мультфильме?
– В точности ли они копируют действия героев
сказки?
12. Итог урока
– С каким произведением познакомились?
– О ком эта сказка?
– Чему учит эта сказка?
13. Рефлексия
– Возьмите яркие цветные карточки.
– Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите
подходящее вашему состоянию утверждение и
поставьте «галочку».
- Отличное настроение, всё получалось, всё понравилось, хотелось многое узнать.
- Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
- Было скучно, неинтересно, было много затруднений.
14. Домашнее задание
– Расскажите сказку от лица одного из героев (журавля или цапли).