С каждым годом растут и строятся наши города, и одновременно увеличивается транспортный поток на улицах. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание и невыполнение элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Предоставленные сами себе дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определять расстояние до приближающейся машины и её скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возникновение опасности в быстро меняющейся обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. По этой причине взрослым, педагогам и родителям необходимо учить детей правилам поведения на улице.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем и все, что ребенок усвоил в детском саду, прочно остается у него навсегда.
Поэтому педагоги нашего детского сада решили начать работу с детьми по изучению правил дорожного движения.
Слаженность в работе – залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в том числе педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).
Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в нашем дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя. Поэтому инструктор по физической культуре работает в тесном сотрудничестве с воспитателями.
Интегрированная непосредственно непрерывная образовательная деятельность – это новая форма проведения физической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Полученные знания у воспитателя дети могут применить и уточнить при выполнении заданий инструктора по физической культуре.
Поэтому дошкольное физическое воспитание может формировать не только высокий уровень здоровья ребенка, но и фундамент культуры поведения на дороге будущего взрослого человека. Следует особо подчеркнуть, что интегрированные занятия, в свою очередь, будут способствовать развитию восприятия, памяти, проявлению положительных эмоций, у детей увеличивается словарный запас, формируются понятия как «физкультурные», так и «дорожной безопасности». Ребенок узнает, как вести себя на улице, что такое правила дорожной безопасности, как сохранить свое здоровье в условиях современного мегаполиса, как правильно перейти дорогу, что такое светофор и подземный переход и многое другое.
Периодичность интегрированных занятий выбирается педагогом. В нашем ДОУ такие занятия проводятся 8 раз в год во всех возрастных группах (по два раза в каждом сезоне) и связаны они с тематическим планированием. Такие занятия объединены единой темой. Им предшествует блок познавательной работы, проводится они могут, в форме путешествий.
Интегрированные физкультурные занятия имеют общепринятую структуру. Сочетание физической активности с закреплением и расширением знаний о правилах дорожного движения. Так, наблюдения за действиями пешеходов и водителей, беседы о правилах дорожного движения могут проводиться в подготовительной части занятия в сочетании с ходьбой в умеренном темпе. Я использую в этой части занятия игровую ситуацию, когда часть детей изображает водителей, а другая – пешеходов.
Затем дети выполняют физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки. В нашем дошкольном учреждении используются комплексы общеразвивающих упражнений по правилам дорожного движения: «Водители», «Веселые пешеходы», «Шуршат по дорогам веселые шины».
На каждом занятии предлагается три основных вида движений. Инструктор по физической культуре наполняет их содержанием безопасного поведения на дороге используя такие приемы как: художественное слово, вопросы по теме.
Затем проводится подвижная игра. Особую заинтересованность у наших детей возникает при использовании наглядности с последующим моделированием ситуации. Например, мы с детьми рассмотрели сюжетную картину «Перекресток». Затем небольшая беседа, в ходе которой мы с детьми выясняем действия всех участников дорожного движения на перекрестке. После чего на полу выкладываются шнуры, пересекающие друг друга под прямым углом. У одного конца шнура стоит взрослый с сигналами светофора. Дети под музыку подходят к перекрестку и действуют по сигналам педагога: при красном – останавливаются, при жёлтом – идут вправо, влево или вперёд. Таким образом, дети в подвижной игре закрепляют знания правил безопасного поведения на дороге.
В заключительной части интегрированного занятия можно использовать пальчиковую, дыхательную гимнастики с содержанием правил дорожного движения.
Таким образом, используя в работе интегрированные занятия по правилам дорожной безопасности, мы убедились, что изучение правил дорожного движения доступно детям дошкольного возраста и позволяет закрепить и уточнить первоначальные знания, умения и навыки о правилах безопасного поведения на улице. Выпуская детей в школу, мы знаем, что наши выпускники умеют ориентироваться в окружающей обстановке.
Список литературы:
- Романова Е. А., Малюшкина А. Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста, М. ТЦ Свера, 2005 г.
- Захарова С.Н. "Праздники в детском салу" – Москва – Владос – 2000.
- Карпушина М.Ю. "Логоритмические занятия в детском саду".
- Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. "Праздник в детском саду" – Ростов-на-Дону – Феникс, 2001.
- Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора» – М.:1989.
- Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.
- «Детский сад от А до Я» 2005 – №1, с 84-87.