Аннотация
Одной из актуальных проблем в области
организации процесса обучения физике в классах
гуманитарного профиля является
заинтересованность учеников.
Данная программа поможет, реализуя
межпредметную интеграцию, развить творческое
мышление, инициативу и интеллектуальные
способности.
Новизной данной программы является
интегративный подход к формированию
познавательного интереса в изучении физики;
использование в качестве опорного учебного
материала книгу В.Панина «Научные открытия,
меняющие жизнь», что даёт весомый результат в
освоении обучающимися научной и информационной
среды современного общества.
С точки зрения содержания программа является
преимущественно информационной; направленность
программы – естественнонаучная.
Важен и вариативный подход к организации
учебного процесса: учитель может выбрать
наиболее удобный в каждом конкретном случае
набор заданий (это зависит от особенностей детей,
от темы изучаемого материала на уроках).
Форма реализации: элективный курс.
Срок реализации образовательной программы: 18 часов.
Форма обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительный, иллюстративный, поисковый, проблемный.
Целевая аудитория: программа рассчитана на учащихся 9-10-х классов гуманитарного профиля.
Условия освоения программы: считается, что учащиеся осваивают базовый курс физики.
Целевое назначение программы: учащиеся, успешно освоившие данную программу:
- Разовьют навыки самообразования, научатся работать с различными источниками информации, анализировать и систематизировать знания;
- Смогут оценить значение и влияние научных открытий в области естественных наук на настоящее и будущее человечества;
- Научатся понимать роль и место человека в природе.
Ключевые понятия:
- Наука
- Открытие
- Информация
- Нанотехнологии
- Изобретение
Проблемные вопросы курса:
- Какие научные открытия стали принципиально важными и определяют наше существование, а какие ещё предстоит совершить?
- Действительно ли мир меняется, подчиняясь разуму человека?
- Сколько опасностей таят новейшие изобретения и как они могут изменить ближайшее будущее?
- Кто мы? Откуда пришли? Куда идём?
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данной программы к завершающему этапу ученики обладают дополнительными знаниями в области применения естественнонаучных открытий, уметь самостоятельно работать с различными источниками информации, выстраивать логические связи, анализировать и интерпретировать научные факты, прорабатывать возникающие проблемы и находить пути их решения.
Содержательная характеристика программы
Учебно-тематический план
№ | Тема |
Количество часов |
1. | Самые значимые научные открытия. | 4 |
2. | Энергия и транспорт будущего. | 3 |
3. | Оружие будущего. | 2 |
4. | Роботы. | 3 |
5. | Проблемы «вечной» жизни. | 3 |
6. | Наше космическое будущее. | 3 |
Итого 18 ч |
лективный курс состоит из блоков, раскрывающих
все сферы применения научных открытий.
В таблице приведены примерные задания, которые
можно адаптировать или расширить в рамках данной
образовательной программы.
№ | Ресурсное обеспечение | Типовые задания по теме | Творческие задания по теме | Оборудование |
1. Самые значимые научные открытия. | Лекция учителя. Книга В.Панина «Научные открытия, меняющие жизнь» (1 и 2 главы) |
Изучить материалы по теме, выделить сферы интересов изобретателей и учёных в разные временные эпохи. Составить собственную классификацию самых значимых научных открытий, показать их взаимосвязь с историческими событиями в обществе. | Разработать вопросы к викторине «Великие открытия человечества» | Тетрадь, персональный компьютер, интерактивная доска, проектор. |
2. Энергия и транспорт будущего. | Книга В.Панина «Научные открытия, меняющие жизнь» (3, 4, 7 и 8 главы) | Изучить материалы по теме, систематизировать знания (таблица), составить словарь незнакомых понятий и дать им толкование ( использовать для этого Интернет, словари, энциклопедии). | Разработать проект использования энергии будущего (по группам) | |
3. Оружие будущего. | Книга В.Панина «Научные открытия, меняющие жизнь» (10 глава) | Изучить материалы по теме, выделить сферы интересов учёных в конструировании оружия будущего на основе лазера. | Написать эссе или свой комментарий «Как ядерная физика повлияла на исход второй мировой войны?» | |
4.Роботы. | Книга В.Панина «Научные открытия,
меняющие жизнь» (11 глава) Эссе о роботах А Азимова из сборника «Мечта роботов» |
Изучить материалы по теме, обсудить их в дискуссионных группах. Ответить на один из проблемных вопросов программы. | Выполнить задание Текст №1 из рабочей тетради «Увлекательный мир нанотехнологий» | |
5. Проблемы «вечной» жизни. | Книга В.Панина «Научные открытия, меняющие жизнь» (12 глава) | Изучить материалы по теме, ответить на один из проблемных вопросов программы. | Раскрыть содержание темы в мультимедиа презентации. | |
6. Наше космическое будущее. | Книга В.Панина «Научные открытия, меняющие жизнь» (13 глава) | Изучить материалы по теме, найти в Интернете информацию об ближайших планетах, о перспективах их освоения человеком. | Составить вопросы к кейсу по данной теме. |
Аттестация по курсу:
Для получения зачёта по программе данного элективного курса учащимся – гуманитариям необходимо:
– посещать все занятия,
– успешно выполнить творческие работы не менее
четырёх тем,
– получать позитивные эмоции от работы.
Литература:
- В.Панин «Научные открытия, меняющие мир», Питер, 2011
- Е.И.Казакова «Увлекательный мир нанотехнологий: Рабочая тетрадь для старшеклассников» , Санкт-Петербург, Школьная Лига Роснано, 2011