Ээкологическая викторина "Ох, уж эта вода!"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: обобщение знаний учащихся о воде как о самом распространенном веществе на Земле, полученных на уроках различных естественнонаучных дисциплин.

Задачи:

  • обобщить и проверить знания обучающихся о воде;
  • продолжить экологическое  воспитание  обучающихся;
  • формировать   экологическую  культуру;
  • развивать  творческие способности обучающихся;
  • сформировать у обучающихся  интерес к игре, к смене занятий как форме отдыха.

Участники: 3 команды 5-6 классов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.

– Сегодня мы с вами постараемся раскрыть многие тайны подводного мира и узнаем много интересного о воде. У нас пройдёт викторина. В тихих заводях-конкурсах  вас ждут вопросы, задания, загадки о воде. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получит в награду 1 балл.

1. Заводь “Загадочная”

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?

(Снежинки)

Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет.

(Радуга)

Бел, да не сахар,
Не колючий, светло-синий (Иней)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно … (Лёд)

Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.

(Сосульки)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.

(Река)

В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде.

(Волны)

День и ночь кричит,
А голос не устаёт?

(Водопад)

 

Кругом вода,
А с питьём беда.

(Море)

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.

(Ручеёк)

Ног нет, а идёт?
По кустам развешан … (Cнег)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём.

(Роса)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.

(Дождь)

В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.

(Прорубь)

Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.

(Лужа)

Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь.

(Болото)

Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.

(Облака)

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые.
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …

(тучи)

2. Заводь “Опытно-дегустационная”

Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.

3. Определить вкус воды

Рассказать, чем она полезна человеку.
(медовая, чесночная, лимонная, минеральная)
А знаете ли вы?

4. Написать как можно больше названий водоёмов России

“Весёлые ручейки”

5. Чья команда быстрее выпьет бутылку минеральной  воды – получит 5 баллов

“Охранная”

6. Рассказ воспитателя

Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, – утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, – писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и разбазаривают её по пустякам.
Сегодня утром мы получили письмо от некогда большой, бурлящей и полноводной реки.

Роберт Бернс

Жалобы реки (отрывок)

Здравствуй, человек!
Во мне остался только ил.
Небесный зной жестокий
Ручьи до дна пересушил,
Остановил потоки.
Живая быстрая форель
В стремительном полёте
Обречена попасть на мель,
Барахтаться в болоте.
Увы, ничем я не могу
Помочь своей форели
Она лежит на берегу
И дышит еле-еле.
Давно ли я грозных скал
Бурлила и ревела
И водопад мой бушевал,
Вскипая пеной белой.
Прошу, припав к твоим ногам,
Во имя прежней славы.
Ты посади по берегам
Кусты, деревья, травы.
Когда придёшь под сень ветвей
Плеснёт играя рыба
И благородный соловей
Тебе споёт спасибо.
Пускай прохожего ольха
Манит своей прохладой,
А дуб укроет пастуха
От ливня и от града.
Пусть ёлки тянутся ко мне
Своей зубчатой тенью
И видят в ясной глубине
Верхушек отраженье.
Пускай берёз листва звенит
На каменных утёсах
И мой боярышник хранит
Певцов звонкоголосых.

7. Воду нужно беречь!

Это должен понять и запомнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам (оформить их в виде листовок).

“Вода и здоровье”

Если не хочешь чихать и сморкаться,
Лекарство глотать и микстуру,
Ты должен холодной водой обливаться.
Да здравствуют водные процедуры.
Если желаешь быть грязным, чумазым, немытым,
Чтобы причёска была как на грядке рассада,
То ванна, баня, бассейн и душ должны быть забыты,
А процедуры – особенно водных, – не надо.
Если ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым,
Бодрым, красивым, весёлым, умелым.
Должен ты подружиться с водою,
Ну и, конечно, со мною!
Потому что без воды и ни туды, и ни сюды!
Что даёт человеку вода? Написать на листочках.

8. “Песенная” заводь

Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд. Вот об этом обо всём дружно мы сейчас споём. За 5 минут команда должна вспомнить как можно больше песен о воде, реке, озере, море, дожде, тумане, радуге …

 9. Пока подводятся итоги по каждому конкурсу для всех команд, ведущий  проводит игру  с командами

Лето – чудная пора,
Детвора кричит … (Ура)
Нам и реки, и леса
Дарят летом … (чудеса)
А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
Как приятно бегать вам
По ромашковым … (лугам)!
Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы).

10. Итоги.  Награждаются победители.