Цель: обобщение знаний учащихся о воде как о самом распространенном веществе на Земле, полученных на уроках различных естественнонаучных дисциплин.
Задачи:
- обобщить и проверить знания обучающихся о воде;
- продолжить экологическое воспитание обучающихся;
- формировать экологическую культуру;
- развивать творческие способности обучающихся;
- сформировать у обучающихся интерес к игре, к смене занятий как форме отдыха.
Участники: 3 команды 5-6 классов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступление:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
– Сегодня мы с вами постараемся раскрыть многие тайны подводного мира и узнаем много интересного о воде. У нас пройдёт викторина. В тихих заводях-конкурсах вас ждут вопросы, задания, загадки о воде. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получит в награду 1 балл.
1. Заводь “Загадочная”
Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки) Приказало солнце: стой, (Радуга) Бел, да не сахар, Прозрачен, как стекло, Детки сели на карниз (Сосульки) Чуть дрожит на ветерке (Река) В тихую погоду (Волны) День и ночь кричит, (Водопад)
Кругом вода, (Море) Бегу я, как по лесенке, (Ручеёк) |
Ног нет, а идёт? По кустам развешан … (Cнег) Утром бусы
засверкали, (Роса) Шумит он в поле и в саду, (Дождь) В новой стене, (Прорубь) Дождь прошёл, а я остался (Лужа) Не вода и не суша – (Болото) Пушистая вата (Облака) По небесам оравою (тучи) |
2. Заводь “Опытно-дегустационная”
Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.
3. Определить вкус воды
Рассказать, чем она полезна человеку.
(медовая, чесночная, лимонная, минеральная)
А знаете ли вы?
4. Написать как можно больше названий водоёмов России
“Весёлые ручейки”
5. Чья команда быстрее выпьет бутылку минеральной воды – получит 5 баллов
“Охранная”
6. Рассказ воспитателя
Нет ничего более драгоценного, чем чудесная,
самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже
золота”, – утверждали бедуины, всю жизнь
кочевавшие в песках. “ Вода! Вода, у тебя нет ни
вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно
описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты
такое! Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас
радостью, которую не объяснить нашими чувствами
…Ты самое большое богатство на свете ”, – писал
о воде Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно,
вода – самое большое богатство, без которого ни
один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти
дней. Но иногда люди забывают про это богатство и
разбазаривают её по пустякам.
Сегодня утром мы получили письмо от некогда
большой, бурлящей и полноводной реки.
Роберт Бернс
Жалобы реки (отрывок)
Здравствуй, человек!
Во мне остался только ил.
Небесный зной жестокий
Ручьи до дна пересушил,
Остановил потоки.
Живая быстрая форель
В стремительном полёте
Обречена попасть на мель,
Барахтаться в болоте.
Увы, ничем я не могу
Помочь своей форели
Она лежит на берегу
И дышит еле-еле.
Давно ли я грозных скал
Бурлила и ревела
И водопад мой бушевал,
Вскипая пеной белой.
Прошу, припав к твоим ногам,
Во имя прежней славы.
Ты посади по берегам
Кусты, деревья, травы.
Когда придёшь под сень ветвей
Плеснёт играя рыба
И благородный соловей
Тебе споёт спасибо.
Пускай прохожего ольха
Манит своей прохладой,
А дуб укроет пастуха
От ливня и от града.
Пусть ёлки тянутся ко мне
Своей зубчатой тенью
И видят в ясной глубине
Верхушек отраженье.
Пускай берёз листва звенит
На каменных утёсах
И мой боярышник хранит
Певцов звонкоголосых.
7. Воду нужно беречь!
Это должен понять и запомнить каждый! Придумайте обращения к отдыхающим у воды людям, к рыбакам, туристам (оформить их в виде листовок).
“Вода и здоровье”
Если не хочешь чихать и сморкаться,
Лекарство глотать и микстуру,
Ты должен холодной водой обливаться.
Да здравствуют водные процедуры.
Если желаешь быть грязным, чумазым, немытым,
Чтобы причёска была как на грядке рассада,
То ванна, баня, бассейн и душ должны быть забыты,
А процедуры – особенно водных, – не надо.
Если ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым,
Бодрым, красивым, весёлым, умелым.
Должен ты подружиться с водою,
Ну и, конечно, со мною!
Потому что без воды и ни туды, и ни сюды!
Что даёт человеку вода? Написать на листочках.
8. “Песенная” заводь
Вода – это и дождь, и туман, и снег, и иней, и град, и лёд. Вот об этом обо всём дружно мы сейчас споём. За 5 минут команда должна вспомнить как можно больше песен о воде, реке, озере, море, дожде, тумане, радуге …
9. Пока подводятся итоги по каждому конкурсу для всех команд, ведущий проводит игру с командами
Лето – чудная пора,
Детвора кричит … (Ура)
Нам и реки, и леса
Дарят летом … (чудеса)
А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
Как приятно бегать вам
По ромашковым … (лугам)!
Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы).
10. Итоги. Награждаются победители.