Урок математики по теме "Число и цифра 5". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели урока: сформировать представление о числе пять с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью   графической модели и цифрой, сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах пяти.

Задачи: формировать:

  • умениеопределять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные результаты);
  • умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД);
  • умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • работать в группе, выполнять различные роли (Коммуникативные УУД);
  • умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УУД).

Оборудование:

  • для учителя – проектор;
  • для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы, кубики  с изображением графических моделей чисел

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые  результаты

предметные

Личностные, метапредметные

1. Мотивирование к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
– наметить шаги учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку
– Вспомним правила поведения на уроке.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори всё чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.

Предлагает ответить на вопросы.
– Для чего нужно соблюдать эти правила?

– Сегодня мы работаем в парах. Давайте вспомним правила общения.

– Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
– Значит …

– Какое новое знание мы открыли на прошлом уроке?
– Сегодня мы продолжим работу.
– Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.
– Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали.

Проговаривают правила общения.

– Значит, мы открываем что-то новое.

 

 

Проговаривают последовательность действий на уроке.
– Знакомимся с основным вопросом урока.
– Открываем новое знания.  – Применяем новое знание.

  – волевая саморегуляция; (Регулятивные УД);
– совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; (Коммуникативные УД).

оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УД).

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (Личностные УД).

Выполнять различные роли в паре (Коммуникативные УД).

Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УД).

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель:

1) Актуализировать представление о числах от 1 до 4  с опорой на числовой отрезок;
2) Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

Осуществляет индивидуальный контроль
1) Предлагает задания (задание на соответствие количества предметов с графической моделью чисел 1-4).
2) Проводит параллель с ранее изученным материалом (установление порядка чисел от 1 до 5)..
3) Контролирует выполнение работы.
4) Организует фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию.
 

1) Выполняют задания по карточкам (индивидуально).

2) Обосновывают выбор правильного ответа.
Фронтальная работа

 

3) Производят самоконтроль.

4) Отвечают на вопросы учителя.
5) Выявляют закономерность расположения чисел на числовом отрезке.

 – учатся отличать верно выполненное задание от неверного;
– умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
– осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,
– осознание качества и уровня усвоения;
– формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (Регулятивные УД).
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (Познавательные УД).
Самоконтроль (Регулятивные УД).
Умение слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УД).
3. Выявление места и причины затруднения

Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.

Организует фронтальный опрос.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует подводящий к теме диалог.
Какой возникает вопрос?
Фиксирует вопрос на доске
– Какая тема урока сегодня?
– Какую цель ставим?

Выполняют задание.

1) Сравнивают числа 1- 4, применяют знания состава числа 4, его место нахождения на числовом луче

2) Формулируют тему и задачи урока.

 – учатся работать по предложенному учителем плану;
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 
Определять и формулировать цель на уроке самостоятельно (Регулятивные УД).
4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

1) Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений.
2) Согласовать цель  и тему урока.

Организует обсуждение способов решения проблемы.
1) На доске детям предлагается числовой отрезок от 1 до 5.
2) Записать на числовом отрезке цифру 5.
3) Выбор написания цифры 5.
 

1) Определяют место расположения числа 5.
2) Выбирают правильное написание цифры 5.

– умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
– умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения; (Регулятивные УД)
– умение слушать и понимать речь других;  (Коммуникативные УД).
– учитывать разные мнения. (Коммуникативные  УД).
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать поиск решения учебной проблемы   
2) Составить графическую модель числа 5.
3) Научить писать цифру 5.
4) Рассмотреть состав числа 5.
1) Организует обсуждение изображения графической модели числа 5. (– составление графической модели числа 5;
– знакомство с правильным написанием цифры 5.
– знакомство с составом числа 5).

2) Организует обмен мнениями.

Высказывают свои предположения
в парах:
1) Составляют графическую модель числа 5.
2) Учатся писать цифру 5.
3)Рассматривают состав числа 5.
Формулируют свои выводы
проговаривание последовательность действий на уроке;
– формирование познавательной инициативы. 
– умение находить и выделять необходимую информацию;
– умение делать предположения и обосновывать их.
Проговаривать последовательность действий на уроке;  высказывать своё предположение (Регулятивные  УД).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; вычитывать все виды текстовой информации (Познавательные УД).
– умение осознавать ответственность за общее дело;   
(Регулятивные УД).
– умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;  (Личностные УД)
– умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; (Коммуникативные УД
– умение слушать и понимать речь других;
(Коммуникативные УД).
– учитывать разные мнения.
(Коммуникативные УД).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: зафиксировать состав числа 5.
Уточняет понимание уч-ся.         – Какой наш следующий шаг?
Формулирует задание.
– Прочитайте задание.
– Что нужно сделать?

Предлагает парную работу с последующей взаимопроверкой.
Организует взаимопроверку.

Отвечают на вопрос учителя.     – Применяем новое знание.

Самостоятельно читают задание.
Проговаривают алгоритм выполнения задания вслух

Выполняют задание в паре, проговаривая алгоритм работы.
Выполняют взаимопроверку.

– умение применять знание состава числа 5 – самоконтроль
(Регулятивные УД).
– умение осознавать ответственность за общее дело; 
(Регулятивные УД).
Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану (Регулятивные УД).

Оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре.
(Коммуникативные УД).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать  применение новых знаний.

Организует самостоятельную работу (упражнение на закрепление состава числа 6).
Контролирует выполнение работы
1)Выполняют самостоятельную работу (индивидуально).
2)Производят
самоконтроль.
– умение применять новые знания самоконтроль
– оценка, контроль, коррекция
(Регулятивные УД)
– Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем
(Регулятивные УД).
8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: организовать работу по отработке умения устанавливать взаимосвязь между частью и целым

Формулирует задание:
–сравнить совокупности по количеству предметов (1- 5);
– обозначить порядок картинок цифрами
По очереди комментируют, сравнивают.

Составляют небольшой рассказ по картинкам.

–умение сравнивать числа с помощью составления пар Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
(Коммуникативные УД).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:
1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
2) Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует рефлексию учебной деятельности.
1)Задаёт вопросы о задачах урока 
(соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом).
Организует оценочные высказывания:
– Какое новое знание открыли?

2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились? (фиксация нового знания во внешней речи).
Предлагает  оценить свои достижения на уроке

1) Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2) Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

– Несколько человек дают оценку по лестнице успеха.

– умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Оформлять свои мысли в устной форме: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; (Коммуникативные УД).
– умение слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его, умение оценивать себя на основе критерия успешности (Регулятивные УД).