Цель: организовать ситуацию понимания грамматической зависимости существительных и глаголов в числе.
Задачи: организовать актуализацию знаний об именах существительных и глаголов как части речи; создание на уроке проблемной ситуации для понимания числа у глагола.
Цель учащихся: научиться определять число глаголов.
Проект урока.
1 этап
1. Эмоциональный настрой
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал,
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2. Минутка чистописания: на доске буквы в,т,з
– Что общего можно сказать о буквах? Какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ.
3. Актуализация опорных знаний
– Посмотрите на доску, что скажите о записи: дазвез
ютсия
– Что можно сказать о слове ЗВЕЗДА, о слове
СИЯЮТ.
– Что вы знаете о существительном?
(Выстраивается модель), о глаголе? (модель)
ЗВЕЗДА СИЯЮТ
Сущ. Что? Гл. (что делают?)
Ж.р. ед.ч.
– Что можно сказать о составленной записи?
Почему так произошло? А хотите знать? А зачем
вам это надо?
– Ребята, какую работу можно выполнить с данными
словами. (Составление предложений, работа в
парах).
2 этап
На доске вывешиваются варианты. (Если в распространенном предложении находим пары наших слов и выписываем отдельно.)
– Что скажете? (Мы изменили существительное,
так как к данному глаголу подходит это
существительное, мы изменили глагол, так как к
данному существительному подходит этот глагол.)
– Как вы изменили слова?
– Какое открытие вы сделали для себя? (Что
существительное и глагол должны стоять в одном
числе, чтобы было понятно, правильно и красиво.)
– Хотите сравнить свое открытие с тем, что дано в
учебнике? (Работа с учебником стр. 116 выполнение
упражнения, чтение вывода)
Физминутка
Игра «Правильно неправильно»
Если я правильно связала существительное с
глаголом, то вы изображаете это действие. Если не
правильно, то нет.
Зайчики прыгают, лягушки квакают, летают воробей,
рыбки плавают, девочки плачет, дерево качается,
артисты кланяются, ученики садятся за парты.
3 этап
На столах карточки:
1) Пришли теплая весна.
2) Прилетел шумные грачи.
3) Оживают лесные поляны.
– Прочитайте. Что заметили? А вы сможете это исправить? Тогда я предлагаю поработать в парах . Исправьте эти предложения и свои варианты запишите в тетрадь. (Проверка по одному предложению с комментированием.)
– Какие знания вам помогли выполнить задание. На что вы обращали внимание? (Возвращение к работе со схемой). Если я вас правильно поняла, то между существительным и глаголом есть связь. Кто может стрелками показать на схеме? Вы согласны?
4 этап. Рефлексия
– Какое открытие для себя каждый из вас сделал? Кто вам в этом помог? Что было трудно? За что я могу себя похвалить?
Домашнее задание: творческое задание – составить сказку о дружбе существительного и глагола.