Урок по теме "Твои помощники – органы чувств". 1-й класс
Цели:
- выявить знания у учащихся о наших органах чувств, их значением и защитой;
- обратить внимание учеников на самих себя, как бы открыть и осознать богатство возможностей в познании мира собственных органов чувств;
- развивать навыки исследовательской деятельности; мышление, внимание, грамотную речь.
- продолжать учиться работать с рисунком как с источником информации;
- формировать общую культуру учащихся.
Формируемые УУД:
- Личностные: положительное отношение к процессу обучения;
- Познавательные:анализировать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя); понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;
- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения;
- Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы и отвечать на них.
Оформление: презентация на интерактивной доске,
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, предметы для проведения опытов (духи, ватные диски, ванилин, лимон, апельсин, яблоко, клубок ниток, ёлочный шар, воздушный шар, солёная, кислая, сладкая и пресная вода, стаканы для воды)
ХОД УРОКА
I. Целеполагание, постановка задач, мотивация. Проблемная ситуация
Презентация. Слайд 1: Тема урока: Наши помощники – органы чувств».
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
– Кто является нашими помощниками в познании мира?
Предположите!
– Ребята, вы знаете, кто такие исследователи?
– Хотели бы вы себя попробовать в научной исследовательской
деятельности? Я предоставляю вам такую возможность, сегодня на
уроке мы все станем исследователями!
Слайд 2: «Кто такие исследователи?» Исследователь выдвигает
гипотезы, и вы это уже сделали!!!
– Исследователь ставит перед собой задачи, которые должен
выполнить. Какие задачи поставите вы перед собой на уроке?
II. Учебная задача.
Исследование 1
Слайд 3: Загадка
Живёт мой братец за горой,
Не может видеться со мной.
– Отгадайте загадку и скажите, какой первый предмет нашего
исследования, то – что мы будем вместе изучать.
(Глаза)
– Проделаем небольшой опыт:
– Что у меня в руке? (Шар)
– Какой он формы? (Круглой)
– Какого размера? (Большой)
– Какого цвета? (Зелёный)
– Как он может двигаться?
– Какой орган чувств вам помог в данном опыте? (Глаза)
– Какой вывод можно сделать? Их функция…
Слайд 4: Вывод: Глаза помогают нам видеть. Помогают определить цвет, форму предметов, их движение, читать книги, смотреть телевизор.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
– Кому особенно важно различать цвета? (Шофер, машинист, художник)
Слайд 5: Животным глаза также нужны. Посмотрите, какими разнообразными могут быть глаза.
Вывод: Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Глазами мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время, именно глаза больше всего говорят о человеке.
Слайд 6:
Зарядка для глаз
– Но достаточно ли человеку иметь только этот орган чувств?
Исследование 2. Слайд 7.
– Проведем опыт: закройте глаза. Представим, что мы в очень
тёмном месте, где глаза ничего не видят. Они не участвуют в
эксперименте – честно закроем двумя ладошками!
(Учитель хлопает в ладоши)
– Что произошло? (Хлопок)
– Продолжаем опыт. (Учитель рвет бумагу)
– Что произошло сейчас? (Порвали бумагу)
– А что сейчас случилось? (Двигали стул с шумом)
– Как вы догадались, ведь глаза у вас были закрыты?
(Услышали)
– Какой орган вам в этом помог? (Уши)
Слайд 8.
– Какой вывод можно сделать? (Уши помогают нам слышать,
понимать, кто или что нас окружает. Благодаря слуху – мы избегаем
неприятных или опасных громких шумов.)
Слайд 9.
Вывод: Уши – орган слуха. С помощью ушей мы слышим
речь других людей, звуки природы, музыку. Животным уши так же
нужны. Посмотрите, какими разнообразными они могут быть.
Физпауза
Под музыку отдохнуть и представить, чья это музыка.
Слайд 10: Появляются постепенно картинки: оркестр, пение птиц, шум моря.
Исследование 3. Слайд 11.
– Была бы полнота восприятия мира, если бы человек имел только
эти 3 органа чувств? Могли бы мы тогда знать, какой аромат у розы и
наслаждаться им?
Проведем опыт: Приглашаю 2 человек определить эти запахи.
Слайд 12.
– Какой вывод можно сделать? (Нос – орган обоняния помогает нам
чувствовать запах пищи, чувствовать запах химических веществ,
чувствовать ароматы, замечать неприятные запахи.)
Слайд 13.
Вывод: Нос – орган обоняния. С помощью носа мы
чувствуем запахи. Животным носы так же нужны. Посмотрите, какими
разнообразными они могут быть
Здесь же внимание на ОБЖ: опасно нюхать незнакомые вам, острые
запахи! Не соглашаться, если предлагают, например, для
удовольствия!
Исследование 4.
Слайд 14: Загадка:
Всегда во рту,
А не проглотишь.
– Отгадайте загадку и скажите, какой предмет нашего
исследования, то – что мы будем вместе изучать. (Язык)
Слайд 15: Язык – орган вкуса. Органы вкуса находятся на языке.
Именно с их помощью ты определяешь, что конфета – сладкая, соль –
соленая. Рецепторы – можете поэкспериментировать с взрослыми.
Проведем опыт: на столе у меня стоят стаканы с водой (сладкая,
соленая, кислая, простая).
– Можете ли вы, используя орган зрения и слуха, определить, в каком
стакане вода сладкая, соленая или простая? (Нет)
– А что для этого нужно сделать? (Надо попробовать)
– Какой орган вы подключите к выполнению этого задания? (Язык).
(Дети пробуют воду и определяют вкус)
– Какой вывод можно сделать? (Язык помогает определить
вкус)
Слайд 16:
Вывод: Язык – орган вкуса. С помощью языка мы
определяем вкус. Посмотрите, какими разнообразными бывают языки у
животных.
ОБЖ – опасно самостоятельно пробовать дома прозрачные жидкости!
Исследование 5.
Слайд 17: Орган осязания.
Опыт – «Что в моей корзинке»
5 человек выходят к доске. Они одевают перчатки. Пробуют в корзине распознать предметы (луковица, яблоко, клубок ниток, апельсин, ёлочная игрушка). Затем без перчаток.
– Чем осязаем, чувствуем поверхность предмета и в результате его узнаём?
Слайд 18: Какой вывод можно сделать? (Кожа – помогает
осязать предметы)
Слайд 19: Посмотрите, какая разнообразная бывают кожа у
животных.
Общий вывод: Можно ли считать все эти органы нашими помощниками?
Минутка отдыха.
III. Планируемый учителем результат урока
– Что нам удалось в результате проделанного исследования? Какая
гипотеза подтвердилась?
Слайд 20. Работа в парах. У детей на столах такие же карточки. Кто
быстрее? Пригласить на интерактивную доску – соединить стрелками
рисунки и новые термины.
IV. Закрепление
– Давайте поиграем. Слушайте внимательно.
Игра «Полезно – вредно»
1. Читать лежа (вредно).
2. Делать гимнастику для глаз (полезно).
3. Смотреть близко телевизор (вредно).
4. Читать при хорошем освещении (полезно).
5. Ковырять в ушах (вредно).
6. Защищать уши от сильного шума (полезно).
7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь
(полезно).
8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).
V. Рефлексия
Слайды 21-22.
Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сёстрами.