Цели:
- обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации; выявить основные функции знаков препинания;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение обосновывать выбор знаков препинания (устно и графически), развивать монологическую речь;
- формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
- воспитывать интерес к предмету.
Ключевые слова урока:
- синтаксис
- пунктуация
- знаки препинания
- функция знаков препинания
ХОД УРОКА
1. Введение в тему урока
Подготовка учащихся к восприятию темы урока.
Слово учителя: Чтобы сформулировать
тему урока, прослушайте отрывок из книги К.
Паустовского «Золотая роза».
Когда Паустовский был совсем молодым, он работал
в Одессе в газете «Моряк». В этой газете в то же
время сотрудничал и писатель А.К. Соболь. Однажды
А.К. Соболь принес в редакцию интересный рассказ,
безусловно, талантливый, но небрежно
оформленный. Корректор Благов взялся поправить
текст, не изменяя в нем ни одного слова, и сделал
это довольно быстро.
«Я прочел рассказ, – пишет К. Паустовский, – и
онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все
стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и
словесного разброда не осталось и тени. При этом
действительно не было выброшено или прибавлено
ни одного слова.
Я посмотрел на Благово.
– Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
– Да просто расставил правильно все знаки
препинания. У Соболя с ними форменный кавардак.
Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы.
Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о
знаках препинания. Они существуют, чтобы
выделить мысль, привести слова в правильное
соотношение и дать фразе легкость и правильное
звучание. Знаки препинания – это как нотные
знаки. Они твердо держат текст и не дают ему
рассыпаться».
2. Беседа по тексту
– Догадались, какая тема урока? Да, мы сегодня
говорим о пунктуации и о роли знаков препинания в
предложении и тексте. Запишите тему урока. Слайд.
– Какова цель, по-вашему, нашего урока?
(Формулирование целей урока)
– Ключевые слова урока?
синтаксис
пунктуация
знаки препинания
функция знаков препинания
3. Повторение
– Что такое СИНТАКСИС?
От греч. Syntaxis – «составление» – раздел
грамматики, изучающий строй связной речи.
Синтаксис включает в себя две основные части: 1) –
синтаксис словосочетания; 2) синтаксис
предложения.
– Что изучает ПУНКТУАЦИЯ?
от лат. Punctum – «точка» – собрание правил о
постановке знаков препинания
– Какие существуют знаки препинания?
Современные знаки препинания: . ! ? … ; , : – ( ) « »
– Какова роль знаков препинания? Прочтите в
тексте, найдите ответ, выпишите в тетрадь.
«Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
– Проанализируйте роль знаков препинания в этом тексте.
Функции знаков препинания: завершения, разделения, выделения.
4. Работа по учебнику: § 20, упр. 145.
– Каково назначение знаков препинания?
Пунктуация – это система знаков, которые способствуют выполнению одной из функций письменной формы языка – быть средством коммуникации, общения между людьми
5. Словарная работа
– Для чего служит письменная речь? Для общения. Каким словом еще называется общение?
Коммуникация, коммуникативный.
Задание: вставьте пропущенные буквы, составьте словосочетание с этим словом. Коммуникативная функция знаков препинания хорошо иллюстрируется следующим примером, приведенным в книге Г. Граника «Секреты пунктуации».
Известен факт такой «бессловесной» переписки.
Французский писатель В. Гюго, закончив роман
«Отверженные», послал рукопись издателю. К
рукописи он приложил письмо, в котором не было ни
одного слова, а был только знак: «?» Издатель
также ответил письмом без слова, а был только
знак: «!»
Как огромно смысловое и эмоциональное
наполнение этих сверхкоротких писем!
– Расскажите, как вы понимаете смысловое и
эмоциональное «содержание» этих писем.
Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало
вопросы: «Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет
издать?» Ответ: «Замечательно! Великолепно! Это
лучшая рукопись, которую я когда-то держал в
руках! Я ее немедленно издам!»
Маленькая шутка, разыгранная Виктором Гюго и его
издателем, оказалась удачной потому, что оба
участника переписки умели не только ставить, но и
«читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.
– Как, по-вашему, когда появились знаки препинания? Тогда же, когда только появилась письменность?
6. Работа с текстом
В Древней Руси тексты записывали без пробелов
между словами и предложениями, без знаков
препинания. Чтение таких записей было медленным
и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде
всего отметить границы предложений. Так
появилась точка – первый и основной знак
членения текста. На основе точки возникли
другие знаки:_вопросительный и восклицательный
знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки.
В начале предложения стала обязательной
заглавная буква, в начале абзаца – красная
строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков
препинания, которые – от латинского названия
точки "пунктум" – принято называть знаками
пунктуации. (По "Энциклопедическому словарю
юного филолога")
Анализ функций знаков препинания в данном тексте.
Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в ХV веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в ХVI веке, тире, кавычки, многоточие – только к концу XVIII. Тире ввел Карамзин. Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале Х1Х века.
Определите, какие современные нам знаки
препинания назывались: удивный знак, черта, знак
пресекательный и отменительный, вместный знак,
полуточие, молчанка.
Тире ввел Карамзин и назвал его чертой. Барсов,
ученик Ломоносова, называл этот знак «молчанка»
и говорил, что она «начатую речь прерывает либо
совсем, либо на малое время для выражения жесткой
страсти, либо для приготовления читателя к
какому-нибудь чрезвычайному или неожиданному
слову или действию впоследствии. Но больше всего
она служит к разделению лиц разговаривающих,
чтоб не иметь нужды именовать их при каждой
перемене в продолжающемся разговоре».
7. Работа с текстом
– Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, какие знаки выделительные, какие – разделительные?
Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и
надо уметь хорошо говорить чтобы ... передать свою
мысль другому ясно и просто.
Будешь понимать людей и их мысли – легче будет
жить, и умнее станешь, и тебя все сразу станут
понимать, а это – хорошо.
М. Горький.
– Выразительно прочтите текст. Для этого определите тему и основную мысль высказывания М. Горького – это поможет вам выбрать нужный тон чтения. Покажите графически, где нужна пауза.
– Подумайте, какие родственные слова у слов препинание, запятая? (Препятствие, запинаться). Действительно, в создании термина знаки препинания отразилось понимание их как знаков остановок, пауз, каких-то перемен в плавном течении письменной речи
Заполнение таблицы.
Функции знаков препинания
Вывод: одиночные знаки пунктуации разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные или двойные знаки пунктуации выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон.
8. – Ученые-лингвисты говорят о наличии в современном письме пунктуационного алфавита:
1) точка (.)
2) двоеточие (:)
3) многоточие (…)
4) точка с запятой (;)
5) запятая(,)
6) запятые(,,)
7) кавычки: а) лапки (” “); б) елочки («»)
8) вопросительный (?)
9) восклицательный (!)
10) тире (–)
11) двойное тире (– –)
12) скобки ()
13 сноска, или астериск *
14) абзац или абзацный отступ.
9. Решите пунктуационную задачу: на месте каких цифр должны стоять запятые?
Бывают,(1) конечно,(2) и такие орфографические ошибки,(3) которые приводят к неверному пониманию текста,(4) тогда(5) как в пунктуации всякая ошибка (6)приводит в той или иной мере(7) к искажению смысла. (А.Б. Шапиро)
Ответ: 1, 2, 3, 4
10. В 1883 году вышла книжка учителя И.К. Гана «Знаки препинания». В ней была глава с интригующим заголовком «Несколько анекдотов о последствиях неправильного поставления запятой». Вот эти истории:
1) По словам одно немецкой газеты, благодаря неверно поставленной запятой, Соединенные Штаты Северной Америки понесли убыток в несколько десятков миллионов долларов. Дело в том, что при напечатании таможенного тарифа в 1864 году английским заводчикам удалось подкупить корректоров, и они в отделе жестяных изделий переставили одну запятую. Благодаря этому обстоятельству жестяное железо было причислено к жести и обложено низкой пошлиной. Ошибка эта была открыта только через 18 лет. Правительство понесло убытки в 48 395 766 долларов, т.е. почти в 100 миллионов рублей.
2) Один провинциальный цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл, где нужно, поставить запятые. Когда читавшие вывеску заметили об этом цирюльнику, то последний возразил, что сам исправит беду и расставит запятые. Действительно, запятые были поставлены, и вывеска получилась в таком виде: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы и т.д.»
3) Один путешественник в минуту грозной для своей жизни опасности обещал за спасение поставить «статую золотую, пику держащую». Однако ему удалось избежать огромных расходов на установление статуи. Каким образом?
11. Расставить знаки препинания.
Идя потихоньку напевал.
Идя, потихоньку напевал.
Идя потихоньку, напевал.
– Объясните причину недоразумений. Как их можно исправить?
Муму прижалась к стенке, когда вошла барыня и
оскалила зубы.
Девушка перевела через улицу старушку, которая
ее об этом попросила и убежала на дискотеку.
Дима бросил на парту покрашенную масляной
краской тетрадь по геометрии.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многогранности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. (Д. Лихачев)
– От чего зависит постановка знаков
препинания?
– Правила пунктуации – пунктограммы. Объясните
знаки препинания в высказывании Д. Лихачева.
– Прочитайте стихотворение К. Бальмонта. Можно
ли объяснить постановку знаков препинания
пунктуационными правилами?
– Такие знаки препинания называются
факультативные.
К. Бальмонт:
Я люблю далекий след – от весла,
Мне отрадно подойти – вплоть до зла,
И его не совершив – посмотреть,
Как костер вдали за мной – будет тлеть.
Если я в мечте поджег – города,
Пламя зарева со мной – навсегда.
О мой брат! Поэт и царь – сжегший Рим!
Мы сжигаем, как и ты, – и горим!
– Объясните значение тире в стихотворении
Бальмонта.
– Попробуйте расставить знаки препинания в
стихотворении М. Цветаевой.
Зверю берлога,
Страннику дорога,
Мертвому дроги,
Каждому свое.
Женщине лукавить,
Царю править,
Мне славить
Имя твое.М.Цветаева
Проверьте:
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому – свое.Женщине – лукавить,
Царю – править,
Мне – славить
Имя твое.М.Цветаева
– Зачем М. Цветаева использует тире в своем стихотворении?
12. Выводы по уроку
– Ф.И. Буслаев о значении знаков препинания: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущение лица говорящего и его отношение к слушающему…»
13. Домашнее задание: сочинение «Значение знаков препинания в тексте» (по упр. 148)