Тренинг для педагогического коллектива МБДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: создание доверительных отношений и сплочение коллектива.

Задачи:

  • расширить представление участников тренинга о доверии;
  • создать условия для формирования доверительных отношений в педагогическом коллективе;
  • повысить уровень сплоченности педагогического коллектива МБДОУ № 40 «Калинка».

Аудитория: педагогический коллектив МБДОУ – 16 человек.

Продолжительность: 55-60 минут.

Структура тренингового занятия:

  • Приветствие
  • Основная часть
  • Рефлексия
  • Прощание.

Расположение участников тренинга:

У – участники тренинга;
П – педагог-психолог. 

Подготовка и оборудование: понадобится диск с музыкальными композициями из серии «Моцарт для малышей», CD/MP3 проигрыватель. Темные повязки для глаз, в половину меньше, чем количество участников тренинга. Ватманы 4 шт, маркеры 4 набора (красный, синий, черный цвета), цветные листы 1/2 А4 по количеству участников. Помещение заранее готовиться к тренинговому занятию, освобождается пространство в центре комнаты, а стулья по количеству участников расставляются по кругу, обращенными в центр.

ХОД ТРЕНИНГА

 I. Приветствие «Сделай комплимент» (5 мин.)

– Друзья! Прежде, чем начать работать нам нужно друг друга поприветствовать, а сделаем мы это следующим образом. Пока играет музыка мы подходим друг к другу образуя пары и здороваемся, но при этом еще и говорим друг другу комплименты. Желательно, чтобы каждый участник поздоровался со всеми присутствующими.  Приступаем!

II. Основная часть

«Что такое доверие» (15 мин.)

– Как вы думаете, почему мы сегодня говорим именно о доверии? Действительно, оно является одним из компонентов успешного общения и дружеской атмосферы в коллективе. Мы раскроем свои секреты только тому, кому доверяем; мы поручим выполнить важное задание только тому, кому доверяем; мы можем разработать и провести совместное мероприятие только с тем, кому доверяем, в ком уверенны. Можно бесконечно долго перечислять преимущества людей, которым доверяют.
Так давайте же для начала определимся, что такое доверие: разделитесь на 4 подгруппы, каждая подгруппа должна дать свое определение понятия «доверие», важно, чтобы из определения стало всем ясно, что же такое доверие. Кроме этого нужно будет при помощи маркеров и ватмана изобразить «доверие», ограничений нет, все будет зависеть только от вашей креативности. На выполнение задания у вас есть 5 минут.
А теперь давайте послушаем и посмотрим, что приготовила каждая подгруппа. Замечательно, вы хорошо потрудились, и то, что вы сказали – это правильно! Но, обратите внимание, вы почему-то постарались дать не определение доверию, а описать то, при помощи чего оно измеряется.
Я попытаюсь обобщить все вами сказанное: вы, в основном, описали доверие как предсказуемость действий другого человека, а т.ж. как надежду, что его действия совпадут с теми, которых вы от него ждете. Это все точно определяет сознательное доверие, которое связано с тем, насколько хорошо вы знаете человека. Вспомните, наверняка, в вашей жизни были и есть люди, которым хочется доверять буквально с первых минут общения. Это возникало подсознательное доверие, с помощью его вы определяете насколько человек «свой». Оно не связано с тем, как давно вы знаете этого человека, оно связано с тем, насколько он похож на вас, насколько его внутренний мир совпадает с вашим. И в общении это главное. Как вы считаете, сознательное доверие связано с невербальным общением или с непосредственным содержанием нашей речи? Почему? Правильно, сознательное доверие связано с содержанием речи, а, вот, подсознательно – с невербальным общением.

Упражнение «Слепой и поводырь» (15 мин.)

– Сейчас разбейтесь по парам, один из вас будет в роли слепого, другой в роли поводыря. Задача «поводыря» показать «слепому» как прекрасен и дружественен мир, который его окружает. И только от вас зависит, каким предстанет для «слепого» этот мир: что вы расскажите, что дадите потрогать, понюхать, послушать, но помните, «слепой» не может ориентироваться в пространстве и то, насколько комфортно он себя будет чувствовать т.ж. зависит от «поводыря». Важно вести себя так, чтобы «слепой» полностью доверился вам. Задача «слепого» довериться «поводырю», ведь, ощутить всю прелесть и красоту окружающего мира можно лишь испытывая полный комфорт. На выполнение задания у вас есть 3 минуты, пока играет музыка, как только музыка закончится «слепые» смогут снять повязки с глаз и будет смена ролей.

– А теперь меняемся ролями и у вас есть еще 3 минуты.

Обсуждение

– Теперь давайте послушаем о впечатлениях и «слепых» и «поводырей». Сейчас «слепые» оцените по 5 бальной шкале насколько комфортно себя чувствовали, на сколько смогли довериться поводырю, насколько интересным и дружественным показался вам мир, а на сколько давали вам свободу «поводыри»? Что вам помешало довериться максимально, чего не хватало, а что хотелось бы сделать иначе. А еще приоткрою вам небольшой секрет, наверняка, чего не хватало «слепому», он попытался дать своему партнеру, когда был в роли поводыря. Так и в жизни, часто нам тяжело сказать напрямую о своих желаниях и предпочтениях, но поскольку нам это все же необходимо мы начинаем подсознательно проявлять это по отношению к конкретным людям. Например, если нам важно, чтобы взятую у вас напрокат книгу возвращали в хорошем состоянии, то и вы чужую будите использовать очень бережно. Если вас кто-то попросит почесать спину, то делать вы это будите с такой силой и нажимом, с которыми было бы вам приятно. Поэтому, если быть более внимательным к окружающим людям, то мы многое о них узнаем, так сказать без слов.

– А сейчас пришло время маленько расслабиться, давайте поиграем.

Игра «Веселые ладошки» (3 мин.)

– Нам всем надо сесть в круг на стульчики и положить свои руки на колени соседей таким образом, чтоб  ваша правая рука была на колене у соседа справа, а левая – на колене соседа слева. Я запущу хлопок, задача каждого передавать хлопок (тоже хлопать), когда
до него дойдет очередь. Давайте попробуем.

Примечание: эта веселая игра также поможет выявить людей, которые некомфортно чувствуют себя в коллективе, как правило им неприятны прикосновения и сами они с неохотой кладут руки на колени другим.

Упражнение «Круг тепла» (5 мин.)

– А сейчас еще одно упражнение, которое поможет нам почувствовать, как это здорово доверять друг другу. Встаем в круг, а один из нас встает в его центр и закрывает глаза, его задача расслабиться и опереться на руки одного из стоящих в кругу. Те, кто стоят по кругу, должны заботливо и аккуратно передавать стоящего в центре друг другу, вот таким образом (показываю как). В центре круга побывает каждый из нас (во время выполнения упражнения звучит музыка).

Обсуждение

– Какие ощущения, понравилось ли вам, как вы думаете, что помогло вам почувствовать себя комфортно, а легко ли было доверить себя другим?

III. Рефлексия (7-10 мин.)

– А теперь вспомним все наше сегодняшнее занятие, и каждый расскажет, чему он научился, что узнал нового, что было делать легко, а что вызвало затруднения, что понравилось, а что было не очень интересно.

IV. Прощание (3-5 мин.)

– На этом сегодняшний тренинг закончен и чтобы попрощаться надо на бумажке каждого из вас написать небольшое пожелание, благодарность (буквально 2-3 слова) или нарисовать небольшой рисунок, каждый решает сам.