Вариант 1.
Прочтите текст и выполните задания А1 – А7; В1 – В12.
(1)Лук — весьма своеобразное растение.
(2)Луковица покрыта золотистыми, прозрачными, но
очень плотными пленочками.
(3)Луковица была первым наглядным пособием при
изучении астрономии. (4)Ученые древности
разрезали луковицу поперек и объясняли на ней
своим ученикам строение вселенной. (5)Они тогда
утверждали, что вселенная состоит из нескольких
оболочек, окружающих землю. (6)В средние века люди
думали, что лук предохраняет воинов от стрел и
ударов мечей. (7)Рыцари носили на груди под
стальными латами обыкновенную луковицу.
(8)Поэтому, наверное, один из сортов лука назвали
«лук победный», лук, приносящий удачу в военном
деле.
(9)Разные виды дикого лука растут у нас на полях и
в лесах. (10)Но культурный лук происходит из
Западной Азии. (11)Возделывать лук начали в
древние времена в Китае, а затем в Индии и Египте.
(12)В армиях древней Греции и Рима добавляли в пищу
солдатам большое количество лука. (13)Считалось,
что лук придает человеку силу, энергию и
храбрость.
(14)Во все времена у всех народов приписывали луку
лечебные свойства. (15)У восточных народов была
поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая
болезнь». (16)Древние славяне применяли лук как
лекарство при многих болезнях. (17)Это нашло
отражение в поговорке: «Лук от семи недуг».
(18)В средние века врачи утверждали, что даже запах
лука предохраняет от заболевания. (19)Современные
ученые установили, что лук выделяет летучие
вещества, от которых гибнут болезнетворные
бактерии. (20)Достаточно в течение трех минут
пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.
(21)Сочные чешуйки луковицы содержат сахар. (22)Из
жареного лука жгучие вещества улетучиваются, он
становится сладким и румяным.
(По П. Верзилину)
А1. Определите тип текста.
- Повествование.
- Описание.
- Рассуждение.
- Рассуждение с элементами повествования.
А2. Укажите, к какому стилю относится данный текст.
- Научно-популярный.
- Официально-деловой.
- Художественный.
- Разговорный.
А3. Какое из утверждений противоречит точке зрения автора?
- Лук предохраняет от заболеваний.
- В истории есть примеры использования лука в качестве талисмана, оберега.
- Считалось, что лук помогает стать способным, смышлёным.
- На примере строения лука объясняли строение вселенной.
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ЖГУЧИЕ (предложение 22).
- Сильно переживаемые.
- Вызывающие ощущение жжения.
- Волнующие, острые.
- Имеющие жгутики.
А5. Укажите, в каком случае к словам из текста НЕПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ СИНОНИМЫ.
- Храбрость – мужество.
- Своеобразное – оригинальное.
- Утверждали – говорили.
- Меч – стрела.
А6. Какой заголовок, на ваш взгляд, не подойдет к данному тексту.
- Лук.
- Лук и стрелы.
- Лук от семи недуг.
- История лука.
А7. Укажите, какое средство речевой
выразительности используется в предложении
У восточных народов была поговорка: «Лук, в
твоих объятиях проходит всякая болезнь».
- Метафора.
- Сравнение.
- Гипербола.
- Градация.
Задания В1 – В12 выполните на основе прочитанного текста. Ответы записывайте цифрами или словами, как требуется в задании. В бланке между словами пробел не оставляем, а цифры пишем через запятую.
В1. Замените словосочетание СТАЛЬНЫЕ ЛАТЫ из
предложения 7 синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 2 – 3 выпишите слово с
ПРОВЕРЯЕМОЙ безударной гласной в корне слова.
В3. Из предложений 4 – 8 выпишите слово,
правописание приставки в котором определяется
правилом: «На конце приставки пишется –З, если
после неё следует буква, обозначающая звонкий
согласный».
В4. Из предложений 18 - 22 выпишите отглагольное
прилагательное, правописание –Н- в котором
объясняется отсутствием приставки, зависимых
слов.
В5. В приведённом ниже предложении из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном
определении.
Поэтому(1), наверное(2), один из сортов лука
назвали «лук победный»(3), лук(4), приносящий удачу
в военном деле.
В6. Среди предложений 3 – 7 найдите
предложения, в которых есть однородные члены.
Напишите номера этих предложений.
В7. Укажите количество грамматических основ в
предложении 13. Ответ запишите цифрами.
В8. Из предложений 9 – 17 выпишите личное
местоимение.
В9. Выпишите грамматическую основу из
предложения 14. Ответ запишите словами.
В10. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных
членах предложения.
Возделывать лук начали в древние времена в
Китае(1), а затем в Индии и Египте.
Современные ученые установили(2), что лук
выделяет летучие вещества(3), от которых гибнут
болезнетворные бактерии.
Считалось(4), что лук придает человеку силу(5),
энергию и храбрость.
В11. Из предложений 14 – 22 найдите предложение с
обращением, укажите номер этого предложения.
В12. Из предложений 1 – 7 выпишите действительное
причастие настоящего времени.
Вариант 2.
Прочтите текст и выполните задания А1 – А7; В1 – В12.
(1)В древние времена жил-был старый волшебник.
(2)Однажды призвал его к себе жестокий хан,
никогда не знающий горя. (3)Вот пришел волшебник к
хану, а тот и говорит:
(4) — Слышал я, что ты великий волшебник. (5)Покажи
мне свое искусство!
(6) — Что же хочет увидеть мой хан?
(7) — Да что угодно! — нетерпеливо ответил хан.
(8) — Хорошо. (9)Налей горячего чаю в чашку, поставь
ее здесь, а сам выйди за дверь.
(10)Хан так и сделал. (11)Когда он вышел за дверь, то
увидел красивого вороного коня. (12)Конь очень
понравился хану, он вскочил в седло и понесся
вскачь. (13)Ехал он, ехал и заехал в неведомые
места. (14)Вдруг конь сбросил седока и умчался, а
хан остался один в безлюдной степи. (15)Пришлось
ему пить воду из луж, питаться саранчой да
кузнечиками. (16)Голодный и усталый хан брел по
степи и все высматривал какую-нибудь пищу.
(17)Однажды ему повстречались старая женщина,
уставшая и обессилевшая за свою жизнь, и два
худых мальчика.
(18)Женщина рассказала хану, что все имущество
отняли у нее ханские сборщики. (19)Теперь детям
нечего есть. (20)Стал хан жить вместе с ними.
(21)Как-то весной один мальчик заболел и, как
молодой колосок в поле без влаги, умер. (22)Хану
было очень его жаль, сел он на камень и горько
заплакал. (23)Долго печалился хан, сознавая
причины смерти мальчика. (24)Когда он успокоился и
огляделся по сторонам, то увидел, что сидит у себя
на троне под балдахином, оберегающим его от жары.
(25)Даже чай в чашке еще не успел остыть. (26)Старый
волшебник сказал хану: «Вот видишь, как тяжко
живется людям, которых ты обидел!» (27)И с этими
словами волшебник удалился.
А1. Определите жанровую принадлежность данного текста.
- Сказка.
- Поэма.
- Повесть.
- Анекдот.
А2. Какое из утверждений противоречит точке зрения автора?
- Пока сам не познаешь горя, не сможешь понять других людей, страдающих от несчастий.
- Жестокие люди не в состоянии понимать беды других людей.
- Все правители понимают и помогают нуждающимся людям.
- Правители должны понимать и помогать нуждающимся людям.
А3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ИСКУССТВО (предложение5).
- Воспроизведение действительности в художественных образах.
- Музыка, изобразительное искусство.
- Религия, вероисповедание.
- Умение, мастерство, знание дела.
А4. Определите тип речи данного текста.
- Рассуждение.
- Описание.
- Повествование.
- Рассуждение с элементами описания.
А5. В каком предложении текста говорится о том, что хан понял, что вёл эгоистичный образ жизни.
- — Слышал я, что ты великий волшебник. Покажи мне свое искусство!
- Пришлось ему пить воду из луж, питаться саранчой да кузнечиками.
- Когда он успокоился и огляделся по сторонам, то увидел, что сидит у себя на троне под балдахином, оберегающим его от жары.
- Долго печалился хан, сознавая причины смерти мальчика.
А6. Укажите, в каком случае к словам из текста НЕПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ АНТОНИМЫ.
- Остыть – успокоиться.
- Вместе – врозь.
- Голодный – сытый.
- Заболел – выздоровел.
А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении Как-то весной один мальчик заболел и, как молодой колосок в поле без влаги, умер.
- Олицетворение.
- Сравнение.
- Метафора.
- Гипербола.
Задания В1 – В12 выполните на основе прочитанного текста. Ответы записывайте цифрами или словами, как требуется в задании. В бланке между словами пробел не оставляем, а цифры пишем через запятую.
В1. Замените слово ОТНЯЛИ из предложения 18
стилистически нейтральным синонимом. Напишите
этот синоним.
В2. Из предложений 10 - 13 выпишите слово с
ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне слова.
В3. Из предложений 1 – 6 выпишите слова,
написание приставок ПРИ- в которых
определяется значением присоединение,
приближение.
В4. Из предложений 3 – 7 выпишите глагол в
повелительном наклонении.
В5. В приведённом ниже предложении из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном
определении.
Когда он успокоился и огляделся по сторонам,(1) то увидел,(2) что сидит у себя на троне под балдахином,(3) оберегающим его от жары.
В6. Среди предложений 18 – 23 найдите
предложения, в которых есть однородные члены.
Напишите номера этих предложений.
В7. Укажите количество грамматических основ в
предложении 3.
В8. Из предложений 4 - 6 выпишите притяжательные
местоимения.
В9. Выпишите грамматическую основу из
предложения 23.
В10. В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных
членах предложения.
Налей горячего чаю в чашку(4), поставь ее
здесь(5), а сам выйди за дверь.
Как-то весной один мальчик заболел и(1),
как молодой колосок в поле без влаги(2), умер.
Пришлось ему пить воду из луж(3), питаться
саранчой да кузнечиками.
В11. Из предложений 14 – 21 укажите номера тех,
которые являются сложными предложениями.
В12. Из предложений 10 – 24 выпишите действительные
причастия прошедшего времени.