Контрольная тестовая работа в формате ЕГЭ по русскому языку для учащихся 6-го класса

Разделы: Русский язык


Вариант 1.

Прочтите текст и выполните задания А1 – А7; В1 – В12.

(1)Лук — весьма своеобразное растение. (2)Луковица покрыта золотистыми, прозрачными, но очень плотными пленочками.
(3)Луковица была первым наглядным пособием при изучении астрономии. (4)Ученые древности разрезали луковицу поперек и объясняли на ней своим ученикам строение вселенной. (5)Они тогда утверждали, что вселенная состоит из нескольких оболочек, окружающих землю. (6)В средние века люди думали, что лук предохраняет воинов от стрел и ударов мечей. (7)Рыцари носили на груди под стальными латами обыкновенную луковицу. (8)Поэтому, наверное, один из сортов лука назвали «лук победный», лук, приносящий удачу в военном деле.
(9)Разные виды дикого лука растут у нас на полях и в лесах. (10)Но культурный лук происходит из Западной Азии. (11)Возделывать лук начали в древние времена в Китае, а затем в Индии и Египте. (12)В армиях древней Греции и Рима добавляли в пищу солдатам большое количество лука. (13)Считалось, что лук придает человеку силу, энергию и храбрость.
(14)Во все времена у всех народов приписывали луку лечебные свойства. (15)У восточных народов была поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь». (16)Древние славяне применяли лук как лекарство при многих болезнях. (17)Это нашло отражение в поговорке: «Лук от семи недуг».
(18)В средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. (19)Современные ученые установили, что лук выделяет летучие вещества, от которых гибнут болезнетворные бактерии. (20)Достаточно в течение трех минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии. (21)Сочные чешуйки луковицы содержат сахар. (22)Из жареного лука жгучие вещества улетучиваются, он становится сладким и румяным.

(По П. Верзилину)

А1. Определите тип текста.

  1. Повествование.
  2. Описание.
  3. Рассуждение.
  4. Рассуждение с элементами повествования.

А2. Укажите, к какому стилю относится данный текст.

  1. Научно-популярный.
  2. Официально-деловой.
  3. Художественный.
  4. Разговорный.

А3. Какое из утверждений противоречит точке зрения автора?

  1. Лук предохраняет от заболеваний.
  2. В истории есть примеры использования лука в качестве талисмана, оберега.
  3. Считалось, что лук помогает стать способным, смышлёным.
  4. На примере строения лука объясняли строение вселенной.

А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ЖГУЧИЕ (предложение 22).

  1. Сильно переживаемые.
  2. Вызывающие ощущение жжения.
  3. Волнующие, острые.
  4. Имеющие жгутики.

А5. Укажите, в каком случае к словам из текста НЕПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ СИНОНИМЫ.

  1. Храбрость – мужество.
  2. Своеобразное – оригинальное.
  3. Утверждали – говорили.
  4. Меч – стрела.

А6. Какой заголовок, на ваш взгляд, не подойдет к данному тексту.

  1. Лук.
  2. Лук и стрелы.
  3. Лук от семи недуг.
  4. История лука.

А7.  Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении
У восточных народов была поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь».

  1. Метафора.
  2. Сравнение.
  3. Гипербола.
  4. Градация.

Задания В1 – В12 выполните на основе прочитанного текста. Ответы записывайте цифрами или словами, как требуется в задании. В бланке между словами пробел не оставляем, а цифры пишем через запятую.

В1. Замените словосочетание СТАЛЬНЫЕ ЛАТЫ из предложения 7 синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 2 – 3 выпишите слово с ПРОВЕРЯЕМОЙ безударной гласной в корне слова.
В3. Из предложений 4 – 8 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный».
В4. Из предложений 18 - 22 выпишите отглагольное прилагательное, правописание –Н- в котором объясняется отсутствием приставки, зависимых слов.
В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном определении.
Поэтому(1), наверное(2), один из сортов лука назвали «лук победный»(3), лук(4), приносящий удачу в военном деле.
В6. Среди предложений 3 – 7  найдите предложения, в которых есть однородные члены. Напишите номера этих предложений.
В7. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрами.
В8. Из предложений 9 – 17 выпишите личное местоимение.
В9. Выпишите грамматическую основу из предложения 14. Ответ запишите словами.
В10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения.

Возделывать лук начали в древние времена в Китае(1), а затем в Индии и Египте.
Современные ученые установили(2), что лук выделяет летучие вещества(3), от которых гибнут болезнетворные бактерии.
Считалось(4), что лук придает человеку силу(5), энергию и храбрость.

В11. Из предложений 14 – 22 найдите предложение с обращением, укажите номер этого предложения.
В12. Из предложений 1 – 7 выпишите действительное причастие настоящего времени.

Вариант  2.

Прочтите текст и выполните задания А1 – А7; В1 – В12.

(1)В древние времена жил-был старый волшебник. (2)Однажды призвал его к себе жестокий хан, никогда не знающий горя. (3)Вот пришел волшебник к хану, а тот и говорит:
(4) — Слышал я, что ты великий волшебник. (5)Покажи мне свое искусство!
(6) — Что же хочет увидеть мой хан?
(7) — Да что угодно! — нетерпеливо ответил хан.
(8) — Хорошо. (9)Налей горячего чаю в чашку, поставь ее здесь, а сам выйди за дверь.
(10)Хан так и сделал. (11)Когда он вышел за дверь, то увидел красивого вороного коня. (12)Конь очень понравился хану, он вскочил в седло и понесся вскачь. (13)Ехал он, ехал и заехал в неведомые места. (14)Вдруг конь сбросил седока и умчался, а хан остался один в безлюдной степи. (15)Пришлось ему пить воду из луж, питаться саранчой да кузнечиками. (16)Голодный и усталый хан брел по степи и все высматривал какую-нибудь пищу. (17)Однажды ему повстречались старая женщина, уставшая и обессилевшая за свою жизнь, и два худых мальчика.
(18)Женщина рассказала хану, что все имущество отняли у нее ханские сборщики. (19)Теперь детям нечего есть. (20)Стал хан жить вместе с ними. (21)Как-то весной один мальчик  заболел и,  как молодой колосок в поле без влаги, умер. (22)Хану было очень его жаль, сел он на камень и горько заплакал. (23)Долго печалился хан, сознавая  причины смерти мальчика. (24)Когда он успокоился и огляделся по сторонам, то увидел, что сидит у себя на троне под балдахином, оберегающим его от жары. (25)Даже чай в чашке еще не успел остыть. (26)Старый волшебник сказал хану: «Вот видишь, как тяжко живется людям, которых ты обидел!»  (27)И с этими словами волшебник удалился. 

А1.  Определите жанровую принадлежность данного текста.

  1. Сказка.
  2. Поэма.
  3. Повесть.
  4. Анекдот.

А2. Какое из утверждений противоречит точке зрения автора?

  1. Пока сам не познаешь горя, не сможешь понять других людей, страдающих от несчастий.
  2. Жестокие люди не в состоянии понимать беды других людей.
  3. Все правители понимают и помогают нуждающимся людям.
  4. Правители должны понимать и помогать нуждающимся людям.

А3. Укажите, в каком  значении употребляется в тексте слово ИСКУССТВО (предложение5).

  1. Воспроизведение действительности в художественных образах.
  2. Музыка, изобразительное искусство.
  3. Религия, вероисповедание.
  4. Умение, мастерство, знание дела.

А4. Определите тип речи данного текста.

  1. Рассуждение.
  2. Описание.
  3. Повествование.
  4. Рассуждение с элементами описания.

А5. В каком предложении текста говорится о том, что хан понял, что вёл эгоистичный образ жизни.

  1. — Слышал я, что ты великий волшебник. Покажи мне свое искусство!
  2. Пришлось ему пить воду из луж, питаться саранчой да кузнечиками.
  3. Когда он успокоился и огляделся по сторонам, то увидел, что сидит у себя на троне под балдахином, оберегающим его от жары.
  4. Долго печалился хан, сознавая  причины смерти мальчика.

А6. Укажите, в каком случае к словам из текста НЕПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ АНТОНИМЫ.

  1. Остыть – успокоиться.
  2. Вместе – врозь.
  3. Голодный – сытый.
  4. Заболел – выздоровел.

А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении Как-то весной один мальчик  заболел и,  как молодой колосок в поле без влаги, умер.

  1. Олицетворение.
  2. Сравнение.
  3. Метафора.
  4. Гипербола.

Задания В1 – В12 выполните на основе прочитанного текста. Ответы записывайте цифрами или словами, как требуется в задании. В бланке между словами пробел не оставляем, а цифры пишем через запятую.

В1. Замените слово ОТНЯЛИ из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 10 - 13 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне слова.
В3. Из предложений 1 –  6 выпишите слова, написание приставок ПРИ-  в которых определяется значением присоединение, приближение.
В4. Из предложений 3 – 7 выпишите глагол в повелительном наклонении.
В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном определении.

Когда он успокоился и огляделся по сторонам,(1) то увидел,(2) что сидит у себя на троне под балдахином,(3) оберегающим его от жары.

В6. Среди предложений 18 – 23  найдите предложения, в которых есть однородные члены. Напишите номера этих предложений.
В7. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
В8. Из предложений 4 - 6  выпишите притяжательные местоимения.
В9. Выпишите грамматическую основу из предложения 23.
В10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах предложения.

Налей горячего чаю в чашку(4), поставь ее здесь(5), а сам выйди за дверь.
Как-то весной один мальчик  заболел и(1),  как молодой колосок в поле без влаги(2), умер.
Пришлось ему пить воду из луж(3), питаться саранчой да кузнечиками.

В11. Из предложений 14 – 21 укажите номера тех, которые являются сложными предложениями.
В12. Из предложений 10 – 24 выпишите действительные причастия прошедшего времени.