Тема четверти: «Музыка моего народа»
Тип урока: урок-исследование
Цель урока: доказать с помощью исследования, как музыка русского народа поднимала в человеке дух патриотизма.
Задачи:
- воспитывать патриотические чувства школьников, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению путем приобщения к героической музыке, написанной в годы войны;
- развивать творческое мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, интегрируя с изобразительным искусством, историей, литературой;
- обогащать духовный мир ребенка, приобщая его к лучшим образцам русской музыки героико-патриотической тематике.
Структура урока:
Организационный момент:
– Мотивация.
– Проблемная ситуация.
– Слушание и осмысливание.
– Закрепление нового материала.
– Выполнение творческих заданий.
– Оценивание.
Виды деятельности учащихся:
1. Слушание музыки.
2. Вокально-хоровая работа.
3. Анализирование музыкальных произведений.
Методы обучения:
- Словесный.
- Наглядно-слуховой.
- Стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковой ситуации.
- Анализ, сравнение, обобщение.
Оборудование: видеофрагменты из документальных фильмов, аудиозаписи песен, портреты композиторов, фортепиано, компьютер, презентация, мультимедийный проектор.
Музыкальные материалы:
- русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»;
- хор из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский» «Вставайте, люди русские»;
- песни военных лет:
- сл. Лебедева-Кумача, муз. Александрова «Священная война»;
- сл. Матусовского, муз. Баснера «На безымянной высоте»;
- сл. Суркова, муз. Листова «В землянке»;
- сл. Исаковского, муз. Блантера «Катюша»;
- сл. Шведова, муз. Новикова « Смуглянка»;
- сл. Жигалкиной, муз. Савельева «Большой хоровод».
Изобразительный ряд: воины времен Ледового побоища, война с Наполеоном 1812 год, солдаты Великой Отечественной войны.
Музыкальный эпиграф:
«Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!»
В. Луговской
С.Прокофьев
Литературный эпиграф:
«Если завтра война, – всколыхнется страна
От Кронштадта до Владивостока.
Всколыхнется страна, велика и сильна,
И врага разобьем мы жестоко.Подымайся народ, собирайся в поход!
Барабаны, сильней барабаньте!
Музыканты вперед! Запевалы, вперед!
Нашу пеню победную гряньте!»В. Лебедев-Кумач,
1938 г.
ХОД УРОКА
Вход в класс под музыку С.С. Прокофьева «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский».
Музыкальное приветствие: «Музыкальный урок» сл. Серпина, муз. Тиличеевой.
Представление гостей.
Слайд №1
Учителем озвучивается литературный эпиграф.
Учитель: Ребята, скажите, какой характер носила музыка, под которую вы зашли в класс? (Она маршевая, героическая).
– Что вы представили, слушая музыку этого произведения? К чему призывала русских людей эта песня? (призывала к борьбе с врагом, звучала торжественно, возбужденно, призывно).
Слайд №2
– Давайте попробуем на этом уроке провести
исследование и докажем, что музыка русского
народа во все времена помогала людям бороться с
врагом.
Ставим проблемную ситуацию на двух эпиграфах,
выделяем главные слова (вставайте,
подымайся, вперед, гряньте).
Слайд №3
Учитель: Ребята, давайте вспомним тему
нашей четверти. (Музыка моего народа).
– Сколько вы знаете разновидностей музыки? (Композиторская,
народная, композиторская в народном стиле).
– Назовите черты русской народной музыки? (Лирическая,
распевная, нежная).
– Как в думаете, музыка под которую мы заходили в
класс – композиторская, народная,
композиторская в народном стиле? (Композиторская
в народном стиле).
Слайды № 4-6
Учитель: Ребята, давайте прослушаем это произведение еще раз, более внимательно, и попробуем представить себе события, которые происходили в это время.
– Какой образ вы себе нарисовали? (Образ воинов, которые идут на борьбу с врагом, они сильные, смелые герои).
Слайды № 7-8
Учитель: Это произведение композитора
С.С. Прокофьева кантата «Александр Невский» было
написано в 1939 году (в ХХ веке), а посвящено
событию, произошедшему в XIII веке и известному как
Ледовое побоище.
– Как вы думаете, кто такой Александр Невский?
Какими качествами характера он обладал? (Сильный,
смелый русский богатырь, герой, ведет за собой
свою дружину на борьбу с врагами земли русской).
– А что поднимает воинов на войну, на борьбу, чем
эти люди сильны? (Они сильны духом, на борьбу
поднимает любовь к Родине, патриотизм).
– Какой был древнерусский обычай возвещать о
важных событиях, о приближении опасности,
собирать весь народ на Вече? (Колокола –
набаты, которые звонили на колокольне).
Учитель: Молодцы, это и отражено в оркестровом вступлении, а позже в сопровождении хора. Песня призывает к борьбе, мы слышим этот зов в самом начале мелодии: интервала кварты всегда ассоциируется у человека с призывом, сигналом к вниманию. Ритм марша подчеркивает героический величавый характер хора, поднимает дух человека.
Слайд №9
– Ребята, это произведение написано в жанре кантаты – это вокальный жанр для хора, солистов и оркестра.
Слайд № 10-16
Учитель: Ребята, знакома ли вам эта музыка? (Играю мелодию «Солдатушки, бравы ребятушки»). (Знакома, это песня «Солдатушки, бравы ребятушки»).
Учитель: Композиторская она или народная? (Народная, солдатская)
– Давайте попробуем исполнить I куплет, поработаем над звуком, интонацией, звуковедением. Постараемся передать характер, настроение мелодии (исполнение всех 3 куплетов).
Учитель: В армии много песен складывали солдаты – участники военных событий. Это были песни о славных суворовских походах, о борьбе с наполеоновской армией и др. военных сражениях. Солдаты сочиняли песни разных жанров, появлялись «походные», маршевые песни. Песня «Солдатушки…» была написана во времена Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон решил с ходу завоевать Россию, а в результате, что получилось? Мы его победили.
Слайд №17
– Ребята, какой образ рисует эта песня? (Образ
бравых солдат).
– Какие это люди? (Смелые, мужественные,
энергичные)
– Какого характера мелодия в песне? (Удалая,
бойкая, маршевая)
– К чему призывает эта музыка? (К борьбе с
врагами, поднимает дух русского бравого солдата).
Слайд №18
Учитель еще раз читает литературный эпиграф.
– Ребята, если бы вы стали композиторами, к этим строчкам стихотворения какую бы по характеру музыку вы сочинили? (мужественную, трагичную, призывную, энергичную).
Слайд №19 (видеофрагмент «Священная война»)
Учитель: Великая Отечественная война – сколько горя, несчастья, боли оставила она в душе каждого человека. Песня написана в первые дни войны.
(История создании песни композитором Александровым)
Слайд №20.
– Ребята, как на вас воздействовала эта песня, к чему она призывала советских людей? (Песня призывает к борьбе с врагом, утверждающе звучат слова и мелодия)
Слайды №21-23
– Ребята, эта песня призывает сражаться советских людей, защищать свою Родину, она поднимает дух народа.
Учитель: В этом году наша страна 9 мая отмечала 65-ю годовщину ВОВ. Во время войны артистов практически не брали в армию. Из них создавались концертные бригады, которые ездили по воинским частям и давали концерты для поднятия боевого духа солдат. Часто эти концерты проходили на передовой, между боями, в такие редкие моменты передышки.
Слайды №24-25
Учитель:
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
Поют «Смуглянку»
Нынче – у нас передышка,
Завтра вернемся к боям.
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш походный баян?
Поют «Катюшу»
Пой, наш певучий братишка,
Наш неразлучный баян!
Нынче у нас передышка,
Завтра – вернёмся к боям.
Поют «Землянку», «Огонек»
Почему все не так? Вроде – все как всегда:
То же небо – опять голубое,
Тот же лес, то же воздух и та же вода…
Только он не вернулся из боя.
Поют «На безымянной высоте»
Слайд № 26
Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Мы сегодня с помощью исследования попытались рассмотреть русскую музыку в разные времена военных событий.
Таблица
– Какая это музыка? Какого характера? (Решительная, маршевая, энергичная, боевая, героическая, мужественная)
Слайд №27
– Как помогали эти песни русскому народу в борьбе с врагом, к чему они призывали? ( призывали к борьбе, поднимали дух солдат, воспевали героизм, патриотические чувства)
Слайд №28
– Как же мы можем назвать тему сегодняшнего урока? Доказали мы, что музыка помогала поднять дух патриотизма русского народа?
Слайд №29
(Мы можем назвать тему нашего урока сегодня «Дух патриотизма в музыке русского народа»).
Слайды №30, 31
Учитель: Молодцы, и в завершение урока я предполагаю исполнить всем песню Савельева «Большой хоровод», в которой поется о мире, дружбе всех народов. Она призывает радостно жить , улыбаться, дарить счастье друг другу.
Чтобы исчезло горе, пропала беда,
Чтобы яркое солнце светило всегда!
– Все получают «5»
Домашнее задание: нарисовать собирательный образ русского солдата.