Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: коллективная работа, практическая работа.
Цели урока:
- Показать типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, структуру и основные промышленные районы региона.
- Развивать мировоззренческую идею « Европа - общий дом» всех европейцев, где география и история тесно связали между собой судьбу десятков стран и народов.
- Продолжить формирование географических умений: анализировать карты, статистические материалы, составлять схемы.
- Продолжать формирование общеучебных умений: анализировать текст, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять краткие характеристики.
- Закреплять навыки и умения работы в группе, оформлять единый ответ.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала - практическая работа в группах.
- Закрепление изученного материала. Подведение итогов. Рефлексия.
- Задание на дом.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка Д.З.
В рабочей тетради ученики письменно отвечают на вопросы:
- В населении З. Европы преобладают народы языковой семьи...
- Крупнейший мегалополис материковой части Европы...
- Господствующая религия в З. Европе...
- Средняя плотность населения… чел. на 1 км. кв.
- Средний уровень урбанизации
- Для стран З. Европы характерны… темпы роста населения.
- Особенности демографической ситуации в странах З. Европы: (выбрать правильное утверждение)
- Растущая доля молодёжи в населении.
- Снижающий коэффициент смертности населения.
- Низкие показатели естественного прироста, а в некоторых странах убыль населения.
- Наибольшая доля пожилых людей.
- Преобладание мужского населения над женским населением..
3. Изучение нового материала. Выполнение практической работы в группах.
Вводное слово учителя. Мы сегодня должны выявить типичные черты хозяйства стран Зарубежной Европы, структуру и основные районы промышленности региона.
Работать вы будете самостоятельно в группах. Для выполнения работы учащиеся делятся на группы и получают задание и инструкцию по работе.
Инструкция по работе для 1 группы
Цель работы: выявить отрасли «авангардной тройки» З. Европы, крупнейшие районы этих отраслей.
Задание:
- Какие отрасли относятся к «авангардной тройке»? Что называется отраслью международной специализации?
- Дайте краткую характеристику отраслям «авангардной тройки» Зарубежной Европы в виде таблицы. Выделите следующее:
- на что ориентируется отрасль;
- название отрасли;
- крупнейшие районы и узлы данной отрасли
- Заполните таблицу (приложение 1), сделайте вывод об общих и отличительных особенностях отраслей и их роли для всего региона.
- Проверьте себя.
- Сделайте общий вывод; в выводе укажите уровень развития данных отраслей.
- Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.
Инструкция по работе для 2 группы
Цель работы: выявить уровень развития лёгкой, лесной промышленности, крупнейшие районы и узлы этих отраслей.
Задание:
- Что называется отраслью международной специализации?
- Дайте краткую характеристику лёгкой, лесной промышленности Зарубежной Европы. Выделите следующее:
- на что ориентируется отрасль
- название отрасли;
- крупнейшие районы и узлы данной отрасли в странах Зарубежной Европы.
- Заполните таблицу (приложение 2), сделайте вывод об уровне развития отраслей и их роли для всего региона.
- Поверьте себя.
- Сделайте общий вывод, в выводе укажите уровень развития данных отраслей.
- Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.
Инструкция по работе для 3 группы
Цель работы: выявить уровень развития сельского хозяйства Зарубежной Европы, крупнейшие районы.
Задание:
- Что такое «товарное и потребительское сельское хозяйство»?
- Дайте краткую характеристику сельскому хозяйству:
- название отрасли;
- на что ориентируется;
- крупнейшие сельскохозяйственные районы.
- Заполните таблицу (приложение 3), сделайте вывод об уровне развития отраслей сельского хозяйства и их роли для всего региона.
- Проверьте себя.
- Сделайте общий вывод, укажите уровень развития отраслей сельского хозяйства.
- Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.
Инструкция по работе для 4 группы
Цель работы: нарисовать географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы.
Выделить «центральную ось» развития, определив территориальную структуру.
Задание:
- Вспомните территориальную структуру хозяйства экономически развитых стран.
- Определите уровень «зрелости» территориальной структуры.
- Определите, как насыщена Западная Европа:
- промышленными районами;
- центрами;
- городскими агломерациями;
- транспортными узлами;
- районами интенсивного сельского хозяйства.
- Результаты работы отразите на контурной карте в виде прямоугольника, где высокая концентрация хозяйства - своего рода каркас всей территории. Карта представляется классу с комментариями.
- Докажите, что в странах З. Европы сложилась система трёх экономических районов:
- с высоким уровнем развития;
- депрессивные районы;
- отсталые аграрные районы.
- Проверьте себя.
- Сделайте заключительный вывод.
- Выберите выступающего, который расскажет о результатах работы и сделает заключительный вывод.
Инструкция по работе для 5 группы
Цель работы: выявить уровень развития транспорта, науки, финансов, отдыха и туризма З. Европы.
Выделить крупнейшие районы этих отраслей.
Задание:
- Вспомните различия в транспортной системе. Что такое «отрасль международной специализации?»
- Проанализируйте карту:
- сделайте вывод об обеспеченности транспортной сетью З. Европы, подтвердите статистическими данными;
- определите роль науки и финансов, крупнейшие финансовые центры;
- почему З. Европа является главным районам международного туризма?
- Сделайте вывод о развитии этих отраслей. Заполните таблицу (приложение 4).
- Проверьте себя.
- Обсудите вывод, выберите выступающего, который представит результаты работы и сделает выводы.
Инструкция по работе 6 для группы
Цель работы: определить уровень развития стран Зарубежной Европы и региона в целом.
Выявить страны, определяющие мощь региона.
Задание:
- Вспомните, по каким показателям определяется уровень экономического развития стран.
- Определите:
- уровень развития отдельных стран Зарубежной Европы;
- уровень развития З. Европы в целом. Сравните показатели и сделайте вывод
- Сравните карты атласа и рисунок учебника, выявите страны, которые определяют экономическую мощь Зарубежной Европы.
- Результаты нанесите на контурную карту, выделите границы стран и подпишите их названия. Озаглавьте карту.
- Проверьте себя.
- Докажите, что в отличие от четырёх главных стран, имеющих широкую специализацию, другие страны З. Европы специализируются на отдельных отраслях, и страны В. Европы занимают особое место.
- Обсудите ответ.
- Выберите выступающего ученика, который представит результаты работы и заключительные выводы.
4. Закрепление, подведение итогов, рефлексия.
В результате практической работы вы выявили типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, учились анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы и таблицы, давать краткую характеристику отраслям. Вы работали в малых группах, учились делать совместные выводы, принимать общие решения. Вы повторили необходимые понятия и термины и выполняли задания по изучения нового материала. В ходе практической работы вы делали закрепление нового материала - заполняли таблицы, формулировали выводы.
Ученики, слушая ответы одноклассников, делали записи в тетради, оформляли таблицы и схемы.
В итоге, мы пришли к общему выводу, что четвёртка стран: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия имеет самый высокий уровень развития, многоотраслевую структуру хозяйства, сформировавшую территориальную структуру и активно участвуют в интеграционных процессах.Каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке, свою активность в работе в группе, анализирует, что у него получилось, а в чём были затруднения.
5. Задание на дом.
Проанализируйте записи, сделанные на уроке; задание в печатной тетради по теме; стр.167.