Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
Содержательные:
- разобраться, в чём состоит загадка любви по И.А. Бунину;
- проанализировать рассказ «Тёмные аллеи» И.А. Бунина (содержание, образы, язык, идея).
Деятельностные:
- формирование ассоциативного мышления;
- обучение навыкам целеполагания;
- развитие исследовательских навыков;
- обучение навыкам групповой работы;
- развитие навыков смыслового чтения;
- обучение анализу и синтезу;
- формирование навыков рефлексии;
- обучение высказываниюсобственногомнения.
Технологии и методические приёмы: подбор ассоциаций, мини-исследование, анализ эпизода рассказа, тест, ИКТ, технология развития критического мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, карточки с пословицами, мотиватор и стикеры по ключевому слову, карточки с «потерянным» текстом, карточки для групповой работы, тест.
Ход урока
1. Этап мотивации.
На слайде1 слова фрагмента песни.
Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь -
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было - сорок сороков...
И чудаки - еще такие есть -
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья, -
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же - неровного - дыханья.
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!
Звучит фрагмент песни «Баллада о Любви» В.Высоцкого.
– Добрый день, ребята. Вы, конечно, узнали уникальный голос барда Владимира Семёновича Высоцкого. Мы прослушали только фрагмент баллады, но, я думаю, вы без труда определите её ключевое слово. (Любовь)
-Верно. (На доске появляется слово ЛЮБОВЬ, написанное на изображении розы)
– Какие ассоциации возникают у вас при этом слове? (Дети называют слова-ассоциации). Напишите на листах-лепестках.(Пишут)
– Я расположу их слева от нашего слова.
– Есть ли в этом понятии нечто, что человек не может узнать, но всегда стремится разгадать? (Да) Как называется такое явление? (Тайна)
(Под розой появляется слово ТАЙНА).
-Домашним заданием у вас было прочитать рассказ Бунина «Тёмные аллеи». Опираясь на ключевые слова, сформулируйте тему урока. (Тайна любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи»)
На слайде 2 появляется тема урока «Тайна любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи».
2. Этап актуализации и целеполагания.
– Любовь – чувство непостижимое, неподвластное научному анализу.Это вечная тема в литературе. В последней книге Ивана Алексеевича она стала доминирующей. «Тёмные аллеи» - сборник рассказов, в котором первый рассказ имеет одноимённое название.Когда книга увидела свет и читатели были потрясены «вечной тайной» любви, писатель в одном из писем признавался: «Она говорит о многом трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».
-Какие же цели необходимо поставить перед собой сегодня на уроке?
На слайде 3: Цели урока добавляют ученики
1. Разобраться | в чём состоит загадка любви по Бунину |
2. Проанализировать | рассказ (содержание, образы, язык, идея) |
3. Высказывать | собственное мнение по отношению к произведению и его героям. |
3. Этап первичного закрепления с проговариванием в устной речи.
1) Проблемные вопросы:
– Кто является главным героем рассказа? (Он и она, мужчина и женщина)
– Что произошло на постоялом дворе? (Встретились два человека, которые в юности любили друг друга).
– Что стало основной причиной расставания? (социальное положение, она бедна, он богат).
2) Мини-исследование:
Предоставим слово нашим двум группам. Они расскажут о наших героях в пору их юности и нежных отношений, т.е. до момента расставания.
I. Надежда – главная героиня рассказа. Она воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, учили «прилично себя держать» при гостях и господах. Была она, наверное, хороша собой. Можно предположить, что господа к ней неплохо относились. А потом, чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.
II. Николай Алексеевич. Скорее всего, родные называли его Николенька, может быть, на французский манер Nikola. Он точно был хорош собой, подтянут, приобрёл важность и строгость. Родители выбрали для него военную карьеру. Он приезжал навестить их, бабушек, тётушек. В один из приездов он обнаруживает в доме очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили вместе лучшие минуты. Он читал ей стихи Огарёва «Обыкновенная повесть»: Была чудесная весна,
Они на берегу сидели…
Узнав об увлечении своего сына служанкой, родители немедленно отослали своего сына в полк.
Анализ финала рассказа.
(На столах у групп карточки с вопросами).
– Спасибо за ваши рассказы. А теперь перейдём к перекрёстному опросу: группа Надежды задаёт вопрос – группа Николая отвечает, потом группа Николая задаёт вопрос – группа Надежды отвечает. Если посчитаете ответ группы неполным, можно добавить.
Вопросы группы «Николай» |
|
Вопросы группы«Надежда» |
|
– А теперь, ребята, вопросы к вашим группам. Вы вместе подумаете над вопросом, посоветуйтесь. Сами определите, кто озвучит ваш ответ.
На слайде 4 вопросы к группам
«Надежда» | «Николай» |
– Скажите, Надежда, почему Вы не остановили своего любимого, ведь Вы любите и будете продолжать любить его? | – Скажите, Николай, почему Вы так быстро уехали, не задержались, не продолжили моменты встречи? |
(Она не простила героя, не забыла обиды, но и не разлюбила его. Она живёт воспоминаниями о прошлом.) | (Продлевать минуты встречи всё равно? что продлевать минуты подлого поступка.) |
4. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
– Вы замечательно справились с заданием. И теперь, чтобы до конца разобраться, в чём же состоит тайна любви по Бунину, я предлагаю вам в ходе самостоятельной работы восстановить текст: на месте пропусков, вписывая «выпавшие» слова.
(Учащиеся получают карточки с «потерянным» текстом)
«Обратим внимание на природные__________рассказа. Автор обращает внимание на холодное ________________, на ________________, залитые дождями, на бледное низкое ______________, используя такое средство выразительности, как _______________ ___________ создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат ___________, закат ____________.
Однако в ______________рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на __________ поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему________________.
Таким образом, ____________ в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который ___________ светом всю жизнь человека»
– Проверим себя по эталону.
Слайд 5
«Обратим внимание на природные реалии рассказа. Автор обращает внимание на холодное ненастье, на дороги, залитые дождями на бледное низкое солнце, используя такое средство выразительности, как эпитеты.
Осень создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат жизни, закат любви.
Однако в финале рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на пустые поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему Надежда.
Таким образом, любовь в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который озаряет светом всю жизнь человека»
На доске по другую сторону от розы появляются лепестки «СВЕТ», «ОЗАРЕНИЕ», «МИГ СЧАСТЬЯ», «ПЕЧАЛЬНЫЙ ФИНАЛ»
ТЕСТ
- Назовите средство языковой выразительности в предложении: «На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьёзный и темноликий, с редкой смоляной бородой..»
- Назовите средство языковой выразительности в предложении: «Тотчас в горницу вошла женщина …с треугольным, как у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкой»
- Кто из героев произносит эти слова: «А! Всё проходит. Всё забывается»
- Кто из героев произносит эти слова: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете по ту пору, так и потом не было»
- Кто из героев произносит эти слова: «А она, ваше превосходительство, всё глядела в окно, как мы уезжали».
Ответы: 1 – эпитет, 2 – сравнение, 3 – Николай Алексеевич, 4 – Надежда, 5 – кучер Клим.
5. Этап включения в систему знаний.
– Ребята, вы, наверное, согласитесь с писателем, что любовь героев рассказа трагична, но она же есть «нечто нежное и прекрасное». Любовь – это закон мироздания. Об этом стихотворение современника Бунина Константина Бальмонта «Люби». Прочитайте выразительно.
(По желанию учащиеся читают стихотворение).
Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мёртвый звон,
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.
Слайд 6.
Звучит фрагмент песни В Высоцкого:
Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал, -
Потому что если не любил -
Значит, и не жил, и не дышал!
6. Рефлексия.
– О чём заставил поразмышлять рассказ Бунина?
– Какие приёмы анализа текста давались легко?
– Работу какой группы можно сегодня выделить?
– Попробуйте написать синквейн на тему «Любовь».
– Напоминаю структуру синквейна:
- Слайд 7.
- Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
- Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
- Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
- Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
- Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта
Дети по желанию зачитывают синквейны.
7. Д/з.
Выполните задание на выбор:
- прочитайте один из рассказов И.А. Бунина из книги «Тёмные аллеи»;
- напишите собственное понимание этого рассказа;
- напишите синквейн на тему прочитанного рассказа.