Учебная задача данного исследования: реконструировать повседневную жизнь жителей Западной Европы послевоенного периода
Это учебно-проектная задача, которая ранее на уроках истории в данном классе не выполнялась, предполагает использование учащимися способов деятельности, которые ими еще не освоены. Ученики увидели противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, выяснили, что им не хватает не только конкретных знаний, но им не известны способы деятельности, и, следовательно, осознали необходимость их освоения.
Цель урока: предъявить результаты работы групп над проектом (систематизация и осмысление знаний учащихся о жизни послевоенной Западной Европы), оценить их по определенным критериям (самооценка и внешняя экспертная оценка), проанализировать этапы работы, подвести итоги.
Задачи урока:
Обучающие
- проследить проявление основных проблем и тенденций послевоенной Западной Европы;
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Страны Западной Европы в 1945-50-х гг.»
Развивающие
- формировать информационно-коммуникативную компетентность
- учащихся посредством организации работы с различными источниками информации;
- совершенствовать навыки рефлексивной культуры
Воспитательные
- формировать самостоятельность, организованность, ответственность за общее дело;
- уважительное отношение к предшествующим поколениям
Ожидаемые результаты:
В результате работы над проектом «Послевоенная Европа на страницах ее газет» учащиеся смогут:
1) характеризовать основные проблемы и достижения стран Западной Европы в 1945-50-х годах, политических лидеров, называть основные международные тенденции этого периода;
2) развить умения, формируемые в процессе проектной деятельности:
- поисковые умения (генерация идей)
- умение найти самостоятельно недостающую информацию, предъявить ее в развернутом и сжатом виде, структурировать и ранжировать собранный материал
- навыки работы в сотрудничестве
- менеджерские умения
- получат навык анализа собственной деятельности;
- коммуникационные умения (вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения);
- презентационные умения (монологическая речь);
Оборудование:
- Мульти-медийный проектор
- Презентации групп по теме проекта, тексты статей газет
- Рабочие листы групп
- Листы взаимооценивания
Разноуровневые группы формируются с учетом сложившихся микрогрупп в классе
- 1 группа - редакция газеты «Ди Вельт» (1950 г.)
- 2 группа - редакция газеты «Таймс» (1952 г.)
- 3 группа - редакция газеты «Република » (1955 г.)
- 4 группа - редакция газеты «Фигаро» (1958 г.)
Ход урока
1. Мотивационно-ориентировочная часть – 4 минуты
- Приветствие, фиксация отсутствующих, представление экспертов;
Каждому человеку в жизни постоянно приходиться сталкиваться с различными задачами. Одни из них повторяющиеся, стандартные, другие – нестандартные, новые. С первыми задачами мы чаще всего справляемся легко, т.к. точно знаем, что нужно сделать и как для их решения. С задачами второго типа сложнее, иногда они ставят нас в тупик. Мы не знаем не только как получить желаемый результат, но и каким он должен быть. Создание чего-то нового предполагает построение образа желаемого результата и определение способа его производства. Это и есть проектная деятельность. В наш стремительный век уже почти не осталось профессий, где можно работать только по-старинке, поэтому важно быть готовым к решению самых неожиданных, самых дерзких задач. Можно ли этому научиться? Безусловно.
Три недели назад я предложила вам работу над проектом в рамках изучения одного из параграфов из курса новейшей истории ХХ века. Он получил название «Послевоенная Европа на страницах своих газет». За эти три недели вы проделали большую работу и сегодня готовы предоставить полученный результат и рассказать о том, как вы его достигли.
Каждая группа представляет краткий анонс своей газеты, а все остальные группы в это время делают пометки в своих индивидуальных рабочих листах. Здесь должны появиться тенденции, примеры, интересные факты, которые вас удивили.
Приглашённая экспертная группа (коллеги-историки, делегаты из других 9 классов)
определит по итогам ваших выступлений самый зрелищный проект, самый актуальный проект, самый содержательный проект, самый оригинальный проект. Желаю успеха!
2. Содержательный этап – 30 минут.
Защита проектов каждой из групп, включает в себя анонс статей (показ презентаций и комментарий к фотоматериалам, представленным на слайдах). Выступление каждой группы – 6-7 минут.
Презентация 1 группы Приложение 3
Презентация 2 группы Приложение 4
Презентация 3 группы Приложение 5
Презентация 4 группы Приложение 6
Все презентации показаны, рабочие конспекты составлены. На мой взгляд, все газеты получились интересными и содержательными и действительно, рассказывающими о том, что волновало жителей послевоенной Европы. Мы увидели серьезные аналитические статьи и короткие заметки, фотографии и карикатуры, даже рекламные материалы, которые помогли нам воссоздать атмосферу того времени
Я предлагаю вам обменяться мнениями, дополнить полученные сведения и на их основе совместно заполнить последнюю третью колонку таблицы «З-ХУ-У».
3. Рефлексивно-оценочный этап – 8 минут.
Теперь пришло время оценить работу групп и свою собственную работу. У вас на столах имеются оценочные листы, с критериями оценки. Проставьте баллы каждой команде. А на обороте проставьте оценки (5-бальная шкала) участникам вашей группы исходя из вклада в общую работу. Оценочные листы сдайте в экспертную группу.
А теперь оглянемся назад и вспомним, как походила работа над проектом
(фронтальная работа по восстановлению этапов проведенной работы, потом все они высвечиваются на слайде учительской презентации).
Конечно, вы скажете, что не все так просто и гладко у вас получилось. С какими трудностями вы столкнулись? Как их преодолевали?
Пришло время выслушать мнение наших экспертов – распределение номинаций
Надеюсь, теперь любой проект будет вам по плечу. Ведь вы не только знаете как планировать свою деятельность и как реагировать на неожиданные «сбои», но и получили бесценный опыт работы в одной команде.
4. Предъявление и запись домашнего задания – 3 минуты
Эссе-размышление по итогам проделанной работы
«Вопрос, на который я не получил ответа»
Методический паспорт проекта (приложение 1)