Цель – сформировать знания о климатообразующих факторах.
Задачи образовательные:
а) продолжить формирование понятия «климат»;
б) сформировать знания о климатообразующих факторах, типах климата.
Задачи развивающие:
а) развивать практические умения работать с источниками географической информации (географическими картами, учебниками);
б) развивать умения анализировать объекты, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждений и доказательств.
Задачи воспитательные:
а) воспитание ценностного отношения к природе;
б) формирование научного мировоззрения;
в) воспитание культуры общения.
Технические средства:
компьютер; мультимедийный проектор; колонки.
Дидактические материалы:
слайдовая презентация «Интересные явления в атмосфере», физическая карта мира, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Методы обучения: наглядно-образные, словесные, практические, аудиовизуальные, логические, репродуктивный, творческий.
Учебно-методическое обеспечение:
- географический атлас 6 класса (у каждого ученика),
- Герасимова, Т.П. География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений /Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 174.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы продолжаем изучать атмосферу. Есть такие удивительные объекты природы, которые лучше один раз увидеть, чем много раз о них услышать. Поэтому сегодня урок мы начнём с просмотра слайдовой презентации «Интересные явления в атмосфере».
II. Проверка домашнего задания, актуализация знаний.
Учащиеся должны узнать, какое явление изображено на слайдах, вспоминают основные понятия темы «Атмосферы». Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока.
Тема урока «Причины, влияющие на формирование климата». Цель: изучить факторы, влияющие на формирование климата.
III. Изучение нового материала (в форме беседы).
Климат — это многолетний режим погоды, характерный для той или иной местности. Он проявляется в закономерной смене всех наблюдаемых в этой местности типов погоды. Климатический пояс это широтная полоса земной поверхности, отличающаяся от других однородным режимом температур воздуха и особенностями циркуляции атмосферы. Внутри климатических поясов выделяются климатические области с разными типами климатов.Тип климата - это совокупность климатических показателей для определенной территории.
Показателями климата являются средняя годовая температура воздуха, годовая амплитуда колебания температуры, количество и время выпадения осадков, господствующие ветры.
Климатообразующие факторы-причины, влияющие на формирование климата. Климат зависит от многих причин.
1. Зависимость климата от географической широты. Географическая широта местности определяет угол падения солнечных лучей, получение определенного количества тепла.
Учащиеся рассматривают рис.89 на стр.138. и делают выводы. Чем дальше от экватора, тем меньше угол падения солнечных лучей на земную поверхность, а значит, воздух нагревается меньше.
2. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров.
Учащиеся рассматривают рис.90 на стр.139 заполняют таблицу «Зависимость климата местности от её положения по отношению к океанам» и делают выводы. С удалением вглубь материка климат становится континентальнее.
3. Зависимость климата от океанических течений.
Течения переносят тепло из одних широт в другие и оказывают охлаждающее или отепляющее влияние на климат. Учащиеся работают с картами атласа и заполняют таблицу «Влияние течений на климат».
Тёплые течения | Холодные течения |
Климат побережий теплее и мягче, чем внутри материка. Способствуют насыщению воздуха влагой и образованию осадков. | Климат побережий холоднее, чем внутри материка. Усиливается сухость климата. |
4. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Учащиеся работают с картами атласа и приходят к следующим выводам.
Горные поднятия и хребты служат механическими преградами на пути движения воздушных масс. Расположение горных склонов и хребтов по отношению к океанам и сторонам горизонта вызывает разное распределение осадков.
Учащиеся приводят примеры. Южные склоны Гималаев задерживают летние муссоны, там выпадает много осадков, богатые растительность и животный мир. Северные склоны Гималаев сухи и пустынны.
В горах климатические условия меняются с изменением абсолютной высоты. С высотой температура воздуха понижается, атмосферное давление падает, влажность убывает, количество осадков до определённой высоты возрастает, а затем уменьшается, меняется ветер. Это приводит к образованию высотных климатических поясов. Климат в горах существенно отличается от климата соседних равнин.
IV. Географическая физкультминутка.
Проводит учитель или ученик. Физкультминутка проводится по принципу «верно» - «не верно».
Если утверждение верно учащиеся поднимают руки вверх или совершают другое движение, если не верно, стоят неподвижно.
Например:
- Самый нижний слой атмосферы – тропосфера (учащиеся поднимают руки вверх).
- С высотой температура воздуха понижается (на каждый километр высоты примерно на 6°С) (учащиеся поднимают руки вверх).
- Перистые облака образуются на высоте 2000 метров (учащиеся стоят неподвижно).
V. Закрепление изученного материала.
А теперь, посмотрим, насколько успешно вы работаете самостоятельно, умеете пользоваться учебниками и атласами. Для этого мы поиграем в игру «Поднимись выше всех». Правила игры следующие. Выполнив предложенные вам задания можно получить 15 баллов. Давайте представим, что получая 1 балл, вы поднимаетесь на 1 км. Победителями игры становятся те ученики, которые поднимутся на самую большую высоту или достигнут высоты 15 км.
Учитель раздаёт учащимся листы с заданиями.
Задание №1. Выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество 8 баллов.
-
Определи тип климата по описанию.Тёплая зима и прохладное лето, небольшая годовая амплитуда температур, большое количество атмосферных осадков:
А) морской;
Б) континентальный. -
Для умеренного муссонного климата характерно:
А) сухая холодная зима и прохладное дождливое лето;
Б) снежная холодная зима и сухое жаркое лето. -
На наветренных склонах (со стороны, откуда дует ветер) обычно выпадает:
А) мало осадков, так как влажный воздух тяжёлый и не может подниматься вверх;
Б) много осадков, потому, что влажный воздух, поднимаясь вверх вдоль склона, охлаждается и отдаёт влагу в виде осадков. -
Какая схема нагрева воздуха является верной?
А) Солнце – нагревание воздуха – нагревание земной поверхности
Б) Солнце – нагревание земной поверхности – нагревание воздуха -
Это самые высокие и тонкие облака. Они образуются в верхней части тропосферы и состоят из мелких кристалликов льда.
А) кучевые
Б) слоистые
В) перистые -
21 марта лучи солнца падают под прямым углом:
А) на северный тропик
Б) на экватор
В) на южный тропик -
Побережья материков, омываемые тёплыми течениями
А) холоднее их внутренних частей
Б) теплее и мягче, чем внутри материка -
Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра:
А) образование ветра;
Б) разница в нагревании моря и суши;
В) разница в давлении.
Задание №2. Решите кроссворд «Климат». За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество 6 баллов.
Вопросы по горизонтали.
- Параллели 23,5° ю.ш. и 23,5° с.ш.
- Слой плотного льда, нарастающий на земной поверхности от замерзания капель переохлаждённого дождя.
- Вид твёрдых атмосферных осадков, представляет собой тонкий слой кристаллического льда различной мощности, нарастающего на поверхности земли и наземных предметах при отрицательной температуре.
- Климат, в котором небольшая амплитуда колебаний температур и равномерное выпадение осадков весь год.
- Прибор для измерения атмосферного давления.
- Климат, в котором большая амплитуда колебаний температур и небольшое среднегодовое количество осадков.
Задание № 3. Вставьте пропущенные слова, запишите предложение в тетрадь. За каждый правильный ответ 0, 5 балла.
Чем дальше от экватора, тем меньше _____________ падения солнечных лучей на земную поверхность, а значит, воздух нагревается _____________.
Давайте проверим те задания, которые вы выполнили.
Выступления учащихся с места. Возможна взаимопроверка и выставление оценок. Учащиеся меняются с соседом по парте конспектами с выполненными заданиями, проверяют работу и считают количество баллов. Так учащиеся учатся оценивать свою работу и работу своего партнера. Подводя итоги этого этапа урока, ещё раз проговариваются основные климатообразующие факторы.
Давайте назовём климатообразующие факторы.
Основные климатообразующие факторы.
- Радиационный фактор, т.е. количество солнечной радиации, зависит от географической широты.
- Циркуляционный фактор - циркуляция атмосферы (движение воздушных масс).
- Характер подстилающей поверхности, т.е. разнообразные компоненты земной поверхности, взаимодействующие с атмосферой и влияющие на её состояние. Вода и суша, равнины и горы, леса и вспаханное поле, снег, течения и др. оказывает влияние на поглощение солнечной радиации и отдачу тепла атмосфере, испарение, влажность воздуха, количество осадков и др.
VI. Подведение итогов.
Мы много узнали сегодня о климатообразующих факторах. Наш путь был не лёгким. Человек, который не боится трудностей, преодолевает их и идет вперёд, достоин уважения. Каждый из вас поднялся на свою высоту, вы не испугались трудностей, были готовы оказать помощь тому, кому она была необходима. Вы хорошо поработали сегодня!
Как вы считаете, на какую высоту сегодня вы поднялись? Почему?
(Выставление оценок).
VII. Домашнее задание:
- параграф 45 (читать);
- выбрать одно из предложенных учителем заданий (учитель выдаёт листы с заданиями по выбору учащихся);
- индивидуальное задание – подготовить презентацию по теме «Влияние климата на жизнь человека» (по желанию).
Спасибо за урок!