Аннотация
Элективный курс посвящен новому миру, который ещё только появляется – глобальному миру XXI века. Век, открывший третье тысячелетие, прошел короткий путь, за это время уже случилось многое и настолько важное, что мы можем попытаться понять - в чем природа его новизны, определить основные пути и направления глобализации – стремительного сближения народов и наций, государств и цивилизаций, их превращение в единое человечество планеты Земля.
Цель:
- Всестороннее развитие личности учащегося, способной к самоопределению и самовыражению средствами обществоведческой дисциплины.
- Создание условий для ее самореализации и интеграции в образовательное и профессиональное пространство Санкт-Петербурга, в национальную мировую культуру.
Задачи:
- Продолжить расширение кругозора учащихся, познание нового мира.
- Определить сущность человеческого сообщества, его прошлое и настоящее, что разделяет людей и придает особенность всем видам человеческих сообществ.
- Обстоятельно исследовать главный для всех вопрос «Каково место России в глобальном мире?».
- Воспитывать гражданскую позицию и патриотизм.
- Воспитывать нравственные качества личности: ответственность, чувство коллективизма, толерантность.
Сроки реализации программы: 35часов (1 раз в неделю в течение учебного года).
Методы и формы обучения:
- лекции предполагают теоретическую подготовку учащихся, связанную с осмыслением заявленных проблем и не исключают диалога между учителем и учеником;
- тесты позволяют провести диагностику знаний обучающихся (начальный, промежуточный и итоговый уровни развития);
- на семинарах используются активные методы обучения: деловые игры, мини-конференции, дискуссии, проектная деятельность и другие, позволяющие исключить пассивное восприятие информации и максимально использовать творческий потенциал учащихся.
По окончании курса учащиеся должны:
- знать факты, понятия;
- владеть проблематикой изученных тем;
- уметь работать в группе, быть ответственным;
- проводить рефлексию событий с помощью новых знаний.
Распределение часов по темам курса
№ | Наименование раздела | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |
Лекции | Практические занятия | ||||
1. | Общество. Общественное сознание | 2 часа | 1 | 1 | тест |
2. | Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях | 4 часа | 2 | 2 | тест |
3. | Что нас разделяет? | 2 часа | 1 | 1 | тест |
4. | Мир после крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века | 3 часа | 2 | 1 | тест |
5. | Учитесь мыслить глобально | 4 часа | 2 | 2 | проекты |
6. | Глобальная экономика | 3 часа | 2 | 1 | семинар |
7. | Глобальная безопасность: «Кто, кому и почему угрожает в современном мире?» | 3 часа | 2 | 1 | тест |
8. | Власть в информационном обществе | 4 часа | 2 | 2 | тест |
9. | Россия и русский мир | 5 часов | 2 | 3 | тест |
10. | Россия в глобальном мире: вызовы и задачи | 5 часов | 2 | 3 | семинар |
11. | ИТОГО: | 35 часов | 18 | 17 |
Учебно-тематический план к элективному курсу по обществознанию «Глобальный мир в XXI» для 11-х классов
№ занятия | Название раздела, тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Понятийный аппарат |
1-2 | Общество. Общественное сознание. | 1 1 |
Лекция тест |
Подсистемы общества, типы обществ, формы общественного сознания |
3 - 6 | Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях | 2 2 |
Лекция тест |
Государственность, цивилизация, буддизм, джайнизм, зороастризм, индуизм, ислам, конфуцианство, даосизм, католичество, православие, христианство, пацифизм |
7 - 8 | Что нас разделяет? | 1 1 |
Лекция тест |
Глобализация, государство, империя, конфессия, культура, миграция, национализм, национальное государство, национальность, нация, патриотизм, расизм, религия, социализация, фундаментализм |
9 - 11 | Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в. | 2 1 |
Лекция тест |
«Бархатная революция», концессия, монополия, |
12-15 | Учитесь мыслить глобально | 2 2 |
Лекция проекты |
ВТО, девальвация, интеграция, офшор, преференция, политика двойных стандартов, сепаратизм |
16-18 | Глобальная экономика | 2 1 |
Лекция семинар |
Альфа-образец, индекс развития человеческого потенциала, теория «пределов роста» |
19-21 | Глобальная безопасность: «Кто, кому и почему угрожает в современном мире?» | 2 1 |
Лекция тест |
Геноцид, коллапс, мальтузианство, пандемия, эпикуреизм, этнические чистки, конфликт цивилизаций |
22-25 | Власть в информационном обществе | 2 2 |
Лекция тест |
Виртуальная реальность, гендер, когнитариат, коммуникация, нетократия,манипулирование |
26-30 | Россия и русский мир | 2 3 |
Лекция тест |
Гражданское общество, легитимность, олигархия, сверхдержава, тоталитаризм |
31-35 | Россия в глобальном мире: вызовы и задачи | 2 3 |
Лекция семинар |
Культурная интеграция, толерантность, цивилизационная миссия, человеческий капитал |
Литература:
- Поляков Л. В. Фёдоров В. В., Глобальный мир в ХХI веке. Обществознание 11 класс. М., Просвещение, 2008.
- Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И. Мультимедийное учебное пособие: Обществознание 8-11 классы; ЗАО «Новый диск», 2004.