Форма проведения: беседа с элементами рефлексии.
Вводная часть (1 минута).
После того, как учитель и учащиеся поприветствовали друг друга, ученики садятся на свои места, учителем объявляется тема урока, которая выведена на экран.
- Здравствуйте! Садитесь. Тема нашего урока «Античность и современность: гармония и реальность абсурда».
Цель: Создать у учащихся расширенное понимание термина «абсурд» и дать философско-культурологическое обоснование этому понятию (что вызвало необходимость в появлении в искусстве категории абсурд, как это происходило).
Задачи:
- Обучающие: научить детей видеть связь и преемственность эпох, научить понимать язык скульптуры (быть активным интерпретатором).
- Развивающие: развить навыки монологического ответа; развить образное мышление; развить умение рефлексировать по поводу увиденного.
- Воспитательная: воспитать культуру общения, умение слушать друг друга и вести дискуссию.
Цели и задачи урока учащимся намеренно не объявляются для того, чтобы не подсказать им выводы, которые они самостоятельно должны сделать в конце урока.
Ход урока
Учитель: (слайд № 1): заполните таблицу, к которой мы будем обращаться в ходе урока (распечатанные таблицы раздаются каждому ученику):
Вопрос |
1 |
2 |
|
К какому периоду относится работа. |
|
|
|
Из списка выберете названия для работы (список см. внизу таблицы), можно добавить свои названия |
|
|
|
Из какого материала работа |
|
|
|
С помощью чего показан внутренний мир, «душа» скульптуры |
|
|
|
Как нужно осматривать скульптуру (по кругу, с одной точки) |
|
|
|
Где бы вы расположили скульптуру |
|
|
|
Кто смотрит сверху-вниз (скульптура или зритель)? |
|
|
|
Гармония, Аполлон, Страдание, Голова женщины, Голова мужчины, Величие, Макет скульптуры |
На слайде № 2 появляется изображение двух скульптур: первая скульптура принадлежит Леохару «Аполлон Бельведерский», вторая – Антуану Бурделю «Голова Аполлона».
Работу с заполненными таблицами учитель начинает с первой скульптуры (Лаохара).
Учитель К какой исторической эпохе вы отнесли эту работу? (ответ: «Античность»)
Учитель Какие признаки античной скульптуры есть в этой работе?
Учитель Какое название вы дали первой скульптуре?
Учитель Перед вами римская копия оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара «Аполлон Бельведерский»
Учащимся раздаются листы с описаниями Аполлона:
Учитель Прочитайте описания (ученики зачитывают):
- Аполлон – один из древнейших богов Греции, покровитель наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз.
- Эпитеты Аполлона многочисленны и разнообразны: «Разрешитель болезней», Мусагет (водитель муз), Феб («Лучезарный» – указывает на чистоту, блеск и прорицания).
- Связанные с ним растения: лавр, дуб, кипарис, пальма, маслина; Атрибуты Аполлона – серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище – Кифарет – «играющий на кифаре») или лира.
- Аполлон — доведённый до совершенства и даже превзошедший это совершенство принцип Порядка и Гармонии.
Учитель Подходит первая скульптура под данное нами описание? (ответ: подходят, скульптура отражает все основные античного искусства)
Учитель: Действительно, перед нами отражение духа эпохи в скульптуре, так как и сама античность представляется целостной и гармоничной. Итак, мы доказали, что первая скульптура принадлежит резцу античного мастера.
Учитель: А теперь обратимся ко второй скульптуре, к какой эпохе вы отнесли бы её?
Учитель: те, кто ответил, что это современность, тот угадал. А почему вы так решили?
Учитель: Дайте название этой работе.
Учитель: А ведь эта работа тоже изображает нам Аполлона. Она называется «Голова Аполлона».
Учитель: В чем абсурдность данного названия, что вызвало ваше несогласие? (Скульптура не похожа на древнегреческого бога, больше походит на лицо рабочего)
Учитель: Действительно, Бурдель обманывает наши зрительские ожидания, называя работу «Голова Аполлона», так как скульптура не имеет ничего общего с привычным для нас образом лучезарного бога, именно это несоответствие и кажется нам абсурдным, невозможным. Но стоит отметить, что в искусстве ХХ века стало возможным невозможное: автор утверждает, что абсурд реален. Необходимо разобраться в причинно-следственных связях, которые привели к тому, что абсурд рассматривается как живая действительность.
Учитель: Давайте с вами попробуем ответить на вопрос: почему стало возможно такое изображение бога в ХХ веке?
Учитель: Известный философ конца ХIХ века Ницше, говоря о культуре своего столетия сказал: «Бог умер». Как вы это понимаете? (Учащиеся отвечают, что Бог умер в сознании человека, в его душе).
Учитель: Правильно, люди перестали верить в божественное происхождение мира, перестали верить в Бога, как творца и хранителя Вселенной.
Учитель: И что произошло с сознанием людей, которые поняли, что бог умер? (Они решили, что теперь все дозволено, люди стали грешить, так как перестали бояться наказания за совершенные деяния)
Учитель: Правильно, с потерей бога в душе, человечество потеряло чувство целостности и гармонии и перед нами страдающий бог, никому не нужный бог.
Учитель: А теперь посмотрим на таблицу, которую вы заполняли в самом начале. Схожи ли работы хоть в чем-то? (Нет, больше разницы).
Учитель: Обратитесь к своим таблицам, как бы вы расположили первую скульптуру и как бы рассматривали ее? (В центре большого зала, вокруг нужно оставить много места, чтобы можно было рассмотреть всю скульптуру)
Учитель: А для чего античную скульптуру нужно осматривать всю, по кругу? Учитель: Смотрите, аполлон Бельведерский изображен в полный рост, он возвышается над всеми людьми, а Бурдель показал нам только голову Аполлона. Почему он так сделал? (Чтобы показать, что зритель выше скульптуры, выше бога, чтобы показать его негармоничность, бог получился без туловища).
Учитель: А каким вы представляете себе тело этого Аполлона?
Учитель:Страдает ли Аполлон Бурделя?
Учитель: Похожа ли эта работа на завершенную?
Учитель: Для чего же автор не стал заканчивать работу? (Он специально так высек скульптуру, чтобы показать, что это бог, про которого все забыли и который никому не нужен)
Учитель: Через что Бурдель показал смерть бога? (Через разрушение устойчивых понятий, связанных с этим образом. Он показал новый образ бога, который вытеснен из мира и забыт всеми).
Учитель: К какому выводу мы придем, проанализировав эту таблицу? (В ХХ веке стало возможным подобное изображение бога потому, что люди перестали верить в него, сами поставили себя на место бога, отвергнув его).
Учитель: Ребята, кажется ли вам теперь абсурдным название работы Бурделя?
Учитель: Мы с вами еще раз убедились в том, что античность-это порядок и гармония и доказали, что в эпоху современного искусства все принципы античного искусства потеряли свою актуальность и абсурд стал реальностью. В современном искусстве абсурд призван сломать сложившиеся стереотипы и заставить человека переосмыслить окружающую его действительность. Таким образом, абсурд делает наше восприятие мира более открытым и многогранным.
Домашнее задание: Составьте диалог между двумя скульптурами на тему: «Я – закономерное отражение своего времени
Список литературы:
- Барт, Р. Эффект реальности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.philology.ru, свободный
- Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: программа для 10-11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л. Г. Емохонова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 16 с.
- Ницше, Ф. Так говорил Заратустра [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt, свободный
- Энциклопедия для детей. Русская литература: в 2-х ч. Ч. 2. ХХ век. – М.: Аванта +,2004. – 688 с.: ил.