Выразительные возможности цвета

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи урока:

– соприкоснуться с глубинной сущностью цвета; активизировать знания детей в области психологии и изобразительного искусства;
– развивать у детей способность к ощущению, восприятию, творческие задатки, умение видеть красоту окружающего мира;
– воспитывать эмоциональный отклик на цвет, вызвать желание познавать и выражать себя, желание использовать в работе выразительность цвета (, разнообразное сочетание цветов, музыкальность);
– продолжать развивать творческую самостоятельность, коммуникативность.

Оборудование:

  • Для учителя ИЗО: компьютер, проектор, экран, презентация «Выразительные возможности цвета», конспект урока, примерные работы по теме урока, краски.
  • Для педагога-психолога: презентация к таблице 1 – “Психологическое проявление цвета”, таблица 2 – “Мое отношение к уроку”
  • Для учащихся: Альбом (бумага А4 с изображениями букв), краски (акварель), кисти, банка для воды.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Вступительное слово педагога-психолога (3-5 мин)
  3. Изложение нового материала учителя ИЗО (5-7 мин)
  4. Работа педагога-психолога (5-7 мин)
  5. Практическая работа учащихся (15-20 мин)
  6. Итог урока учителем ИЗО (2-3 мин)
  7. Итоговая работа педагога-психолога (2-5 мин)

Ход урока

1. Организационный момент

  • приветствие учащихся
  • проверка готовности к уроку

2. Вступительное слово педагога-психолога

Работа Психолога. – Ребята, сегодня у нас встреча двух предметов – психологии и изобразительного искусства. Интересно, смогут ли они найти общий язык, будет ли вам интересно на таком уроке? Пожалуйста, с помощью цвета изобразите свое эмоциональное состояние на данный момент.

– Вспомните, как называется психический процесс, который дает нам возможность определить цвет?

– В альбомах схематично изобразите орган чувств, обеспечивающий восприятие цвета.

– Древние называли наши глаза “окнами” организма, “вратами восприятия”. Закройте на минуту глаза и представьте, что все цвета исчезли из окружающего мира. Какая картина предстала перед вами? Меняется ли от этого настроение человека?

– Существует, даже, наука о психологии цвета.

3. Изложение нового материала учителя ИЗО

Преподаватель ИЗО – Цвет изучают не только психологи, но и художники. Они используют полученные знания, создавая неповторимые произведения искусства.

- Беседа с классом о хроматических и ахроматических цветах

На уроках изобразительного искусства во 2 классе вы уже знакомились с цветами, которые используют художники для создания своих произведений. Вы говорили об основных цветах.

? Назовите основные цвета? – красный, жёлтый и синий.

Все цвета, которые имеют какой либо цветовой оттенок называют хроматическими (от греческого «хрома» - цвет). А такие цвета как белый, серый и чёрный не имеют цветовой оттенок, их называют ахроматическими (приставка «а» говорит об отрицании, т.е. нецветные цвета). Ахроматическими цветами художники в чистом виде не пользуются, их применяют для приглушения цвета. Для того, чтобы сделать цвет более грустным, печальным мы в цвет можем добавить … Какой цвет? – чёрный. А чтобы получить более нежный, воздушный цвет… Какой цвет мы можем позвать на помощь? – белый.
- Актуализация знаний об основных и составных цветах

Итак, вы знаете основные цвета. И, наверное, помните, что при смешивании основных цветов, вы можете получить составные цвета (цвета, состоящие из двух основных цветов). Назовите мне, пожалуйста, составные цвета! – оранжевый, фиолетовый и зелёный.

Как получить зелёный цвет? – смешать синий и жёлтый.

Как получить оранжевый цвет? – смешать красный и жёлтый.

Как получить фиолетовый цвет? – смешать синий и красный.

Молодцы! Вы хорошо помните составные цвета!

А ещё цвета условно делят на тёплые и холодные! Внимание на экран!

- презентация «Выразительные возможности цвета»

Часто, благодаря именно цвету, мы узнаем, то выражает художник в своём произведении.

Сегодня на уроке вы будете работать с цветом, вам предстоит создать композицию «Буква», через изображение которой вы передадите своё настроение, свои представления о себе.

4. Практическая работа учащихся «Создание композиции «Буква»

Преподаватель ИЗО -. И сегодня вам предлагается создать композицию буквы, с которой начинается ваше имя. Мне хочется, чтобы в своей работе вы отразили определённое настроение. Для этого вы можете воспользоваться знаниями о цвете, которые вы получили сегодня на уроке. Не забывайте о последовательности выполнения работы и проявите аккуратность при выполнении задания!

Ученики выполняют индивидуальную работу, рисуют..

5. Работа педагога-психолога

Психолог. – Цвет близок нашим душам. Вы хотели бы больше узнать о себе, о своем внутреннем мире? По тому цвету, который вы выбрали, создавая композицию «Буква», можно судить о вашем характере:

Таблица 1.

Психологическое проявление цвета

Красный цвет

возбуждающий нервную систему, согревающий, энергичный

Оранжевый цвет

веселый, добрый, радостный

Желтый цвет

теплый, бодрящий

Зеленый цвет

создает спокойное, приятное и мирное настроение

Синий цвет

серьезный, печальный, сентиментальный

Фиолетовый цвет

одновременно и притягивающий и отталкивающий, полон жизни и вызывающий тоску и грусть

 6. Итог урока учителем ИЗО

Преподаватель ИЗО. – Ребята, давайте подведем итог нашему уроку. Перед вами удивительные, неповторимые работы! Каждый из вас создал неповторимое произведение. Обратите внимание, какое выразительное свойство имеет цвет.

- Анализ детских работ.

- Выставляем оценки за урок.

7. Итоговая работа педагога-психолога

Таблица 2.

Мое отношение к уроку

Красный цвет

понравилось на уроке

Черный цвет

не понравилось на уроке

Желтый цвет

узнал новое на уроке

Зеленый цвет

я был активен на уроке

Синий цвет

я бы хотел, чтобы такие уроки были еще

 

Психолог. – Как вы думаете, удалась ли встреча изобразительного искусства и психологии ? Сумели эти два предмета подружиться?

Рефлексия