Раздел 6. Экологическое творчество (основы экологического дизайна)
Первое занятие в разделе.
Экологическая ситуация:
Я и природа вокруг меня сегодня, и природа вокруг меня в будущем.
Занятие первое.
Цели урока:
обучающая – определить готовность учащихся к действиям:
- ограничения потребления,
- охране природы,
- восстановления ущерба природе
- на основе личностных эмоционально-ценностных переживаний экологической ситуации;
воспитывающая – накопление личного опыта осознанного нравственного выбора в учебно-проектной ситуации «Какое самостоятельное эколого-ориентированное решение будет принято?»;
развивающая – применение умения работы в команде.
Задачи:
- Создание проблемной ситуации, ее трансформация в учебно-проектную и совместная с учащимися постановка учебных задач.
- Решение учебных задач (закрепление понятий темы, применение и развитие универсальных учебных действий).
- Рефлексия предметных, деятельностных и личностных результатов решения учебных задач.
Учебная задача: Применить умение прогнозирования на основе эмоционально-ценностных переживаний при нравственном выборе в экологической ситуации.
Оборудование:
- Мяч в виде глобуса.
- Атласные ленты.
- Флажки для групп.
- Планшеты и фломастеры.
Место проведения: Лесная поляна.
Ход занятия
1 ЭТАП. Создание эмоционального настроя на работу посредством развития чувства принадлежности к группе, актуализации личного опыта и знаний.
Деятельность учителя.
Вступительное слово.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы в гостях у леса. Он гостеприимно распахнул перед нами свои владения. Посмотрите, какая вокруг красота! Что каждый из вас хочет особенно отметить?
Деятельность детей.
(Дети располагаются в кругу.) 2-3 человека высказывают свои впечатления о красоте леса.
Деятельность учителя.
Все вы очень тонко чувствуете и правильно описываете свои впечатления.
Нам очень повезло, что мы можем провести в такой красоте свое занятие. Предлагаю его открыть!
Деятельность детей.
Выполняют ритуал начала занятия. Произносят хором стихи и одновременно бережно передают мяч-глобус в сомкнутых ладошках друг другу. Стараются выражением и движениями передать смысл слов стихотворения. Движения должны быть плавные, заботливые.
Люблю я родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же мы с тобой вместе,
К ней относится добрей!
2 ЭТАП. ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНОЛЬНО– ЧУВСТВЕННОГО ОТКЛИКА НА ОБЪЕКТЫ ПРИРОДЫ.
А) Выявление эмоционально-чувственного отклика.
Деятельность учителя.
С пребыванием на природе у нас связаны чувства, которые определяют наше к ней отношение. Наши чувства мы можем передать словами, сказать о том, что мне приятно, когда я бываю в лесу или мне нравится там бывать, потому как гулять по тропинкам, видеть деревья великаны, дышать хвойным воздухом, слушать пение птиц мне приятно ( не приятно, все равно). Свои чувства, свое настроение (веселое-грустное, беззаботное-тревожное, радостное-грустное) мы так же учимся с вами передавать цветом.
Сейчас каждый из вас выберет одну или две ленты, цвет которых передает его настроение сейчас, когда мы с вами на такой чудесной лесной поляне, в гостях у леса.
А после того, как каждый из вас выберет ленту, постарайтесь назвать этот цвет и объяснить с какое ваше настроение этот цвет передает и почему.
Например:
я выбрал ленту светло-желтого цвета, потому как этот цвет передает радостное, веселое настроение, настроение отдыха. А такое настроение всегда приходит ко мне, когда я вижу теплый лучик солнца, проникающий сквозь листву леса, красивую желтую осеннюю листву, слышу щебетанье птиц, ловлю легкий грибной запах, дуновение ветерка на своем лице.
ИЛИ:
я выбрал ленту темно-серого цвета, потому как мне скучно и не уютно находиться в лесу. Такое настроение приходит ко мне потому, что здесь все не красиво для меня, запах леса мне не нравится, мне кажется он старым, пение птиц – нудным.
Деятельность детей.
Выбирают ленты. Высказывают мнения о том, какое настроение бывает у каждого, когда он приходит в лес, совершает там прогулки.
Желательно связать цвет-настроение-причины. Осуществить рефлексию личных чувств. Вывить эмоционально-чувственный отклик на объекты природы.
Б) Развитие коммуникативных действий, направленных на развитие положительного эмоционального отношении к партнеру по учению.
Деятельность учителя.
Вы показали, что с пребыванием в лесу, на природу у вас связаны самые хорошие настроения, чувства. А ведь дружба начинается с улыбки! Давайте, поделимся своим хорошим настроением друг с другом.
Для этого предлагаю поиграть в старую русскую игру «Ловишки».
Каждый поможет тому кто рядом, поместить ленту за воротничок на спине.
Одна команда будет убегать, она отойдет на 5 шагов вперед. Другая команда будет догонять. И каждый постарается поймать настроение-ленточку у другого. Тот, кому удалось сорвать ленточку, подбегает ко мне.
Деятельность детей.
Помогают размещать ленточки-настроения друг у друга.
Делятся на команды. Расходятся на 5 шагов.
По команде учителя «Раз, два, три, быстро беги!» разбегаются и стараются сорвать ленточку. Затем возвращаются к учителю.
В) Развитие отношения эмпатии к природным объектам.
Деятельность учителя.
Обычно такие игры вызывают у детей положительные эмоции.
Вот теперь по вашим глазам, улыбкам на лицах и розовым щекам действительно вижу, какое у вас хорошее настроение в гостях у леса. Вы поделились своим настроением друг с другом. А я предлагаю вам поделиться вашим радостным настроением и добрым отношением с тем, у кого мы сегодня в гостях-с лесом. Вот на ветках этого деревца, мы повесим наши ленточки хорошего настроения и доброго отношения. И когда спадет листва, они будут радовать своим цветом и напоминать о нашей встрече.
Повесить ленточку нужно аккуратно, не повреждая веток.
Кто справится, возвращается в наш круг.
Деятельность детей.
Развешивают ленточки, соблюдают правила.
Г) Определение границ знания-незнания.
Деятельность учителя.
Посмотрите, нравится вам как теперь выглядит деревце? Правда нарядно!
Теперь всем видно, с каким добрым настроением мы относимся к лесу!!!
А кто из вас видел раньше такие наряженные деревца? ( Дают ответы)
Повязывать ленточки на деревья очень древний обычай во всех странах мира. Так древние люди показывали свое уважение силам природы. Будет жить лес – будет и у человека кров и пища.
Они считали, что дерево разговаривает с духами. Таким образом повязывая ленточку, люди говорили о своих желаниях , а дерево должно было передать его наивысшим силам, которые могли исполнить желание.
Так голубая ленточка символизировала небо, красная – землю, белая– передавала цвет чистоты. Повязывая их человек сначала желал здоровья, счастья прежде всего своим близким, родственникам, а затем уже просил что-то и для себя.
А мы с вам чем поделились с самим лесом?
Деятельность детей.
Ответы: Поделились своим хорошим настроением, добрым к нему отношением.
3 ЭТАП. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ, ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕЙСТВИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЦЕННОСТНЫЙ ВЫБОР В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.
А) Деятельность учителя.
Сегодня мы так по-доброму к нему относимся, дорожим им.
Мы знаем, как много значит лес для нас.
А что мы пожелаем тому, кто дорог и важен для нас в будущем?
Об этом мы сейчас и узнаем.
Предлагаю вам заглянуть в будущее. Сейчас вы представите себя на месте управляющих разных организаций. Вы будете выступать сегодня от лица директоров строительной, мебельной компаний и культурно-досугового центра.
Каждая команда получила в свое распоряжение большой участок земли. По краям участка пустыри, а в центре расположена лесная зона– красивый раскидистый лес, как тот в гостях у которого мы с вами находились в детстве, когда были четвероклассниками. Помните?
Таким образом, каждой компании необходимо организовать деятельность на выделенном участке земли.
Освоение будет по плану:
- Место размещения производства или аттракционов.
- Материалы для деятельности.
- Вопрос чистоты, отходов.
- Использование природных ресурсов и возмещение ущерба природе.
Свой план вы будете записывать на планшетах и использовать записи при ответах.
При оценке ответов нам будут использованы критерии:
- Соответствие плану (да – 1 б., нет – 0 б.).)
- Ценностный выбор в экологической ситуации (да – 1 б., нет – 0 б.).
Деятельность детей.
Работа в малых группах. Выработка решений.
Б) Деятельность учителя.
Приступаем к обсуждению решений.
Приглашается Совет директоров строительной компании.
Деятельность детей.
Выступление.
Оценивание выступления по критериям (помощь учителя)
- Соответствие плану (да – 1 б., нет – 0 б.).)
- Ценностный выбор в экологической ситуации (да – 1 б., нет – 0 б.).
Деятельность учителя.
Приглашается Совет директоров мебельной фабрики.
Деятельность детей.
Выступление.
Оценивание выступления по критериям (помощь учителя)
- Соответствие плану (да – 1 б., нет – 0 б.).)
- Ценностный выбор в экологической ситуации (да – 1 б., нет – 0 б.).
Деятельность учителя.
Приглашается Совет директоров культурно-досугового центра.
Деятельность детей.
Выступление.
Оценивание выступления по критериям (помощь учителя)
- Соответствие плану (да – 1 б., нет – 0 б.).)
- Ценностный выбор в экологической ситуации (да – 1 б., нет – 0 б.).
4 ЭТАП. Ассимиляция полученного опыта, знаний, умений.
А) Деятельность учителя.
Мы рассмотрели ряд программ вашей деятельности в будущем. Выявили, что мы с вами стремимся придумывать и принимать природосберегающие решения в экологических ситуациях. Но для того, чтобы эти решения в будущем позволяли как можно лучше сохранять и оберегать природу, оберегать самого человека, его здоровье, нам нужны еще получить знания сегодня, когда мы еще учимся. Этому мы и посвятим наши следующие встречи.
Б) А сейчас время нашего пребывания подошло к концу. Предлагаю наше занятие закрыть.
Деятельность детей.
Выполняют ритуал завершения занятия. Произносят хором стихи и одновременно бережно передают мяч-глобус в сомкнутых ладошках друг другу. Стараются выражением и движениями передать смысл слов стихотворения. Движения должны быть плавные, заботливые.
Люблю я родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же мы с тобой вместе,
К ней относится добрей!
В) Деятельность учителя.
Нам осталось поблагодарить лес за гостеприимство и пожелать всем «До новых встреч!»
Деятельность детей.
Дети прощаются и машут руками «До свидания!».