Урок развития речи и хозяйственно-бытового труда по теме "Комнатные растения и уход за ними". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

Образовательные:

  • способствовать обогащению представлений о многообразии мира растений;
  • познакомить учащихся с наиболее распространёнными комнатными растениями
  • расширить представление о значении комнатных растений в жизни человека;
  • формировать понятие и практические умения о правилах ухода за ними;

Развивающие:

  • развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы;
  • способствовать формированию умение выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, фантазии;

Воспитательные:

  • способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию комнатным растениям, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни;
  • воспитывать чувство ответственности, формирование умения общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Презентация.
  • Небольшие лейки, палочки для рыхления почвы; таз для обмывания вазонов; опрыскиватели, карточки – уход за комнатными растениями, тряпочки, фартуки.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) Упражнение на запоминание.

Задание: запомнить ряд предметных картинок.

Учащимся предлагаются картинки с изображениями животных и цветов (5–7шт.); затем учитель меняет их местами. Ученики должны отгадать: что изменилось?

б) Упражнения в согласовании слов:

– Кого не стало?
– Кого нет?

Постепенно остаются на доске только иллюстрации изучаемых на уроке цветов.

2. Определение темы урока.

– Назовите эти предметы. (Цветы.)
– Как называются растения, которые человек выращивает в комнате? (Комнатные.)
– Комнатные растения являются важным элементом в комнатах, помещениях. Человек для своего комфорта, сделал такое открытие, как растения в доме. Первые комнатные растения появились в Египте. III в. До н.э., на рисунках пирамид и статуй изображены фараоны на фоне комнатных цветов.
– Активное использование живых растений в закрытых помещениях началось в последние несколько десятилетий. Все это произошло из-за того, что мы стали жить в многоэтажных домах “далеко” от природы. И от этого комнатные растения дают нам ощущения природы дома, в школе и в других помещениях..

Сообщение темы урока.

– Сегодня мы с вами продолжим изучать комнатные растения.

3. Изучение нового материала.

– Ребята, а сейчас обратите внимание на схему.

– Комнатные растения бывают цветущими и декоративными.
– Как вы понимаете цветущие растения? (Это когда у растения есть цветки, и растение один или несколько раз в год цветет.)
– Хорошо. Как понимаете декоративные?
– К декоративным комнатным растениям относятся вечнозеленые растения, используемые для создания красоты и уюта в помещениях.
– Ребята, а какую пользу, кроме красоты, приносят комнатные растения человеку? (Очищают воздух в помещениях, повышают влажность воздуха, летом при жаре охлаждают комнату, убивают вредные бактерии, помогают человеку расслабиться.)
– Посмотрите на растения, которые находятся вокруг нас. Какие вы знаете? Назовите их.
– Про некоторых я вам расскажу. (Показ слайдов.)
– Кактусы, многолетние растения. Они запасают и надолго сохраняют в себе влагу. Существует более 3000 видов кактусов. Их родина – Мексика. Многие кактусы в Мексике живут по 500 лет и достигают в высоту до 10 метров и нескольких метров в толщину. В засушливых местах с листовых пластин растений испаряется много влаги, необходимой растению, поэтому кактусы приспособились сохранять влагу за счёт того, что у них нет листьев. У некоторых кактусов остался только колючий, сочный стебель. Некоторые сплющили свои стебли до голых, листоподобных пластинок, например зигокактус или декабрист. Цветёт этот кактус в декабре, за что и получил своё второе название.
– В пустынях кактусы единственные хранители влаги и часто спасают жизнь путешественникам. Колючки защищают растение от крупных животных.
– Сансевьера родом из Африки. Назвали это растение в честь итальянского князя Сансевиеро. Но у этого растения есть другое имя, его легче запомнить, “Щучий хвост”. Как вы думаете, почему сансевьеру так назвали? (За его длинные листья, которые цветком напоминают окраску щуки.)
– Фиалка – невысокое растение, ей необходимо много света, тепло. Поэтому фиалки прекрасно себя чувствуют на подоконниках. Родина – горы Африки. Фиалки отличаются разнообразием окраски и форм цветков и листьев.
– Бегония. Родина – тропические леса Южной Америки, Азии и Африки. Листья бегонии самой разнообразной окраски – зеленые, коричневатые, серебристо-серые, красные с различными узорами, пятнами, крапинками, с четким рисунком жилок, часто опушенные. Бегония – комнатное ра.сение
– Посмотрите, на этот цветок. (Учитель показывает крупную картинку с изображением хлорофитума).
– Кто знает, как он называется? (Хлорофитум.)
– Правильно! Хлорофитум (картинка размещается на доске и к ней крепится название цветка).
– У кого есть дома такой цветок. Что вы о нем знаете? (Очищает воздух.).
– Хорошо, послушайте, что я вам про него расскажу.

Хлорофитум.– ампельное растение (висячее), южноафриканское, с длинными линейными листьями и свисающими розетками (усиками). Цветет круглогодично. Очень выносливое, неприхотливое, быстро растет. Красивые свисающие листья. Любит яркий свет, но не прямые лучи солнца.

4. Дидактические игры.

Игра: Чего не хватает?

– Посмотрите на картинки, и догадайтесь чего не хватает у каждого растения. Соедините линией.

Игра: “Собери рисунок”.

Дети должны собрать из разрезанных частей рисунок и назвать растение. (Каждому.)

Игра: “Лишний предмет”.

Дети должны исключить лишний предмет.

Цель этих дидактических игр: выучить названия комнатных растений и запомнить, как они выглядят.

5. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся – (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружиться и вьется. (Покружиться.)

– Почему бабочку сравнивают с цветком? (Она такая же красивая, яркая, разноцветная, нежная.)

6. Закрепление изученного.

– Я задам вопросы, а вы постарайтесь на них ответить.

Вопросы (показ рисунка)

1) Растение, листья, которых могут быть самой разнообразной окраски: – зеленые, коричневатые, серебристо-серые, красные… (бегония).

2) Растение с узкими длинными листьями, называемое в народе “Щучий хвост”. (Сансевьера – показ рисунка.)

3) Невысокое растение, цветочки которого могут быть различных цветов (фиалки).

4) Растение, похожее на зелёного ёжика. (Кактус.)

5) Где же растут все эти растения? (Комната.)

7. Практическая работа.

– Как вы думаете, зачем люди выращивают комнатные растения? (Дети высказываются и просматривают слайды помещение со цветами и без них. Делают вывод: цветы приносят уют и красоту в помещение.)
– Растения выделяют кислород необходимый человеку для дыхания, а поглощают углекислый газ.

Комнатные растения лечат людей

  • Растение, обладающее лекарственными свойствами. Второе его название – столетник. (Алоэ) показ слайда.
  • Растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла. (Каланхоэ) показ слайда.

– Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать. (С. Вургун)

– Итак, ребята, мы с вами видим, что комнатные растения – это источник красоты, хорошего настроения, доброты, чистого воздуха, здоровья. Я желаю вам полюбить их и заботиться о них.

8. Правила ухода за комнатными растениями.

– Сейчас мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу по теме: “Что необходимо комнатным растениям, чтобы они были здоровыми и красивыми?”
– Предположим, что растения мы поставим в темные углы и не будем поливать. Что произойдет?
– Понаблюдайте за растениями, изображенными на слайде. Что вы заметили?
– Давайте подумаем, как помочь растениям. (Выслушиваются ответы детей по каждому рисунку на слайде.)
– Сделаем выводы: комнатным растениям необходимы:

  • правильное освещение,
  • достаточное количество воды,
  • тепло,
  • свежий воздух,
  • дозированное удобрение,
  • забота человека.

9. Формирование умений и навыков по теме.

1) Практическая работа по уходу за комнатными растениями. (На партах горшочки с цветами, работа в парах.)

– Как называют человека который ухаживает за цветами? (Цветовод.)
– Сегодня вы будете юными цветоводами.
– Во-первых, юному цветоводу стоит запомнить перечень предметов, необходимых для ухода за цветами. Это: лейка с водой для полива цветов, палочка для рыхления почвы, тряпочка для протирания листьев, бумага на которую мы будем ставить цветок.
– Посмотрите, какие растения надо поливать, а какие нет, и почему? (Если земля твердая, серая, значить она сухая и растения надо поливать, если земля темная и влажная – поливать не надо.)
– Во-вторых мы с вами должны четко знать порядок действий, т.е. в какой последовательности мы будем с вами работать.

1. Подойдите к столу и посмотрите, какие растения надо поливать?
2. Каждый цветок необходимо поливать.

– Летом это делается вечером, желательно каждый день. Зимой же – утром и более умеренно. Посмотрите как правильно поливать цветы: желательно поливать водой комнатной температуры под самый корень или в поддон.
– Почему необходимо поливать водой комнатной температуры? (Холодная вода может застудить корни растения, а от воды комнатной температуры растение лучше растет).

3. Чтобы растение хорошо росло, надо рыхлить почву. За корнями растений тоже нужен уход. Влажную землю, которую мы заранее полили, надо взрыхлить деревянной палочкой с отметкой. Рыхлить будем у края цветочного горшка, погружая палочку только до отметины, чтобы не повредить корни.

4. Один раз в месяц протирать гладкие крупные листья влажной тряпкой, чтобы очистить от пыли.

(Правило на доске.)

  • Рыхлить почву нужно слегка на поверхности и только по краю горшка, чтобы не повредить корни.
  • Поливать осторожно, чтобы не разбрызгать землю.
  • Вода должна быть комнатной температуры, тёплой, ни в коем случае холодной.
  • Не замочите листья, многие растения этого не выносят.
  • Один раз в месяц протирать гладкие крупные листья влажной тряпкой, чтобы очистить от пыли.

2) Дети работают в парах. Рыхлят землю, поливают, опрыскивают или протирают листочки цветов. Обращают внимание и запоминают название комнатного растения, за которым они ухаживали на уроке.

Итог урока.

– Поиграем в игру про комнатные растения “Давайте выберем нужные” (слайды в помощь для проверки).

Показывается цветок и задается вопрос: “Комнатное ли это растение?”

– Сегодня мы с вами много говорили о комнатных растениях.
– Какие названия цветов вы запомнили?
– Возьмите листочки с рисунком кактуса. Какой то странный у нас кактус. Чего не хватает?

– Нарисуйте ему лицо. Если,

– я доволен, я запомнил названия комнатных растений и правила ухода за ними, урок мне понравился.

– я не всё понял и не всё запомнил, но я обязательно научусь.