Цели:
Образовательные:
- способствовать обогащению представлений о многообразии мира растений;
- познакомить учащихся с наиболее распространёнными комнатными растениями
- расширить представление о значении комнатных растений в жизни человека;
- формировать понятие и практические умения о правилах ухода за ними;
Развивающие:
- развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы;
- способствовать формированию умение выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, фантазии;
Воспитательные:
- способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию комнатным растениям, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни;
- воспитывать чувство ответственности, формирование умения общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
Оборудование:
- Компьютер.
- Презентация.
- Небольшие лейки, палочки для рыхления почвы; таз для обмывания вазонов; опрыскиватели, карточки – уход за комнатными растениями, тряпочки, фартуки.
Ход урока
1. Организационный момент.
а) Упражнение на запоминание.
Задание: запомнить ряд предметных картинок.
Учащимся предлагаются картинки с изображениями животных и цветов (5–7шт.); затем учитель меняет их местами. Ученики должны отгадать: что изменилось?
б) Упражнения в согласовании слов:
– Кого не стало?
– Кого нет?
Постепенно остаются на доске только иллюстрации изучаемых на уроке цветов.
2. Определение темы урока.
– Назовите эти предметы. (Цветы.)
– Как называются растения, которые человек выращивает в комнате? (Комнатные.)
– Комнатные растения являются важным элементом в комнатах, помещениях. Человек
для своего комфорта, сделал такое открытие, как растения в доме. Первые
комнатные растения появились в Египте. III в. До н.э., на рисунках пирамид и
статуй изображены фараоны на фоне комнатных цветов.
– Активное использование живых растений в закрытых помещениях началось в
последние несколько десятилетий. Все это произошло из-за того, что мы стали жить
в многоэтажных домах “далеко” от природы. И от этого комнатные растения дают нам
ощущения природы дома, в школе и в других помещениях..
Сообщение темы урока.
– Сегодня мы с вами продолжим изучать комнатные растения.
3. Изучение нового материала.
– Ребята, а сейчас обратите внимание на схему.
– Комнатные растения бывают цветущими и декоративными.
– Как вы понимаете цветущие растения? (Это когда у растения есть цветки, и
растение один или несколько раз в год цветет.)
– Хорошо. Как понимаете декоративные?
– К декоративным комнатным растениям относятся вечнозеленые растения,
используемые для создания красоты и уюта в помещениях.
– Ребята, а какую пользу, кроме красоты, приносят комнатные растения человеку?
(Очищают воздух в помещениях, повышают влажность воздуха, летом при жаре
охлаждают комнату, убивают вредные бактерии, помогают человеку расслабиться.)
– Посмотрите на растения, которые находятся вокруг нас. Какие вы знаете?
Назовите их.
– Про некоторых я вам расскажу. (Показ слайдов.)
– Кактусы, многолетние растения. Они запасают и надолго сохраняют в себе влагу.
Существует более 3000 видов кактусов. Их родина – Мексика. Многие кактусы в
Мексике живут по 500 лет и достигают в высоту до 10 метров и нескольких метров в
толщину. В засушливых местах с листовых пластин растений испаряется много влаги,
необходимой растению, поэтому кактусы приспособились сохранять влагу за счёт
того, что у них нет листьев. У некоторых кактусов остался только колючий, сочный
стебель. Некоторые сплющили свои стебли до голых, листоподобных пластинок,
например зигокактус или декабрист. Цветёт этот кактус в декабре, за что и
получил своё второе название.
– В пустынях кактусы единственные хранители влаги и часто спасают жизнь
путешественникам. Колючки защищают растение от крупных животных.
– Сансевьера родом из Африки. Назвали это растение в честь итальянского князя
Сансевиеро. Но у этого растения есть другое имя, его легче запомнить, “Щучий
хвост”. Как вы думаете, почему сансевьеру так назвали? (За его длинные
листья, которые цветком напоминают окраску щуки.)
– Фиалка – невысокое растение, ей необходимо много света, тепло. Поэтому
фиалки прекрасно себя чувствуют на подоконниках. Родина – горы Африки. Фиалки
отличаются разнообразием окраски и форм цветков и листьев.
– Бегония. Родина – тропические леса Южной Америки, Азии и Африки. Листья
бегонии самой разнообразной окраски – зеленые, коричневатые, серебристо-серые,
красные с различными узорами, пятнами, крапинками, с четким рисунком жилок,
часто опушенные. Бегония – комнатное ра.сение
– Посмотрите, на этот цветок. (Учитель показывает крупную картинку с
изображением хлорофитума).
– Кто знает, как он называется? (Хлорофитум.)
– Правильно! Хлорофитум (картинка размещается на доске и к ней крепится название
цветка).
– У кого есть дома такой цветок. Что вы о нем знаете? (Очищает воздух.).
– Хорошо, послушайте, что я вам про него расскажу.
Хлорофитум.– ампельное растение (висячее), южноафриканское, с длинными линейными листьями и свисающими розетками (усиками). Цветет круглогодично. Очень выносливое, неприхотливое, быстро растет. Красивые свисающие листья. Любит яркий свет, но не прямые лучи солнца.
4. Дидактические игры.
Игра: Чего не хватает?
– Посмотрите на картинки, и догадайтесь чего не хватает у каждого растения. Соедините линией.
Игра: “Собери рисунок”.
Дети должны собрать из разрезанных частей рисунок и назвать растение. (Каждому.)
Игра: “Лишний предмет”.
Дети должны исключить лишний предмет.
Цель этих дидактических игр: выучить названия комнатных растений и запомнить, как они выглядят.
5. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся – (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружиться и вьется. (Покружиться.)
– Почему бабочку сравнивают с цветком? (Она такая же красивая, яркая, разноцветная, нежная.)
6. Закрепление изученного.
– Я задам вопросы, а вы постарайтесь на них ответить.
Вопросы (показ рисунка)
1) Растение, листья, которых могут быть самой разнообразной окраски: – зеленые, коричневатые, серебристо-серые, красные… (бегония).
2) Растение с узкими длинными листьями, называемое в народе “Щучий хвост”. (Сансевьера – показ рисунка.)
3) Невысокое растение, цветочки которого могут быть различных цветов (фиалки).
4) Растение, похожее на зелёного ёжика. (Кактус.)
5) Где же растут все эти растения? (Комната.)
7. Практическая работа.
– Как вы думаете, зачем люди выращивают комнатные растения? (Дети
высказываются и просматривают слайды помещение со цветами и без них. Делают
вывод: цветы приносят уют и красоту в помещение.)
– Растения выделяют кислород необходимый человеку для дыхания, а поглощают
углекислый газ.
Комнатные растения лечат людей
- Растение, обладающее лекарственными свойствами. Второе его название – столетник. (Алоэ) показ слайда.
- Растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла. (Каланхоэ) показ слайда.
– Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
…Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать. (С. Вургун)
– Итак, ребята, мы с вами видим, что комнатные растения – это источник красоты, хорошего настроения, доброты, чистого воздуха, здоровья. Я желаю вам полюбить их и заботиться о них.
8. Правила ухода за комнатными растениями.
– Сейчас мы с вами проведем небольшую исследовательскую работу по теме: “Что
необходимо комнатным растениям, чтобы они были здоровыми и красивыми?”
– Предположим, что растения мы поставим в темные углы и не будем поливать. Что
произойдет?
– Понаблюдайте за растениями, изображенными на слайде. Что вы заметили?
– Давайте подумаем, как помочь растениям. (Выслушиваются ответы детей по каждому
рисунку на слайде.)
– Сделаем выводы: комнатным растениям необходимы:
- правильное освещение,
- достаточное количество воды,
- тепло,
- свежий воздух,
- дозированное удобрение,
- забота человека.
9. Формирование умений и навыков по теме.
1) Практическая работа по уходу за комнатными растениями. (На партах горшочки с цветами, работа в парах.)
– Как называют человека который ухаживает за цветами? (Цветовод.)
– Сегодня вы будете юными цветоводами.
– Во-первых, юному цветоводу стоит запомнить перечень предметов, необходимых для
ухода за цветами. Это: лейка с водой для полива цветов, палочка для рыхления
почвы, тряпочка для протирания листьев, бумага на которую мы будем ставить
цветок.
– Посмотрите, какие растения надо поливать, а какие нет, и почему? (Если земля
твердая, серая, значить она сухая и растения надо поливать, если земля темная и
влажная – поливать не надо.)
– Во-вторых мы с вами должны четко знать порядок действий, т.е. в какой
последовательности мы будем с вами работать.
1. Подойдите к столу и посмотрите, какие растения надо поливать?
2. Каждый цветок необходимо поливать.
– Летом это делается вечером, желательно каждый день. Зимой же – утром и
более умеренно. Посмотрите как правильно поливать цветы: желательно поливать
водой комнатной температуры под самый корень или в поддон.
– Почему необходимо поливать водой комнатной температуры? (Холодная вода может
застудить корни растения, а от воды комнатной температуры растение лучше
растет).
3. Чтобы растение хорошо росло, надо рыхлить почву. За корнями растений тоже нужен уход. Влажную землю, которую мы заранее полили, надо взрыхлить деревянной палочкой с отметкой. Рыхлить будем у края цветочного горшка, погружая палочку только до отметины, чтобы не повредить корни.
4. Один раз в месяц протирать гладкие крупные листья влажной тряпкой, чтобы очистить от пыли.
(Правило на доске.)
- Рыхлить почву нужно слегка на поверхности и только по краю горшка, чтобы не повредить корни.
- Поливать осторожно, чтобы не разбрызгать землю.
- Вода должна быть комнатной температуры, тёплой, ни в коем случае холодной.
- Не замочите листья, многие растения этого не выносят.
- Один раз в месяц протирать гладкие крупные листья влажной тряпкой, чтобы очистить от пыли.
2) Дети работают в парах. Рыхлят землю, поливают, опрыскивают или протирают листочки цветов. Обращают внимание и запоминают название комнатного растения, за которым они ухаживали на уроке.
Итог урока.
– Поиграем в игру про комнатные растения “Давайте выберем нужные” (слайды в помощь для проверки).
Показывается цветок и задается вопрос: “Комнатное ли это растение?”
– Сегодня мы с вами много говорили о комнатных растениях.
– Какие названия цветов вы запомнили?
– Возьмите листочки с рисунком кактуса. Какой то странный у нас кактус. Чего не
хватает?
– Нарисуйте ему лицо. Если,
– я доволен, я запомнил названия комнатных растений и правила ухода за ними, урок мне понравился.
– я не всё понял и не всё запомнил, но я обязательно научусь.