Цель: Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Оборудование: физическая карта, предметы старины, карточки с заданиями, раздаточный материал для каждого этапа игры, компьютер, стенд с сообщениями “Задай вопрос ученому”
Ведущий 1. Мы начинаем КВН “Путешествие для друзей”. А отправятся в
путешествие две команды “Друзья природы” и “Следопыты”. Маршрут нашего
путешествия мы увидим на карте.
– В путешествии всегда надо быть находчивыми, не терять чувство юмора, быть
готовыми ко всему, помогать друзьям по команде.
Но быть доброжелательными и к соперникам.
– Исполнение песни “Дорогою добра”. (Перед каждым конкурсом звучит музыкальный отрывок из песни.)
Учитель. Ребята, сегодня вы еще раз сможете посмотреть на мир с разных точек зрения – глазами астрономов, географов, историков, экологов.
Проверим ваши знания по разделу “Земля и человечество”. Поможет нам в этом наше уважаемое жюри (в жюри входят родители, воспитатель, ученики другого класса).
Земля – это дом человечества, большой и одновременно маленький.
Человечество тысячи лет обживает свой дом. Но научилось ли оно по-настоящему любить и беречь его? Природа, которая даёт нам всё для жизни, требует от нас бережного отношения к себе.
Ученик. (читает стихотворение)
Земля – планета, широкие поля!
Земля – планета, глубокие моря!
Земля – планета, солнечный рассвет!
Земля – планета, лучше тебя нет!
Ведущий 2. Начинаем КВН с приветствия команд. Каждая команда называет себя, девиз команды, приветствие другой команде.
– Даем слово первой команде.
Капитан команды:
– Наша команда.
Команда:
– Знатоки природы.
– Наш девиз:
Природы верные друзья!
Верны мы как одна семья !
С вами мы пришли играть,
Чтобы больше о земле узнать.
– Приветствуем команду “ Следопыты”.
Желаем вам, желаем вам !
Чтоб лучший приз достался нам!
Но соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями!
И хотим лишь пожелать
Вам показать себя на пять!
– Визитная карточка второй команды.
– Наша команда “Следопыты”.
– Наш девиз.
Каждый из нас природу защитит,
О каждом деревце душа у нас болит.
Готовы мы сегодня поиграть.
Все вместе о природе рассуждать.
– Приветствие.
Пусть борьба кипит сильней.
И наша дружба вместе с ней.
Желаем вам место занять призовое,
Но не первое, а второе.
Поляна Дружбы.
– А начнем наше путешествие с разминки на Поляне Дружбы.
1-я команда.
- Иди, иди, а конца не найдешь. (Земной шар.)
- Крашено коромысло через реку повисло. (Радуга.)
- Взойдет Егор на бугор – выше леса, выше гор. С бугра спускается – за травой скрывается. (Солнце.)
1-я команда.
- Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены. (Огонь.)
- За крайним двором рассыпался горох, ни лопатой не сгрести, ни метлой не смести. (Звезды.)
- Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Река.)
Берег Вопросов.
Конкурс “Берег вопросов”. А теперь вопросы по сложнее.
Вопросы для 1-й команды.
- Сколько океанов на земном шаре? Назовите их. (4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
- Какое море в древности называли Янтарным? (Балтийское море – за обилие в нем янтаря.)
- Как называются плавучие ледяные острова? (Айсберги.)
Вопросы для 2-й команды.
- Сколько материков на земле? Назовите их. (Евразия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Австралия.)
- Какие “цветные” моря вы знаете ? (Черное, Белое, Красное, Желтое…)
- С помощью какой звезды определяют северное направление? (Полярной звезды.)
Мыс Удивления.
– Следующая остановка нашего путешествия на Мысе Удивления.
Ответьте на вопросы конкурса “Рекорды Земли”.
Ведущий.
– Перед тем как вы будете отвечать на вопросы, которые будут начинаться со
слов “Самые, самые, самые….” я хочу привести вам примеры рекордов земли.
– Оказывается, самый первый глобус появился 500 лет назад в Германии.
– Самое первое путешествие совершили моряки под командованием Магеллана в
начале 16 века.
– Самый глубокий океан на земном шаре – Тихий океан.
Ведущий.
– А теперь вопросы для первой команды.
- Самый большой материк на Земном шаре? (Евразия.)
- Самая маленькая планета Солнечной системы? (Плутон.)
- Самое глубокое озеро в нашей стране? (Байкал.)
- Самая длинная река России? (Обь.)
- Самая высокая вершина Кавказских гор? (Эльбрус.)
– Вопросы для второй команды.
- Самая большая планета Солнечной системы ? (Юпитер.)
- Самый маленький материк на Земном шаре? (Австралия.)
- Самая большая равнина на территории нашей страны? (Восточно-Европейская.)
- Самое большое озеро на территории нашей страны? (Каспийское.)
- Самая холодная природная зона России? (Арктика.)
Море Научных фактов.
Ведущий. Наше путешествие продолжается.
– Получив карточки с вопросами по истории, географии, астрономии вы должны выбрать правильный научный факт и объяснить, почему вы считаете его верным. Участники команд вместе находят правильный ответ.
Карточка для первой команды.
1. Кто открыл первый музей в России?
1) Иван Грозный.
2) Петр Первый.
3) Екатерина Вторая.
4) Юрий Долгорукий.
2. Какой минерал искал герой сказок П. Бажова Данила у хозяйки Медной горы?
1) Циркон.
2) Аметист.
3) Малахит.
4) Топаз.
3. Какие планеты Солнечной системы имеют кольца?
1) Сатурн.
2) Венера.
3) Марс.
4) Уран.
Карточка для второй команды.
1. Каким орудием труда не пользуются археологи?
1) Лопатой.
2) Ножом.
3) Плугом.
4) Кисточкой.
2. Назовите великих путешественников.
1) М. Ломоносов.
2) Х. Колумб.
3) В. Одоевский.
4) В. Беринг.
3. Объясни причину смены дня и ночи.
1) Земля вращается вокруг Солнца.
2) Солнце вращается вокруг земли.
3) Земля вращается вокруг оси.
4) Солнце и Луна сменяют друг друга.
Ведущий.
– А сейчас мы окажемся на дне моря.
Конкурс “Цветы моря” (конкурс для болельщиков).
– Отгадайте о чем идет речь, какой камень называется “Цветок моря”.
“В тропических морях они образуют тысячи островов и грандиозные рифы.
Бывают красные, темно-розовые и кремовые. Украшения из этих камней очень
красивы.”(кораллы).
Игра “Найди пару”.
– Найдите камень-который является парой для коралла?
Почему?
1. Аметист.
2. Бирюза.
3. Жемчуг.
4. Бриллиант.
5. Изумруд.
Если ученики не отвечают, то помогают родители.
“В каждом драгоценном камне, как в капле воды, отражено все величие природы….”
– А сейчас мы посмотрим отрывок из фильма “Кораллы”. (Просмотр отрывка документ. фильма “Кораллы” 2006 г. выпуска.)
Залив Поэзии.
Ведущий. Наши капитаны побудут в роли географов и экологов . Прочитав строки стихотворений, они назовут географические объекты и попробуют рассказать нам об экологической проблеме, поставленной в стихотворении.
Задание для 1-й команды.
Стихотворение ученого и поэта И.И.Ландо.
Чиста, уникальна, прозрачна вода.
Безмолвна, но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал –
Таким мне запомнился древний Байкал.Красавица дочь – Ангара удалая
Свой путь начинает из этого края,
А с нею три сотни речушек и рек
Все устремили к Байкалу свой бег.
(Байкал, Ангара, уникальность озера, прозрачность воды.)
Задание для 2-й команды.
Стихотворение поэта М. Ю. Лермонтова.
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь.
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:“Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов”.
Пустыня Усталости.
Ведущий. После долгого путешествия мы оказались в пустыне Усталости.
Перед вами здесь были другие путешественники, они оставили вам послание.
Команды получают послания.
– Это было в пустыне. Три дня мы гонялись за тигром, изнемогая от жажды и палящего зноя. Верблюды не выдержали жажды на третий день пути. Еле мы добрели до большой реки. Здесь мы утолили жажду, мучившую нас, и скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в чистой, прозрачной воде ,а затем укрылись от палящего зноя в тени саксауловых деревьев.
– Вы, наверно поняли, что в этом послании есть ошибки, найдите их.
– Та команда, которая найдет больше ошибок (назовет последнюю ошибку), получит
большее количество баллов и начнет следующий этап конкурса.
Конкурс “Напои друзей”. Команды получают сосуды с водой, ложки и прозрачные стаканы.
– В пустыне всегда хочется пить из-за палящего солнца и сильной жары.
– Выстраиваясь друг за другом, вы должны наполнить стаканы водой с помощью
ложек. Побеждает та команда, у которой воды в стакане окажется больше.
Река Помощи.
Ведущий. Отдохнув, мы отправляемся дальше в путешествие.
Конкурс “ Помоги друзьям”. Этот конкурс необычен тем, что очки вы будете получать для своих соперников, так как пройдет конкурс на берегу реки Помощи.
– А отвечая на вопросы по экологии , вы задумаетесь над тем, что человек– часть природы и поведение человека на Земле не остается для природы бесследным.
Вопросы для 2-й команды. .
- Что называется “Каменным поясом русской Земли”? (Уральские горы.)
- Международная экологическая организация? (Гринпис.)
- Как вы можете помочь охране водоемов Родного края?
Вопросы для 1-й команды.
- Одно из самых красивых озер нашей страны – природное наследие России? (Байкал.)
- В нее внесены самые редкие виды растений и животных? (Красная книга.)
- Что поможет сократить количество мусора на Земле? (Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Некоторые предметы можно вторично использовать, например стеклянные банки и бутылки. и т. д.)
Ведущий. Преодолев все трудности, мы наконец добрались до места, где спрятан клад. Путешествуя, мы еще раз убедились в том, что много тайн хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок, каждый камень Природа, которая даёт нам всё для жизни, требует от нас бережного отношения к себе. Сейчас леса вырублены, реки мелеют и загрязняются, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения.
– Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь что тебя окружает, и беречь это.)
Стихотворение.
Определяется команда –победительница.
А сейчас отгадайте загадку и узнаете, где находится указатель к месту клада.
Страны без людей
Города без домов
Леса без деревьев
Море без воды. (Карта.)
Да, это карта. Она помогла нам во время путешествия и указала нам на место нахождения клада. Вот мы и добрались до клада. Посмотрим , что в шкатулке. (Кладом могут быть призы игрокам, ответившим на наибольшее количество вопросов и поощрительные подарки для всех участников игры.)
Проводится награждение участников. Звучит песня “Если с другом вышел в путь”.