Цель: познакомить с новой буквой русского алфавита.
Задачи: установить правильное соотношение между звуком и буквой; развитие фонематического слуха, навыка правильного плавного слогового чтения; пробуждать интерес и любовь к чтению, расширять кругозор; развитие мелкой моторики.
Оборудование: наглядное пособие – экран телевизора; предметные картинки (Буратино, берёза, экскаватор, лось, кот, аист белка), игрушечный зайчик; карточка с буквой бэ; схемы слов; проволока; чурбан.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?
– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
2. Повторение пройденного.
– Ой, что это тут? (Ловлю звуки) [т], [з], [р], [п], [к].
– Какие это звуки? Докажите.
– На какие 2 группы можно разделить согласные звуки?
– Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки (глухие согласные
звуки)?
– Ой, а это что? (Ловлю звуки) [и], [у], [э].
– Какие это звуки? Докажите.
– Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки?
– Какие из них смягчают согласные звуки?
– А теперь ловите звуки! (Бросаю звуки.) [с], [к], [а], [с], [к`],[и].
– Какое получилось слово?
– Сколько слогов в слове сказки? Докажите.
– Каких сказочных героев вы знаете?
– Хотите увидеть сказочных героев?
– А поможет телевизор.(наглядное пособие – экран телевизора)
3. Выделение нового звука.
– Чтобы включить телевизор надо отгадать загадку.
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
– Кто же это? … (На экране появляется Буратино.)
– Правильно, это герой из сказки А.Толстого “Золотой ключик или приключения
Буратино”
– Сколько слогов в слове Буратино? Докажите.
– Какой первый звук?
– Он гласный или согласный? Докажите.
– Твёрдый или мягкий?
– По второй программе – о другом сказочном персонаже. (Не переключается.)
Но, чтобы переключить, надо разгадать слово. Я показывая картинку, вы называете её и выделяете 1 звук. (Берёза, экскаватор, лось, кот, аист.)
– А теперь показываю картинку, а вы называете 1 звук.
– Какое получилось слово? (На экране появляется белка.)
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;
Ель растёт перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Правильно, это герой из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”.
– Сколько слогов в слове белка? Докажите.
– Какая схема подходит к этому слову 1 или 2?
– Какой первый звук?
– Он гласный или согласный? Докажите.
– Твёрдый или мягкий?
– На 1 программе, какой звук выделили? Охарактеризуйте его.
– На 2 программе, какой звук выделили? Охарактеризуйте его.
4. Упражнение в слышании выделенных звуков.
– Хлопните в ладоши, когда услышите звуки [б],[б`] (Барабан, бинт, грибы,
овощи, яблоки, кабачки, огурцы, букашка, бочка, точка, палка, бутон.)
– Какие 2 звука мы выделили?
– Какие это звуки гласные или согласные? Докажите.
5. Физкультминутка.
– Отгадайте ещё 1 сказочного героя.
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносят ноги
Ну-ка быстро отгадайте
Как зверёк зовётся… зайка. (Появляется игрушечный зайчик.)
– Давайте зайке расскажем стихотворение “Зайчики” (Упражнение на развитие мелкой моторики.)
6. Знакомство с новой буквой.
– Зайка, только к нам пришёл и не смог посмотреть телевизор.
– Какой звук выделили на 1 программе. (На 2.)?
– Какие это звуки гласные или согласные?
– Согласные звуки [б],[б`], обозначаются буквой бэ.
– Почему их 4?
– Какие звуки обозначает эта буква?
– Какие гласные смягчают этот звук (делают твёрдым)?
– Напечатайте эту букву в тетради.
– Ой, а у зайчика что-то в кармашке! (Проволока.)
– Превратите проволоку в строчную букву бэ.
– Ой, а тут, ещё что-то есть! (Карточка с буквой б.)
– Почему она в синем прямоугольнике?
– Зайка думает, в какую строчку в ленте букв надо поставить карточку с буквой б?
Давайте ему поможем!
– Эта буква находиться над буквой пэ. А почему, мы узнаем завтра.
7. Чтение слогов и слов с новой буквой.
– Прочитайте слоги с этой буквой.
ба бу би аб бо
иб бы уб об аб
– Какой слог лишний на 1строке? Докажите.
– Какой слог лишний на 2строке? Докажите.
– Прочитайте слоги тихо (громко, протяжно, быстро).
Зуб коб ры ра ры зеб бар ры сук боб
– Составьте слова из этих слогов.
– Как назвать одним словом? (Кто они?)
– Кто из этих животных изображён на странице учебника.
– Иллюстрация, к какой сказке?
– Кто автор сказки?
– Прочитайте строки под иллюстрацией.
– О ком вы прочитали?
– Где можно увидеть белку?
8. Физкультм.инутка.
“Где, чей дом” (Упражнение на развитие мелкой моторики.)
9. Работа с текстом.
– А теперь мы отправляемся….. Ой, забыла куда! На 3 программе анаграмма.
Карп (парк).
– Давайте представим, что мы в парке. Закроем глазки. (Читаю рассказ.)
– Что вы увидели в парке?
– Давайте прочитаем наиболее трудные слова (обратить внимание на ударение).
Интересно скакала брала баранки в клетке на воле.
– Прочитайте рассказ про себя внимательно, так, чтобы “комар носа не
подточил” к вашему чтению.
– Что значит “комар носа не подточит”.
– Чтение текста цепочкой и работа над его содержанием.
– Найдите слова с буквой бэ. Скажите где она находится в слове и какой звук
обозначает?
– С какой буквой вы читали слова? Покажите её. (Букву из проволоки.)
– Какие она обозначает звуки?
– Название каких животных начинается со звуков [б],[б`].
10. Работа по развитию речи.
– У зайца что – то ещё в кармашке! (Достаю записку, на которой крупным
шрифтом напечатана скороговорка.)
– Давайте её прочитаем. (Белые бараны били в барабаны.)
– Совсем забыла, зайчик вам из леса что-то принёс (достаю чурбан).
– Что это?
– Раньше посуда была в основном деревянная. Брали осиновый чурбан, раскалывали,
разбивали на баклуши(чурки) и делали мелкие изделия, ложки, т.е.дело это было
несложное. С тех пор о бездельниках говорят, что они бьют баклуши.
– А, какие вы ещё знаете крылатые выражения?
11. Подведение итогов .
– С какой буквой мы сегодня познакомились?
– Что вы узнали о звуках, которые она обозначает?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
Спасибо за урок.
Литература:
- “Русская азбука” авт. Горецкий В.Г. Кирюшкин В.А.
- “Разговорчивые пальчики” Бардышева Т.Ю.
- “Занимательное азбуковедение” Волина В.В.