Урок математики по теме "Масштаб". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • ввести понятие масштаба,
  • закрепить умения решать задачи, используя прямую пропорциональную зависимость величин, закрепить навыки решения уравнений с помощью пропорций.
  • способствовать формированию навыков коллективной работы,
  • развивать умение обобщать, анализировать, делать выводы,
  • прививать учащимся интерес к предмету,

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедиапроектор.
  • Карточки для устного счета.
  • Карта Самарской области.

Урок сопровождается показом мультимедийной презентации.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, вступление

Презентация. Слайд 1.

Кого бы вы на свете не спросили,
Любой вам скажет - есть страна Россия
И если к карте мира подойти,
Легко вам будет там её найти.

Слайд 2.

Вы здесь увидите бескрайние просторы,
Зеленые леса, поля, хрустальные озера,
Величие широких русских рек,
Места, где еще не был человек.
Здесь много разных городов: больших и малых,
Разбросанных по карте вверх и вниз
И город свой ты можешь здесь найти
Лишь стоит чуть указкой провести
И посмотрев на карту, вы поймете
В какой великой и большой стране живете!

О том, с помощью какого понятия такая большая страна, как наша, поместилась на карте, мы и поговорим на сегодняшнем уроке.

2. Актуализация знаний

  1. Что такое отношение?
  2. Что такое пропорция?
  3. Какими бывают пропорции?
  4. Сформулируйте основное свойство пропорции.

3. Устный счет

Я вам буду задавать вопрос, а вы ищите ответ на него среди карточек на доске. С обратной стороны карточек записаны буквы, с помощью которых мы и узнаем тему нашего урока.

1. Чему равно отношение чисел:

а) 3 и 7;
б) 25 и 5;
в)  и ;
г) 0,48 и 1,6.

2. Найдите неизвестный член пропорции:

а) 5 : 3 = 15:х;
б) =
в) 9 : с = 15 : 4

Правильные ответы занесены в таблицу.

2,4

2

14

5

9

0,3

Б

С

М

А

А

Т

Ш

4. Изучение нового материала

Слайд 3.

Тема нашего урока – Масштаб.

Впервые вы познакомились с этим понятием на уроках географии. Сегодня мы с вами вспомним, что же такое масштаб, рассмотрим примеры решения задач с помощью пропорции при заданном масштабе, а так же задачи на нахождение масштаба.

Ни один географический объект не может быть изображен на карте или плане в натуральную величину. Чтобы иметь четкое представление о расстояниях, необходимо все детали уменьшать в одинаковое число раз с сохранением всех пропорций. Или, как говорят, делать изображение в масштабе.
Что же такое масштаб?

Слайд 4.

Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.

5. Закрепление полученных знаний

Обратимся к карте Самарской области:

Слайд 5.

Задача. Определить расстояние на  карте, если расстояние от г. Самара до г. Новокуйбышевск  18 км. Ответ округлить до сотых.

Слайд 6.

Для облегчения решения задачи предлагается заполнить таблицу.

  Отрезки Масштаб
Карта   1
Местность   х

Решение:

На карте – х см,
на местности – 18 км = 1800000 см.
масштаб карты 1 : 1700000

Составим пропорцию:

х : 1800000 = 1 : 1700000,
х = 1800000 : 1700000 = 1,058823… ~ 1,06.

Ответ: расстояние на карте приблизительно 1,06 см.

Следующую задачу 1 человек решает у доски, а остальные записывают в тетрадь.

Слайд 7.

Задача. Длина железнодорожной магистрали 623 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе   1:1 000 000.

Решение:

Составим пропорцию:

х : 62300000 = 1 : 1000000.
х = 62300000 : 1000000 = 62,3см

Ответ: длина линии на магистрали 62,3см.

6.  Самостоятельная работа

Слайды 8, 9.

Самопроверка.

Слайд 10.

7.  Подведение итогов

Сегодня вы познакомились с картами мира, России, Самарской области, понятием масштаба, узнали, как с помощью него находить расстояние на карте.

В заключении урока посмотрим, где же еще применяется масштаб.

Слайд 11.

8.  Творческое домашнее задание

  1. Придумайте и решите задачу, с использованием карты Самарской области.
  2. Придумайте с помощью родителей еще 2 задачи на применение масштаба в других областях знаний.