Цель: формировать математические способности детей, развивать смекалку, активизировать скрытые возможности и успешность каждого участника игры.
Задачи:
- формировать представление о внутренней и внешней области по отношению к замкнутой линии, включить в активную речь детей слова “внутри”, “вне”, используя блоки Дьенеша;
- формировать у детей представления о разбиении множества на классы по трем свойствам,
- развивать умение “читать схему” (блоки Дьенеша),
- продолжать учить составлять число из двух меньших чисел, используя палочки Кюизенера,
- развивать у детей зрительный глазомер,
- формировать умение внимательно слушать собеседника,
- упражнять в использовании речи – рассуждения для аргументации своих ответов.
Предварительная работа: игры с обручами (по методике А.А.Столяра), игры – упражнения с палочками Кюизенера.
Материал: план группы с обозначенным маршрутом, карточки с кодами, схемы – головоломки, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, “домики”, игровое поле с тремя попарно пересекающими обручами, бланки успеха.
Дети собираются вокруг воспитателя.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в математический поход. Интересно для чего, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А я считаю, что в поход отправляются для того, во-первых, чтобы узнавать что – то интересное, во-вторых, чтобы испытать свои силы, возможности. Вот план нашей группы, где указан маршрут, по которому мы пойдем. На нем отмечены места, где мы будем останавливаться. Давайте определим, где находится место, с которого мы должны начать свой путь. (Дети рассматривают план.)
И вот мы приходим на поляну “Волшебные кубики”. Чтобы ее пройти, необходимо справиться с заданиями.
Первое задание.
Нужно определить код геометрического кубика и найти его.
За каждый правильный и полный ответ, вы получите большую звезду, за правильный, но неполный ответ – звезду поменьше. Полученные результаты заносятся в бланк успеха. У каждого он свой. Бланки нам поможет заполнить Зоя Николаевна.
(На середине стола лежат приготовленные карточки с кодом, блоки Дьенеша.)
Дети разбирают карточки, по выбору, находят свою фигуру.
Ответы детей:
– У меня квадрат. Он синий, большой, толстый.
Воспитатель: Верно, молодец.
Следующее задание.
Нужно собрать головоломку, а помогут нам в этом волшебные кубики. Схемы приготовлены как для мальчиков, так и для девочек. Вы можете выбрать любую. (Готовые схемы лежат на столе).
Воспитатель: Верно, Полина.
Молодец, Лева.
(Хвалит детей за успешное выполнение задания.)
Воспитатель: Наш путь лежит, посмотрим на план. Остановка “Привал – веселая игра”.
Физкультминутка.
Потрудились мы немного
Отправляемся в дорогу (Ходьба на месте.)
Побывали тут и там,
Поглядим по сторонам (Повороты, приседания.)
Нам навстречу скачет зайка (Прыжки.)
В небе кружат птицы (Дети машут руками.)
А теперь нам дальше в путь
Нужно торопиться.
Воспитатель: Посмотрим на план. Следующее препятствие на нашем пути – мост. Чтобы его пройти, необходимо выполнить задания.
Какие числа обозначают цветные палочки?
Полина, голубая палочка?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы попали на улицу, где много новых домов. Жители города обращаются с просьбой узнать номер дома и расселить новоселов.
Ответы детей:
Мой номер дома 8
Здесь живут 1 и 7
2 и 6 и т.д.
Воспитатель: Следующая остановка “Привал – веселая игра”.
Пять веселых домовых праздничною ночью (Показ ладошек и пальцев.)
Разгулялись чересчур, расшалились очень. (Махи руками.)
Встав на цыпочки, один закружился в вальсе, (Повороты на носках вокруг себя.)
А второй споткнулся – нос себе расквасил, (Ладошкой потирают нос.)
Третий прыгал до небес, звезды с неба цапал, (Прыжки.)
А четвертый топал, как мишка косолапый.
Пятый хлопал от души
Этой ночью домовым было очень весело. (Махи руками.)
Воспитатель: Посмотрим на план. Наш путь лежит к озерам. Там живет золотая рыбка. Давайте определим, где сейчас спряталась золотая рыбка?
Ответы детей:
Рыбка находится внутри красного озера, но вне синего и вне желтого озер.
За правильные ответы воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: В рыбном царстве случилась беда: рыбки не знают, где их дом.
Нужно расселить их по озерам. А какие рыбки будут в них плавать, мы узнаем с помощью логических кубиков.
(Дети бросают кубики по очереди.)
Воспитатель: Итак, в синем озере – все тонкие,
В красном озере – все синие,
В желтом озере – все большие.
Ответы детей: Я считаю, что моя рыбка будет плавать вот здесь, потому что в этом озере плавают все рыбки, тонкие, некрасные и большие.
Воспитатель: Вот и подошел к концу наш поход. А теперь, мы узнаем, все ли одинаково хорошо справлялись с препятствиями.
Вот какие здесь ребята.
Да у них – ума палата.
Все ребята подошли.
Все пришли к концу пути.
Звезды есть у каждого
Но они все разные.
Все большие звезды получили…
Большие звезды и звезды поменьше получили...
Вы можете посмотреть на свои бланки успеха и положить их в свою папку.
Используемая литература:
- Программа “Развитие” Л.А. Венгер.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А.А.Столяра. – М: Просвещение, 1988 г.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.А. Логика и математика для дошкольников//Методическое пособие (Библиотека программы “Детство”), Санкт-петербург, “Детство-пресс” 2000.
- Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем//Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами, Санкт-Петербург.
- Давайте поиграем: Математические игры для детей 5–6 лет. Под ред. А.А.Столяра. – М., Просвещение,1991 г.
- Финкельштейн Б.Б. Альбом “Спасатели приходят на помощь” (схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты), Санкт – Петербург.