Креативные уроки в обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки


В условиях современного общества резко возросла потребность овладения иностранными языками. В связи с этим, обучение иностранному языку начинается уже в начальной школе, когда у младших школьников активизируется потенциал для обучения говорению, аудирования, а также развития навыков коммуникативной компетенции. [1] Так как, изменения, произошедшие в социальной ситуации современной России, повысили требования к развитию всесторонней личности. Это значит, что общество нуждается в людях, которые умеют не только быстро ориентироваться в пространстве, самостоятельные и инициативные, но и имеющие творческое отношение к действительности. Младший школьный возраст – это наилучший период для активизации творческих резервом для обучения иностранному языку. [2]

Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, уроков, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются креативные уроки для формирования творческого мышления и развития творческих способностей учащихся начальной школы. [3]

В современной педагогике и психологии немного специалистов-теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются зарубежные исследователи Д. Гилфорд, Е. Торранс, С. А. Медник и другие. В отечественной педагогике и психологии: В. Н. Дружинин, В. С. Юркевич, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др.[4]

В статье описан пример применения креативного урока для формирования творческого мышления и творческих способностей младших школьников. Структура креативного урока отличается от традиционной структуры и включает в себя блоки, которые не только соответсвуют современным требованиям креативного образования, но и помогают реализовать цели и задачи в обучении языку на данном этапе [5].

1. Блок мотивации. (Учитель в костюме художника с пустой палитрой в руках.) Спасите, помогите! Украли, украли мои краски! Посмотрите, моя палитра пуста. Чем же я буду рисовать сейчас? Человек, который украл краски, оставил только вот эту запись: для того, чтобы вернуть краски вам нужно назвать все цвета по-английски и описать эту красочную картинку. (Учитель показывает красочную картинку с изображением тех предметов, названия которых учащимся уже знакомы.) Ребята, вы поможете мне? Для того чтобы выполнить требование для начала нам нужно узнать, как называются английские цвета.

2. Содержательная часть. Посмотрите, чтобы выучить цвета, у меня есть отличное стихотворение и картинки с предметами к нему, но вот названия цвета этих предметов перемешались. Послушайте это стихотворение и попробуйте восстановить цвета. Работайте в парах, помогая друг другу.

Orange is an orange, Апельсин – оранжевый.

Yellow is the sun, Желтое – солнце.

Brown is a bear, Коричневый – медведь.

Purple is a plum, Фиолетовая – слива.

Red is an apple, Красное – яблоко.

Green is a tree, Зеленое – дерево.

I can read colours, Я умею читать цвета.

Listen to me! Слушайте меня.

Итак, какие строки получились у вас. Выходит один из пары и соотносит картинку и ее английское название. Для того, чтобы цвета лучше запомнить, повторите эти строки за мной. (Дети построчно читают стихотворение за учителем.) А теперь попробуйте прочитать это стихотворение друг другу в парах. (Дети читают стихотворение друг другу в парах.) Прочитайте это стихотворение все вместе.

Название какого цвета, мы здесь не видим? (Дети называют по-русски цвета, которых в стихотворении нет.) Вам интересно узнать, как они называются по-английски? Сделаем мы это с помощью веселой песни, слушайте ее, пойте вместе со мной и смотрите на экран, где будут появляться названия этих цветов, которые мы пропоем. (Дети вместе с учителем поют песню про синий, белый, черный, розовый, серый.)

Сейчас проверим, насколько вы запомнили цвета. Я буду показывать вам цветные карточки, а вы называть цвета.

Ребята, скажите, какой цвет вам нравится больше всего? Например, мне нравится синий. (Учитель тут же называет данную фразу по-английски: I like blue). А вам? (Дети, используя конструкцию I like, составляют свои фразы.) А какой цвет вам не нравится? Я не люблю черный (I don’t like black). А вы? (Дети, используя конструкцию I don’t like составляют свои фразы.)

3. Физкультурная пауза. И все-таки, я еще не уверена, что мы с вами справимся с заданием и вернем краски в мою палитру. Давайте сыграем в игру, а я посмотрю, кто окажется самым ловким и самым находчивым. Игра называется “I like, I don’t like”. Для того, чтоб было удобнее играть, вам нужно встать. Я называю какой-либо цвет. Если у вас в одежде есть такой цвет, то вы беретесь за него и говорите: I like……..и называете этот цвет. Если у вас такого цвета нет, то вы садитесь на корточки и произносите I don’t like… и называете данный цвет.

4. Головоломка. Ребята, посмотрите какие цветы. Нравятся они вам? Только жаль, что они белые и совсем не разноцветные. Что же нам с ними делать? Давайте-ка их разукрасим. У нас 4 цветка, значит нужно разделиться на четыре группы. Смотрите, на каждом лепестке и стебле есть номера, это номера цветов. Я буду называть цифру и цвет, а вы, работая в группах, раскрасите наши цветы. Давайте посмотрим, какие цветы у нас получились, покажите их всем и расскажите, какие цвета здесь показаны.

Перерыв.

5. Интеллектуальная разминка.

Ребята, посмотрите, у меня есть черный ящик, а в нем предметы различных цветов. Вам интересно, что это за предметы? Вам хочется их увидеть. Тогда, я буду называть цвет этих предметов, а ваша задача попытаться угадать и назвать этот предмет по-английски, тогда только я достану его из черного ящика.

Зеленый – Green. (Лягушка.)

Голубой – Blue. (Карандаш.)

Красный – Red. (Яблоко.)

Так же здесь могут быть использованы задачи открытого типа. Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Разнообразие путей решения, которые не является “прямолинейными”, двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие “препятствия” [6].

6. Содержательная часть.

Ну что, пришло время описать картинку и вернуть краски в мою палитру. Но для начала, я напомню, что вначале мы называем предмет, затем форма глагола to be, и только потом цвет (структура на доске).

Вы справились с заданием! Посмотрите, все краски в моей палитре! Значит, задание выполнено верно! Но все же, я еще хочу проверить насколько быстро вы умеете находить цвета и читать их.

7. Компьютерная интеллектуальная поддержка. Я предлагаю вам сесть за компьютеры, где включены обучающие игры и открыть раздел “радуга”. Там вы увидите игру, в которой вам нужно будет прочитать название цвета внизу экрана и отыскать его на картинке за короткий промежуток времени и щелкнуть левой кнопкой мыши по нему. Затем появится новый цвет, а мы посмотрим, у кого время выполнения будет самое короткое.

8. Резюме. Ребята, вы все отлично постарались. Для того, чтобы вы могли сказать нравится вам урок или нет, вам нужно выбрать один из шаров: красный – значит, вам все понравилось и вы все поняли, зеленый – что-то не так, желтый – вам не понравилось и вы ничего не запомнили. Лично я выбираю красный шар, потому что мне понравилось с вами работать, и мы вместе вернули мои краски.

Данный урок был апробирован на учащихся 2 класса. Учащиеся были увлечены разнообразием заданий, яркостью урока. На уроке были раскованы. В конце урока ни один учащийся не выбрал желтый шар. Это значит, что креативные уроки способствуют развитию мотивации в обучении иностранному языку, а также помогают учащимся сохранить знания в долговременной памяти. Кроме того, учащиеся учились мыслить самостоятельно, логично и подходить к делу творчески.

Список литературы:

  1. Воронина Г. И., Соловцова Э. И. Обучение иностранному языку учащихся в начальных классах. – М., 2002.
  2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.
  3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ИЦ “ Академия”, 2002. – 318с.
  4. Зимняя И. Я. Психология обучения иностранным языкам в школе – М., 1991.
  5. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77– 49965. – ISSN 2304-120X.
  6. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад “Совёнок” и “Прорыв”. – 4 квартал 2011, ART 11– 4 0 02. – Киров, 2011 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. – ISSN 2225–1618.