Урок русского языка по теме "Человек через слово всемогущ? (Слово – основная единица языка.). 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Раздел: Преподавание русского языка.

Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Москва. Дрофа, 2013.

Предмет: русский язык.

Тип урока: открытие нового знания (первый урок).

Цели урока:

Личностные:

создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
– развитие способности оценивать собственную учебную деятельность;
– развитие осознания эстетической ценности русского языка.

Метапредметные:

– умение свободно пользоваться словарями различных типов;
– овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
– умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
умение определять цели предстоящей учебной деятельности;

Предметные:

– развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
– умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку;
– составление выступления по теме урока;
– овладение орфографическими нормами.

Оборудование урока: высказывания о русском языке, толковый словарь С.Ожегова, словарь синонимов; этимологический словарь.

Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
I. Мотивация к учебной деятельности.
Доброе утро, ребята. Поздравляю вас с новым учебным годом. Впереди много работы, но вы не бойтесь трудностей, за ними всегда приходит радость. Примите в подарок притчу.

Вспомните, пожалуйста, о чем мы обычно говорим на вводном уроке.

Слово учителя:
– Посмотрите, пожалуйста, на 1-ый слайд. Как вы думаете, какие чувства выражены на лицах смайликов? Подарите один из смайликов своему товарищу.
– Как вы думаете, о чём говорят девочки? (2-ой слайд). Можно ли точно определить, о чём они говорят? Почему? (Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют.)
– Люди воспринимают информацию через два канала: невербальный, когда люди используют мимику, жесты, и вербальный, через слова. Как вам, ребята, удобнее общаться? Почему?

Дают ответы.

Выдвигают гипотезу: возможно, будем говорить о слове, потому что в жизни без слов обойтись нельзя.

Дети предполагают: радостная улыбка; спокойная, мягкая, нежная улыбка; не знаю; хитрая улыбка; удивление; человек сердится.

Учащиеся высказывают свои предположения (работа в парах).

Дети отвечают: “Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют, поэтому не можем понять, о чём идёт речь.”

Учащиеся высказывают своё мнение.

Самоопределение, смыслообразование (Л).

Целеполагание (П).

Планирование учебного сотрудничества (К).

II. Актуализация знаний.
– Как вы думаете, ребята, почему наш урок называется именно так?
– Какова главная цель урока?
– Какие цели преследуете лично вы?
Учащиеся высказывают свои предположения.

Формулируют цель и задачи (помощь учителя).

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П).
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К).
III. Проблемное объяснение нового знания.
– Что же такое слово? Какова его этимология? (Презентация. Слайд 4, 5)
– Какая информация текста оказалась для вас новой?

Предоставляется слово каждой группе.

– А какую роль играют слова в жизни людей? Обратимся к эпиграфу и к упражнению № 1. Сравните высказывания К. Паустовского и Л.Н. Толстого.
– Спишите понравившееся вам высказывание.
– Сделайте вывод.

• Физкультминутка.

Дети работают со словарями Ожегова, Даля, Шанского (самостоятельная работа в группах).

1) Самостоятельная работа учащихся.

2) Слушаем устные высказывания и дополнения учащихся.

Анализ работ и вывод.

Сравнение как возможность придти к общему мнению; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П).

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К).

IV. Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала; провести коррекцию.

– С этими высказываниями перекликается стихотворение Якова Козловского “Слова” (упражнение № 3).
– Какие чувства, мысли, настроение можно выразить словом? Расскажите об этом. Подтвердите примерами.
– Спишите текст, выделите орфограммы в корне.
– Выявите лексическое значение слова заклинать, подберите к нему синоним. Почему именно это слово употребляет автор?
– Найдите однородные члены, выраженные однокоренными словами.
– С каких точек зрения мы рассматривали понятие слово?
– Что же такое слово, и с каких точек зрения рассматривают его лингвисты? Прочитайте материал, данный в учебнике на странице 4.
– С каких ещё точек зрения рассматривают слово лингвисты?
– Как вы думаете, ребята, а какую роль слова играют в нашей повседневной жизни? Приятно слышать вежливые слова. Какие слова вежливости вы знаете?

(Слайд 6, 7)

– Существует семицветная радуга человеческого слова. (Слайд 8) Как вы думаете, ребята, что означают эти цвета? Какими словами вы предпочли бы пользоваться? Почему? (По книге протоиерея Артемия Владимирова.)
– Мы сегодня говорили о роли слов в нашей жизни. Тема нашего урока звучит так: “Человек через слово всемогущ?” Как бы вы ответили на этот вопрос?
– Хочу подарить вам слова Д.С. Лихачёва. (Слайд 9)

  • Учащиеся выразительно читают стихотворение.
  • Дают ответы.
  • Выясняют значение слова заклинать (работа с толковым словарём), подбирают к нему синонимы; находят однокоренное слово;
  • Выясняют значение приставок при-, от-, с какой целью они употребляются автором;
  • Списывают текст, выделяя орфограммы в корнях.
  • Учащиеся подводят итог (ст. зрения лексического значения, морфемного состава, правописания).
  • Учащиеся в парах обсуждают эти вопросы, решают, кто из пары будет отвечать.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Делают выводы (мы еще раз убедились, что слово играет большую роль в жизни людей, оно является основной единицей языка; его можно рассматривать с разных точек зрения).

Анализ объектов с целью выделения; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К).

Оценивание усваемого содержания (Л).

Контроль, коррекция, оценка (Р).

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

– Исследование какой темы мы с вами вели на уроке?
– Какие понятия разобрали?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие каждый из вас получили результаты?
– Где можно применить новые знания?
– Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Дают ответы на вопросы.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К).
Домашнее задание:

– используя информацию эпиграфа, упражнения № 1и материала на странице 4, всё, о чём мы говорили на уроке, расскажите, что мы знаем о слове как единице языка и роли языка в жизни человека;
– на выбор выполните упр. 4 или 7;
– составьте свой словарь слов, которые вы предпочли бы употреблять.

Записывают домашнее задание

Приложение: презентация, притча.