Ученическая конференция по теме "Арал: вчера, сегодня, завтра…"

Разделы: География


Тип урока: ученическая конференция.

Цель: Расширения знаний учащихся об Аральском море, как своеобразном природном комплексе, реализуя региональный компонент содержания географического образования, показать значения Арала для хозяйства Казахстана и всего региона Средней Aзии.

Задачи:

  • Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умения обобщать , делать выводы из полученных результатов.
  • Продолжить формирование экологической культуры личности, вызвать чувство сопричастности в решении экологических проблем своей страны.
  • Проанализировать изменения, происходящие в природном комплексе Аральского моря и выявить их причины.
  • Составить прогноз состояния природы Аральского моря.

Оборудование: оформление класса – фотографии Аральского моря, книжная выставка посвященная проблемам Арала. Карты. Стол для выступающих, таблички с названиями экспедиции.

(За неделю до проведения урока – конференции в классе выбираются члены экспедиции (в каждой экспедиции) по 2 человека им раздаются пакеты с вопросами, по которым они готовят свои выступления, остальные учащиеся изучают данную тему и по ходу выступления задают вопросы, членам экспедиции работая в роли журналистов.)

Вступительное слова учителя: Ребята, наш сегодняшний урок посвящен проблемам Аральского моря. Вы все слышали и знаете такой термин как “Экология”. В целом термин экология достаточно многогранен. Как бы вы перевели его?

Экология – это наука об отношениях живых организмов, в том числе человека с окружающей средой.

Но в данной науке выделяются такие понятия как:

Экологическое равновесие: это такое состояние системы, общества – природа, когда при рациональной хозяйственной деятельности сохраняются естественные условия жизни людей.

Экологический кризис: напряженное состояние между человеком и природой, когда сильно измененная человеком природа стала резко влиять на общественное развитие. Экологический кризис это обратимое состояние, в котором человек благодаря активным действиям еще может улучшить состояние природы.

Экологическая катастрофа – это аномальное состояние природы, возникающая в результате прямой или косвенной человеческой деятельности, которое ведет к острым, неблагоприятным экологическим последствиям или массовой гибели населения. Экологическая катастрофа – это необратимое явление, в котором человек – пассивная, страдающая сторона.

Сегодня говоря об Аральском регионе, говорят, что здесь наблюдается Экологическая катастрофа – Арала. Ваша задача, на уроке пользуясь различными источниками информации провести Экологическую экспертизу региона Приаралья и выяснить, кто же повинен в этой трагедии моря – озера и что можно сделать для возрождения Арала.

Решению этой проблемы посвятим нашу пресс-конференцию. Ведь от того как мы научимся решать такие проблемы, зависит во многом наше будущее. Здесь нет места домыслам и эмоциям, здесь нужны факты, научные знания. Давайте вместе пройдем путь исследования и изучения проблем моря – озера. Для этого создадим исследовательские экспедиции Приаралья и выслушаем их доклады о проведенной работе.

Первая экспедиция “Историческая”.

Пакет заданий.

  1. Какую территорию включает в себя понятие – Приаралье.
  2. История возникновения моря
  3. Значение моря – озера для людей в древности и до 19 века.
  4. Положение Аральского моря на географических картах разных лет.

(Приложение 1)

Вторая экспедиция “Климатическая”.

Пакет заданий.

  1. Аральское море является регулятором тепла. Его влияние ощущалось более чем за 400 километров. Обозначьте эту территорию на карте. Какие города, области в неё входят?
  2. По климатической карте определите годовое количество осадков, испаряемость и коэффициент увлажнения для данной территории, а также среднею температуру июля , января и рассчитайте амплитуду колебания температур .
  3. Определите основные направления изменения климатических условий, если температура июля в последние годы увеличилась на 1,5 – 2 градуса, а январская понизилась на 1,2 градуса. Участились заморозки весной и поздней осенью.
  4. Как повлияло изменения климата в Приаралье на соседние с ним регионы и в целом на климат планеты, или таких изменений не наблюдается?

(Приложение 2)

Третья экспедиция “ Гидрологическая”.

Пакет заданий.

  1. Изучить количество речного стока рек Сырдарьи и Амударьи в различные годы и его влияние на изменение солености Аральского моря.
  2. Исследовать глубину и температурный режим водоема.
  3. Изучить состояния и развитие Сарыкамышенской впадины и ее влияние на Аральское море.
  4. Проанализируйте изменение флоры и фауны моря.

(Приложение 3)

Четвертая экспедиция “Медицинская”.

Пакет заданий.

  1. Медицинское состояние населения Приаралья.
  2. Основные виды заболевания населения и причины повлиявшие на это.
  3. Программа по спасению Арала.
  4. Государства и фонды, принявшие участие в спасении Аральского моря – озера.

(Приложение 4)

Пятая экспедиция “Фото – факт”.

(Изготовление презентации “АРАЛ” )

После выступления учащихся работавших в экспедициях. Вопросы задают остальные учащиеся класса, которые были свободными журналистами и готовили свои вопросы для членов конференции.

Примерный перечень вопросов от журналистов членам экспедиций: (названия издательств, эмблемы, ребята придумывают сами)

  1. На одном из островов в Аральском море был создан заповедник, в связи с данной экологической ситуацией, какая участь его постигла?
  2. Скажите, повлияла ли катастрофа Аральского моря на климат территории Российской Федерации?
  3. В своем выступлении вы сказали, что Сарыкамышенского монстра нам придется, постоянно поить водой иначе он нас погубит. Объясните почему?
  4. Приведите конкретные данные помощи стран в вопросе по спасению Арала?

Итог конференции: Кто же виноват в экологической катастрофе Аральского моря?

Вывод: ЧЕЛОВЕК.

Аральская катастрофа – результат непродуманной хозяйственной деятельности человека, непонимание необходимости бережного отношения к природе, от которой зависит его жизнь и благополучие. Ученые думают над тем, как сохранить хотя бы в уменьшенных размерах Аральское море как оазис жизни в бескрайней пустыни Средней Азии. Но задача эта необычайно трудна. Какое же будущее ждет Аральское море? На этот вопрос мы должны ответить обязательно – спасением Арала.

У всех людей – одна планета.
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас
А мы бездушно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь

Творческое домашнее задание: придумать и нарисовать, плакаты, агитлистовки посвященные проблеме Аральского моря и его спасению.