Тип урока: ученическая конференция.
Цель: Расширения знаний учащихся об Аральском море, как своеобразном природном комплексе, реализуя региональный компонент содержания географического образования, показать значения Арала для хозяйства Казахстана и всего региона Средней Aзии.
Задачи:
- Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умения обобщать , делать выводы из полученных результатов.
- Продолжить формирование экологической культуры личности, вызвать чувство сопричастности в решении экологических проблем своей страны.
- Проанализировать изменения, происходящие в природном комплексе Аральского моря и выявить их причины.
- Составить прогноз состояния природы Аральского моря.
Оборудование: оформление класса – фотографии Аральского моря, книжная выставка посвященная проблемам Арала. Карты. Стол для выступающих, таблички с названиями экспедиции.
(За неделю до проведения урока – конференции в классе выбираются члены экспедиции (в каждой экспедиции) по 2 человека им раздаются пакеты с вопросами, по которым они готовят свои выступления, остальные учащиеся изучают данную тему и по ходу выступления задают вопросы, членам экспедиции работая в роли журналистов.)
Вступительное слова учителя: Ребята, наш сегодняшний урок посвящен проблемам Аральского моря. Вы все слышали и знаете такой термин как “Экология”. В целом термин экология достаточно многогранен. Как бы вы перевели его?
Экология – это наука об отношениях живых организмов, в том числе человека с окружающей средой.
Но в данной науке выделяются такие понятия как:
Экологическое равновесие: это такое состояние системы, общества – природа, когда при рациональной хозяйственной деятельности сохраняются естественные условия жизни людей.
Экологический кризис: напряженное состояние между человеком и природой, когда сильно измененная человеком природа стала резко влиять на общественное развитие. Экологический кризис это обратимое состояние, в котором человек благодаря активным действиям еще может улучшить состояние природы.
Экологическая катастрофа – это аномальное состояние природы, возникающая в результате прямой или косвенной человеческой деятельности, которое ведет к острым, неблагоприятным экологическим последствиям или массовой гибели населения. Экологическая катастрофа – это необратимое явление, в котором человек – пассивная, страдающая сторона.
Сегодня говоря об Аральском регионе, говорят, что здесь наблюдается Экологическая катастрофа – Арала. Ваша задача, на уроке пользуясь различными источниками информации провести Экологическую экспертизу региона Приаралья и выяснить, кто же повинен в этой трагедии моря – озера и что можно сделать для возрождения Арала.
Решению этой проблемы посвятим нашу пресс-конференцию. Ведь от того как мы научимся решать такие проблемы, зависит во многом наше будущее. Здесь нет места домыслам и эмоциям, здесь нужны факты, научные знания. Давайте вместе пройдем путь исследования и изучения проблем моря – озера. Для этого создадим исследовательские экспедиции Приаралья и выслушаем их доклады о проведенной работе.
Первая экспедиция “Историческая”.
Пакет заданий.
- Какую территорию включает в себя понятие – Приаралье.
- История возникновения моря
- Значение моря – озера для людей в древности и до 19 века.
- Положение Аральского моря на географических картах разных лет.
Вторая экспедиция “Климатическая”.
Пакет заданий.
- Аральское море является регулятором тепла. Его влияние ощущалось более чем за 400 километров. Обозначьте эту территорию на карте. Какие города, области в неё входят?
- По климатической карте определите годовое количество осадков, испаряемость и коэффициент увлажнения для данной территории, а также среднею температуру июля , января и рассчитайте амплитуду колебания температур .
- Определите основные направления изменения климатических условий, если температура июля в последние годы увеличилась на 1,5 – 2 градуса, а январская понизилась на 1,2 градуса. Участились заморозки весной и поздней осенью.
- Как повлияло изменения климата в Приаралье на соседние с ним регионы и в целом на климат планеты, или таких изменений не наблюдается?
Третья экспедиция “ Гидрологическая”.
Пакет заданий.
- Изучить количество речного стока рек Сырдарьи и Амударьи в различные годы и его влияние на изменение солености Аральского моря.
- Исследовать глубину и температурный режим водоема.
- Изучить состояния и развитие Сарыкамышенской впадины и ее влияние на Аральское море.
- Проанализируйте изменение флоры и фауны моря.
Четвертая экспедиция “Медицинская”.
Пакет заданий.
- Медицинское состояние населения Приаралья.
- Основные виды заболевания населения и причины повлиявшие на это.
- Программа по спасению Арала.
- Государства и фонды, принявшие участие в спасении Аральского моря – озера.
Пятая экспедиция “Фото – факт”.
(Изготовление презентации “АРАЛ” )
После выступления учащихся работавших в экспедициях. Вопросы задают остальные учащиеся класса, которые были свободными журналистами и готовили свои вопросы для членов конференции.
Примерный перечень вопросов от журналистов членам экспедиций: (названия издательств, эмблемы, ребята придумывают сами)
- На одном из островов в Аральском море был создан заповедник, в связи с данной экологической ситуацией, какая участь его постигла?
- Скажите, повлияла ли катастрофа Аральского моря на климат территории Российской Федерации?
- В своем выступлении вы сказали, что Сарыкамышенского монстра нам придется, постоянно поить водой иначе он нас погубит. Объясните почему?
- Приведите конкретные данные помощи стран в вопросе по спасению Арала?
Итог конференции: Кто же виноват в экологической катастрофе Аральского моря?
Вывод: ЧЕЛОВЕК.
Аральская катастрофа – результат непродуманной хозяйственной деятельности человека, непонимание необходимости бережного отношения к природе, от которой зависит его жизнь и благополучие. Ученые думают над тем, как сохранить хотя бы в уменьшенных размерах Аральское море как оазис жизни в бескрайней пустыни Средней Азии. Но задача эта необычайно трудна. Какое же будущее ждет Аральское море? На этот вопрос мы должны ответить обязательно – спасением Арала.
У всех людей – одна планета.
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас
А мы бездушно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь
Творческое домашнее задание: придумать и нарисовать, плакаты, агитлистовки посвященные проблеме Аральского моря и его спасению.