Цель урока: обобщение и повторение изученного; обеспечение мотивационной основы для перехода к изучению букв и становлению умения читать.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
– Где будем путешествовать на сегодняшнем уроке? (Звукоград.)
– Расскажите о жителях этого города по – деловому, как ученый. (Схема, стр. 57.)
– Какая речь сейчас звучала?
– Вспомним правила речи. (Речь должна быть понятной и вежливой.)
– Как вы думаете, мы все уже узнали о нашей речи?
Так же как ручей журчит, наша речь всегда звучит!
Будем мы родную речь изучать, любить, беречь!
– Чтобы продолжить изучать тайны нашей речи, проверим, хорошо ли мы научились
слышать, различать звуки речи, характеризовать их.
– Хотите проверить себя?
– Начнем наше испытание. Расскажите о своем настроении.
(Предметные картинки солнца и тучи. Хлопками дети выражают свое настроение.)
– Хорошее настроение зависит только от нас, от нашей работы.
2. Актуализация знаний.
1) – Давайте вспомним, как мы работали со звуками речи.
(Проговаривается алгоритм работы.)
- Проговариваю слово.
- Слушаю звуки.
- Анализирую их.
2) Разминка. Игра “Кто внимательный?”
– Слушайте пары звуков, которые я буду произносить, если это один звук – сидите как мышки, если это два звука – хлопните в ладоши.
а-о, о-у, и-и, з-с, с-с', д – т, р– р', л-л, л-л'.
Игра “Поймай звук”.
(Дети анализируют звук, показывают сигнальную карточку.)
[а] [д‘] [э] [к‘] [и] [о] [р] [ш] [й‘]
3) Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по готовому образцу.
Игра “Новоселье”. Звуковой анализ слов.
– Вспомним алгоритм работы над звуковым анализом слова:
- Проговариваю слово.
- Считаю количество звуков, отмечаю звуковые окошки.
- Слушаю звук, анализирую его.
– Приготовим вывески на новое жилище. Отгадайте для кого?
(Самостоятельное составление звуковых схем слов на макете дома.)
Загадки. (Загадки читают читающие ученики)
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится…
Угадали? Это …(Кот.) (-0-)
*Самопроверка по слайдам. Если правильно – ставят +, если не правильно ставят – ?
Презентация. Слайд: кот -0-
Жу-жу-жу, я на ветке сижу и звук Ж твержу. (Жук.) (-0-)
*Самопроверка по слайдам. Если правильно – ставят +, если не правильно ставят – ?
Слайд: жук -0-
Физкультминутка для глаз: движущийся жучок.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок. (Ёжик) (=0-0-)
*Самопроверка по слайдам. Если правильно – ставят +, если не правильно ставят – ?
Слайд: ёжик =0-0-
Физкультминутка.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Рефлексия: + (верно выполнили работу).
? (Допустили ошибки; дети поднимают красный сигнал “Светлячок”.)
– Почему были допущены ошибки?
Вспомним алгоритм работы:
- Проговариваю слово.
- Считаю количество звуков, отмечаю звуковые окошки.
- Слушаю звук, анализирую его.
3. Локализация затруднений.
Индивидуальная работа с учителем детей, которые допустили ошибки при составлении схем. Аналогичная работа со звуками, схемами.
*Самостоятельная работа в паре. (Условный знак.) Правила работы в паре.
Игра “Угощение для ежика”.
Задание: соединить предметную картинку с указанной схемой.
(Слова для работы: гриб, яблоко, лист, желудь, конфета.)
Проверка по эталону. (Слайд для проверки.)
0 Оцените работу в паре: +, ?
*Оценивание работы детей с учителем: смогли преодолеть ошибки.
Физкультминутка: Ежик, ежик, чудачок….
4. Включение в систему знаний и повторение.
А) Игра “Спроси друга. – Ответь другу”. (Условный знак.)
Составить предложения про ёжика.
Я: А вы знаете, почему ежевику так назвали? (Колючая, как ежик.)
Почему прическу у мальчиков назвали “Ежик”?
Почему, когда холодно люди съеживаются?
(Ежевика, прическа “Ежик”, съежиться – все от ежика.)
Б) Письмо с комментированием.
Запись схемы предложения: Ёжик живет в лесу.
5. Рефлексия деятельности урока.
– Работали со звуками. Успешно преодолели все препятствия, т.к. работали по определенному правилу:
- Проговариваю слово.
- Слушаю звуки.
- Анализирую их.
– Как хорошо, что есть в классе ребята, которые умеют читать.
Слайд: Как хорошо уметь читать!
– Согласны с этим? Дальше наше путешествие продолжится в город Буквоград, где
нас ждут новые друзья…(Буквы), но со звуками мы не прощаемся.
– Оцените своё настроение в конце урока.
(Предметные картинки солнца, тучи.)
– Оцените свою работу на уроке. (Смайлики.)
– Если вы были успешны – красный смайлик.
– Если вы допустили ошибки, но справились с ними – красный.
– Если были ошибки и не смогли их преодолеть– синий смайлик.
– Если вы скучали на уроке – зеленый смайлик.
(Дети каждого ряда по очереди берут нужный смайлик в свою папку “Достижений”.)
– Расскажите дома своим близким о нашем уроке.
Слайд: СПАСИБО за урок.