Обучение грамоте. Урок по теме "Звуки речи: обобщение. Повторение изученного". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: обобщение и повторение изученного; обеспечение мотивационной основы для перехода к изучению букв и становлению умения читать.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

– Где будем путешествовать на сегодняшнем уроке? (Звукоград.)
– Расскажите о жителях этого города по – деловому, как ученый. (Схема, стр. 57.)
– Какая речь сейчас звучала?
– Вспомним правила речи. (Речь должна быть понятной и вежливой.)
– Как вы думаете, мы все уже узнали о нашей речи?

Так же как ручей журчит, наша речь всегда звучит!
Будем мы родную речь изучать, любить, беречь!

– Чтобы продолжить изучать тайны нашей речи, проверим, хорошо ли мы научились слышать, различать звуки речи, характеризовать их.
– Хотите проверить себя?
– Начнем наше испытание. Расскажите о своем настроении.

(Предметные картинки солнца и тучи. Хлопками дети выражают свое настроение.)

– Хорошее настроение зависит только от нас, от нашей работы.

2. Актуализация знаний.

1) – Давайте вспомним, как мы работали со звуками речи.

(Проговаривается алгоритм работы.)

  • Проговариваю слово.
  • Слушаю звуки.
  • Анализирую их.

2) Разминка. Игра “Кто внимательный?”

– Слушайте пары звуков, которые я буду произносить, если это один звук – сидите как мышки, если это два звука – хлопните в ладоши.

а-о, о-у, и-и, з-с, с-с', д – т, р– р', л-л, л-л'.

Игра “Поймай звук”.

(Дети анализируют звук, показывают сигнальную карточку.)

[а] [д‘] [э] [к‘] [и] [о] [р] [ш] [й‘]

3) Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по готовому образцу.

Игра “Новоселье”. Звуковой анализ слов.

– Вспомним алгоритм работы над звуковым анализом слова:

  • Проговариваю слово.
  • Считаю количество звуков, отмечаю звуковые окошки.
  • Слушаю звук, анализирую его.

– Приготовим вывески на новое жилище. Отгадайте для кого?

(Самостоятельное составление звуковых схем слов на макете дома.)

Загадки. (Загадки читают читающие ученики)

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится…
Угадали? Это …(Кот.) (-0-)

*Самопроверка по слайдам. Если правильно – ставят +, если не правильно ставят – ?

Презентация. Слайд: кот -0-

Жу-жу-жу, я на ветке сижу и звук Ж твержу. (Жук.) (-0-)

*Самопроверка по слайдам. Если правильно – ставят +, если не правильно ставят – ?

Слайд: жук -0-

Физкультминутка для глаз: движущийся жучок.

Лесом катится клубок,
У него колючий бок. (Ёжик) (=0-0-)

*Самопроверка по слайдам. Если правильно – ставят +, если не правильно ставят – ?

Слайд: ёжик =0-0-

Физкультминутка.

На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.

Рефлексия: + (верно выполнили работу).

? (Допустили ошибки; дети поднимают красный сигнал “Светлячок”.)

– Почему были допущены ошибки?

Вспомним алгоритм работы:

  • Проговариваю слово.
  • Считаю количество звуков, отмечаю звуковые окошки.
  • Слушаю звук, анализирую его.

3. Локализация затруднений.

Индивидуальная работа с учителем детей, которые допустили ошибки при составлении схем. Аналогичная работа со звуками, схемами.

*Самостоятельная работа в паре. (Условный знак.) Правила работы в паре.

Игра “Угощение для ежика”.

Задание: соединить предметную картинку с указанной схемой.

(Слова для работы: гриб, яблоко, лист, желудь, конфета.)

Проверка по эталону. (Слайд для проверки.)

0 Оцените работу в паре: +, ?

*Оценивание работы детей с учителем: смогли преодолеть ошибки.

Физкультминутка: Ежик, ежик, чудачок….

4. Включение в систему знаний и повторение.

А) Игра “Спроси друга. – Ответь другу”. (Условный знак.)

Составить предложения про ёжика.

Я: А вы знаете, почему ежевику так назвали? (Колючая, как ежик.)

Почему прическу у мальчиков назвали “Ежик”?

Почему, когда холодно люди съеживаются?

(Ежевика, прическа “Ежик”, съежиться – все от ежика.)

Б) Письмо с комментированием.

Запись схемы предложения: Ёжик живет в лесу.

5. Рефлексия деятельности урока.

– Работали со звуками. Успешно преодолели все препятствия, т.к. работали по определенному правилу:

  • Проговариваю слово.
  • Слушаю звуки.
  • Анализирую их.

– Как хорошо, что есть в классе ребята, которые умеют читать.

Слайд: Как хорошо уметь читать!

– Согласны с этим? Дальше наше путешествие продолжится в город Буквоград, где нас ждут новые друзья…(Буквы), но со звуками мы не прощаемся.
– Оцените своё настроение в конце урока.

(Предметные картинки солнца, тучи.)

– Оцените свою работу на уроке. (Смайлики.)
– Если вы были успешны – красный смайлик.
– Если вы допустили ошибки, но справились с ними – красный.
– Если были ошибки и не смогли их преодолеть– синий смайлик.
– Если вы скучали на уроке – зеленый смайлик.

(Дети каждого ряда по очереди берут нужный смайлик в свою папку “Достижений”.)

– Расскажите дома своим близким о нашем уроке.

Слайд: СПАСИБО за урок.