Цель: Проверить знания учащихся о сказках через викторину, воспитывать любовь к русскому фольклору, интерес к творчеству писателей – сказочников
Задачи:
- Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
- Развивать мышление, речь, воображение, память.
- Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
- Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оборудование:
- Иллюстрации художников к сказкам “Золотой ключик”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Сказка о царе Салтане”, “Дюймовочка” и другие .
- Портреты писателей-сказочников (А. С. Пушкин, Г. X. Андерсен, П. П. Ершов, А. Н. Толстой и др.).
- Выставка книг.
Ход мероприятия
Эпиграф.
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин.
Библиотекарь: Сказка! Она всем вам давно знакома. Вы с первого класса прочитали много сказок и, конечно, знаете, что все русские народные сказки делятся на три вида. Напоминаю вам, что бывают сказки о животных, сказки бытовые, рассказывающие о жизни людей, сказки волшебные. А вы любите сказки? Много их знаете?
(Ответы учащихся.)
Конкурс “Волшебные слова”.
Ребята, угадайте, кто так говорит.
- По щучьему велению, по моему хотению... (Емеля.)
- Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок.)
- Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели. (Женя из сказки “Цветик-семицветик”.)
- Раз, два, три! Горшочек, вари! (Девочка из сказки “Горшочек каши”.)
- Крекс, фекс, пеке! (Буратино.)
- Кара-барас. (Мойдодыр.)
Конкурс “Волшебное средство”.
Ребята, что бы вы попросили у...
- Оле-Лукойе? (Зонтик.)
- Солдата, героя сказки Андерсена? (Огниво.)
- Буратино? (Золотой ключик.)
- Незнайки? (Волшебную палочку.)
- Маленького Мука? (Туфли и тросточку.)
- Элли? (Серебряные башмачки, золотую шапку, серебряный свисток.)
- Аладдина? (Волшебную лампу.)
- Девочки из сказки братьев Гримм? (Горшочек.)
Конкурс “Кто это?”
Вспомните, ребята, кто есть кто (например, человек, удав, лисенок, игрушка).
- Мойдодыр. (Умывальник.)
- Дядя Федор. (Мальчик.)
- Тянитолкай. (Олень с двумя головами.)
- Рикки-Тикки-Тави. (Мангуст.)
- Страшила. (Чучело из соломы.)
- Матроскин. (Кот.)
- Гена. (Крокодил.)
- Сиропчик. (Коротышка.)
Конкурс “Цветные вопросы”.
Ребята, я вам буду задавать “цветные” вопросы, вам нужно продолжить название сказки или повести.
- Сказка Ш. Перро “Синяя... (Борода)”.
- Сказка М. Метерлинка “Синяя... (птица)”.
- Сказка Ш. Перро “Красная... (Шапочка)”.
- Волшебная повесть А. Погорельского “Черная... (курица)”.
- Сказочная повесть А. Волкова “Желтый... (туман)”.
- Сказка Д. Мамина-Сибиряка “Серая... (Шейка)”.
Конкурс “Узнайте сказку!”
Сказки просят: “А сейчас вы, друзья, узнайте нас!” Вам нужно будет угадать название сказки, имя персонажа или фамилию писателя.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И, за что, не знаю,
Повезло лентяю. (“По щучьему велению”.)А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок... (“Маша и медведь”.)Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (“Кот, петух и лиса”.)Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет, бедняжка! (Снегурочка.)Какая сказка, нам секрет открой,
Где говорилось:
“Спи, глазок, и спи, другой!” (“Крошечка-хаврошечка”.)Вот дева юная в объятьях сна,
Лежит она уж сотню лет
И ждет, а принца нет, и нет, и нет.
Скажите мне, друзья, кто же она? (Спящая красавица.)Он много жен имел, но всех
Постигла участь злая –
Лишил он жизни их...
Каков злодей!
Так кто же он?
Мне назовите поскорей. (Синяя Борода.)Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке
К бабушке скорей
Отнести корзиночку,
Посланную ей. (Красная Шапочка.)Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он, да удал.
Так кто из вас о нем читал? (“Мальчик-с-пальчик”.)Вы любите котов? Я – да!
А говорящих вы встречали?
Способных петь, и танцевать,
И короля очаровать,
Хозяину жилье найти,
Его от бедности спасти,
На трон с принцессой вознести? (“Кот в сапогах”.)Он на свете всех добрей,
Он известен, знаменит,
Лечит всех больных зверей добрый... (доктор Айболит.)Не котенок, не сурок,
Не волчонок, не щенок,
Очень милая мордашка,
А зовется... (Чебурашка.)У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына,
Шалунишку... (Буратино.)А про ключик золотой
Написал для нас... (Толстой.)Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется... (Чиполлино.)
Библиотекарь: Молодцы ребята, хорошо и дружно отвечаете, но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки.
Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
Княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна Лебедь – А. С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане”.)
“Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные”
(Зверь лесной, чудо морское – С. Т. Аксаков. “Аленький цветочек”.)
“Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: “Здравствуйте, меня зовут...”
(Пьеро – А. Н. Толстой. “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
“Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски...”
(Незнайка – Н. Н. Носов. “Приключения Незнайки и его друзей”.)
Библиотекарь: Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, – тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(Телеграмма от Гиппопотама ~ доктору Айболиту. – К. И. Чуковский. “Айболит”.)
“Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании”
(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. – С. Я. Маршак. “Двенадцать месяцев”.)
Библиотекарь: Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами – письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились.
Конкурс “Сказочные предметы”.
Библиотекарь: Друзья, я буду перечислять вам предметы, а вы называйте сказочных героев, связанных с ними.
- Золотое яичко. (Курочка Ряба.)
- Колпак. (Буратино.)
- Шляпа и сапоги. (Кот в сапогах.)
- Горошина. (Принцесса на горошине.)
- Желтые брюки и оранжевая рубашка. (Незнайка.)
Конкурс по иллюстрациям к сказкам.
Дети угадывают, к какой сказке сделана иллюстрация, называют фамилии художников, затем проводится конкурс иллюстраций к сказкам, выполненных детьми.
Конкурс “Нарисуем сказку”.
Ученики делятся на две команды, с закрытыми глазами выполняют рисунок избушки на курьих ножках.
Заключительный этап:
. Спасибо, ребята. Вы очень хорошо отвечали на все вопросы. Вы знаете так много сказок. Мы весело и интересно провели с вами время. Желаю всем творческих успехов и до новых встреч.
Использованная литература:
- Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы/ А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Мастер– классы для школьных библиотекарей: выпуск 2/ В.И. Цымбалюк – Волгоград: Учитель, 2010.
- Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии, инсценировки / А.А. Агапова, Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Волшебный мир сказок: утренники, праздники, инсценированные сказки/ Б.А. Белоусенко. – Волгоград: Учитель, 2012.