Внеклассное мероприятие в начальной школе "По дорогам сказок"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Проверить знания учащихся о сказках через викторину, воспитывать любовь к русскому фольклору, интерес к творчеству писателей – сказочников

Задачи:

  1. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
  2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
  3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
  4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Оборудование: 

  1. Иллюстрации художников к сказкам “Золотой ключик”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Сказка о царе Салтане”, “Дюймовочка” и другие .
  2. Портреты писателей-сказочников (А. С. Пушкин, Г. X. Андерсен, П. П. Ершов, А. Н. Толстой и др.).
  3. Выставка книг.

Ход мероприятия

Эпиграф.

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин.

Библиотекарь: Сказка! Она всем вам давно знакома. Вы с первого класса прочитали много сказок и, конечно, знаете, что все русские народные сказки делятся на три вида. Напоминаю вам, что бывают сказки о животных, сказки бытовые, рассказывающие о жизни людей, сказки волшебные. А вы любите сказки? Много их знаете?

(Ответы учащихся.)

Конкурс “Волшебные слова”.

Ребята, угадайте, кто так говорит.

  1. По щучьему велению, по моему хотению... (Емеля.)
  2. Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок.)
  3. Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели. (Женя из сказки “Цветик-семицветик”.)
  4. Раз, два, три! Горшочек, вари! (Девочка из сказки “Горшочек каши”.)
  5. Крекс, фекс, пеке! (Буратино.)
  6. Кара-барас. (Мойдодыр.)

Конкурс “Волшебное средство”.

 Ребята, что бы вы попросили у...

  1. Оле-Лукойе? (Зонтик.)
  2. Солдата, героя сказки Андерсена? (Огниво.)
  3. Буратино? (Золотой ключик.)
  4. Незнайки? (Волшебную палочку.)
  5. Маленького Мука? (Туфли и тросточку.)
  6. Элли? (Серебряные башмачки, золотую шапку, серебряный свисток.)
  7. Аладдина? (Волшебную лампу.)
  8. Девочки из сказки братьев Гримм? (Горшочек.)

Конкурс “Кто это?”

 Вспомните, ребята, кто есть кто (например, человек, удав, лисенок, игрушка).

  1. Мойдодыр. (Умывальник.)
  2. Дядя Федор. (Мальчик.)
  3. Тянитолкай. (Олень с двумя головами.)
  4. Рикки-Тикки-Тави. (Мангуст.)
  5. Страшила. (Чучело из соломы.)
  6. Матроскин. (Кот.)
  7. Гена. (Крокодил.)
  8. Сиропчик. (Коротышка.)

Конкурс “Цветные вопросы”.

Ребята, я вам буду задавать “цветные” вопросы, вам нужно продолжить название сказки или повести.

  1. Сказка Ш. Перро “Синяя... (Борода)”.
  2. Сказка М. Метерлинка “Синяя... (птица)”.
  3. Сказка Ш. Перро “Красная... (Шапочка)”.
  4. Волшебная повесть А. Погорельского “Черная... (курица)”.
  5. Сказочная повесть А. Волкова “Желтый... (туман)”.
  6. Сказка Д. Мамина-Сибиряка “Серая... (Шейка)”.

Конкурс “Узнайте сказку!”

 Сказки просят: “А сейчас вы, друзья, узнайте нас!” Вам нужно будет угадать название сказки, имя персонажа или фамилию писателя.

Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И, за что, не знаю,
Повезло лентяю. (“По щучьему велению”.)

А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок... (“Маша и медведь”.)

Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (“Кот, петух и лиса”.)

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет, бедняжка! (Снегурочка.)

Какая сказка, нам секрет открой,
Где говорилось:
“Спи, глазок, и спи, другой!” (“Крошечка-хаврошечка”.)

Вот дева юная в объятьях сна,
Лежит она уж сотню лет
И ждет, а принца нет, и нет, и нет.
Скажите мне, друзья, кто же она? (Спящая красавица.)

Он много жен имел, но всех
Постигла участь злая –
Лишил он жизни их...
Каков злодей!
Так кто же он?
Мне назовите поскорей. (Синяя Борода.)

Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке
К бабушке скорей
Отнести корзиночку,
Посланную ей. (Красная Шапочка.)

Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек,
Хоть ростом мал он, да удал.
Так кто из вас о нем читал? (“Мальчик-с-пальчик”.)

Вы любите котов? Я – да!
А говорящих вы встречали?
Способных петь, и танцевать,
И короля очаровать,
Хозяину жилье найти,
Его от бедности спасти,
На трон с принцессой вознести? (“Кот в сапогах”.)

Он на свете всех добрей,
Он известен, знаменит,
Лечит всех больных зверей добрый... (доктор Айболит.)

Не котенок, не сурок,
Не волчонок, не щенок,
Очень милая мордашка,
А зовется... (Чебурашка.)

У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына,
Шалунишку... (Буратино.)

А про ключик золотой
Написал для нас... (Толстой.)

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется... (Чиполлино.)

Библиотекарь: Молодцы ребята, хорошо и дружно отвечаете, но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки.

Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

Княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.

(Царевна Лебедь – А. С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане”.)

“Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные”

(Зверь лесной, чудо морское – С. Т. Аксаков. “Аленький цветочек”.)

“Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: “Здравствуйте, меня зовут...”

(Пьеро – А. Н. Толстой. “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)

“Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски...”

(Незнайка – Н. Н. Носов. “Приключения Незнайки и его друзей”.)

Библиотекарь: Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, – тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!

Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!

(Телеграмма от Гиппопотама ~ доктору Айболиту. – К. И. Чуковский. “Айболит”.)

“Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании”

(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. – С. Я. Маршак. “Двенадцать месяцев”.)

Библиотекарь: Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами – письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились.

Конкурс “Сказочные предметы”.

Библиотекарь: Друзья, я буду перечислять вам предметы, а вы называйте сказочных героев, связанных с ними.

  1. Золотое яичко. (Курочка Ряба.)
  2. Колпак. (Буратино.)
  3. Шляпа и сапоги. (Кот в сапогах.)
  4. Горошина. (Принцесса на горошине.)
  5. Желтые брюки и оранжевая рубашка. (Незнайка.)

Конкурс по иллюстрациям к сказкам.

Дети угадывают, к какой сказке сделана иллюстрация, называют фамилии художников, затем проводится конкурс иллюстраций к сказкам, выполненных детьми.

Конкурс “Нарисуем сказку”.

Ученики делятся на две команды, с закрытыми глазами выполняют рисунок избушки на курьих ножках.

Заключительный этап:

. Спасибо, ребята. Вы очень хорошо отвечали на все вопросы. Вы знаете так много сказок. Мы весело и интересно провели с вами время. Желаю всем творческих успехов и до новых встреч.

Использованная литература:

  1. Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы/ А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Мастер– классы для школьных библиотекарей: выпуск 2/ В.И. Цымбалюк – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии, инсценировки / А.А. Агапова, Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2012.
  4. Волшебный мир сказок: утренники, праздники, инсценированные сказки/ Б.А. Белоусенко. – Волгоград: Учитель, 2012.