Примерная структура проектирования тематической недели по теме "Осень"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

  • Формирование у детей среднего дошкольного возраста интегративных качеств в процессе познавательно– исследовательской и художественно– творческой деятельности.
  • обобщить первичные представления об осени по существенным признакам сезона;
  • формировать представления о многообразии природных явлений осенью, о сезонных изменениях в природе;
  • активизировать речевую деятельность детей;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Итоговое мероприятие: выставка поделок “Дары осени” и рисунков “Осень золотая”.

Непосредственно образовательная деятельность

Понедельник

Тема (предмет обсуждения): Формирование целостной картины мира:

“Золотая осень. Октябрь”

Интеграция образовательных областей: “Познание, “Художественное творчество (рисование)”, “Музыка”, “Чтение художественной литературы”, “Коммуникация”

Задачи:

– развивать умение сравнивать природу в октябре и сентябре, замечать изменения в природе. Описывать погоду в октябре;

– упражнять в умении рисовать дерево. Ствол, тонкие ветки, осеннюю листву;

– развивать способность детей узнавать смену настроений, предаваемых музыкой, её наиболее яркие выразительные средства, выражать свои впечатления в речи, танцевальных движениях;

– воспитывать чувство прекрасного.

Планируемый результат: проявляет чуткость к художественному слову при заучивании отрывка из стихотворения, положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыкальной пьесы, интересуется изобразительной деятельностью.

Вторник

Тема (предмет обсуждения): Формирование элементарных математических представлений: “Осенний лес”

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Физическая культура”, “Коммуникация”, “Социализация”.

Задачи:

– познакомить детей с геометрической фигурой – кубом, упражнять в счёте в пределах 3;

– упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед;

– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Планируемый результат: имеет элементарные представления о геометрических фигурах, о счёте в пределах 3; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15– 20 минут; с интересом участвует в подвижно– речевых играх.

Среда

Тема (предмет обсуждения): Коммуникация:

“Изменения в природе в октябре. Красная рябина”

Интеграция образовательных областей: “Коммуникация”, “Художественное творчество (лепка)”, “Познание (формирование целостной картины мира)”, “Чтение художественной литературы”.

Задачи:

– активизировать словарь по теме “Осень”,

– тренировать детей в подборе слов– действий, согласовывая их во фразе;

– развивать умение рассказывать об изменениях в природе в октябре, описывать природу;

– развивать умение лепить овальные предметы, соотносить размеры частей предмета;

– воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемый результат: умеет поддерживать беседу, используя в речи эпитеты и сравнения, высказывает свою точку зрения; интересуется изобразительной детской деятельностью.

Четверг

Тема (предмет обсуждения):

Конструктивная деятельность “Конструирование дерева”

Интеграция образовательных областей: “Познание (конструктивная деятельность)” ,“Художественное творчество (аппликация)”, “Физическая культура”, “Чтение художественной литературы”.

Задачи:

– развивать умение работать ножницами, соблюдать пропорции деталей;

– развивать творчество в двигательной деятельности;

– совершенствовать двигательные навыки;

– воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

Планируемый результат: способен конструировать по собственному замыслу дерево из бумаги; владеет в соответствии с возрастом основными движениями; проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Пятница

Тема (предмет обсуждения):

Чтение художественной литературы:

“Рассказ В. Осеевой “Синие листья”. Танец с осенними листочками”

Интеграция образовательных областей:,“Музыка”, “Физическая культура”, “Коммуникация”, “Социализация”. Задачи:

– развивать умение слушать художественное произведение, оценивать поведение его героев;

– формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;

– совершенствовать танцевальные движения;

– воспитывать навыки социально– нравственного поведения;

Планируемый результат: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение и выражает свое отношение к персонажам рассказа; проявляет положительные эмоции при выполнении танцевальных движений под мелодию.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утро:

Утренняя гимнастика “Осень” (комплекс №4).

– Ветер качает листочки;

– Дует ветер;

– Листочки танцуют;

– Ловим листочки;

– Дождие.

Чтение экологической сказка “Приключения ветра”, беседа по содержанию

П/и “Догонялки с ветром”.

Д/и “Урожай”.

Физкультурная пауза. “Птица перед взлетом”.

Прогулка

Наблюдение за небом и облаками. Цель: упражнение в знании явлений неживой природы; уточнение понятия “Туча”.

Д/и игра “Какое небо?”. Цель: упражнение в подборе относительных прилагательных.

П/и “Море волнуется”. Цель: развитие фантазии, умения выражать в движении задуманный образ.

Инд. зан. по физо с Лёней, Аней К. Упр: прыжки в круг и из круга, выложенного из листьев.

После сна: гимнастика после сна “Вот и осень к нам пришла”(комплекс №4)

Вечер:

Беседа “ Лесной пожар” почему начинается пожар, как ведут себя звери?

П/и “Дождь колючий”.

Утро:

Утренняя гимнастика “Осень” (комплекс №4)

Беседа на тему “Почему осень называется золотой”

Разгадывание загадок про фрукты и овощи.

Д/и “Чьи припасы?”. Цель: закрепление знаний о подготовке животных к зиме.

Релаксационное упр. “Осень”.

Прогулка

Наблюдение за дождём.

Цель: знакомство с наиболее типичными приметами осени – дождливой погодой; уточнение названия и назначения одежды.

Подв.игра“Солнышко и дождик”

И.упр. :“Донеси не урони” –  с Дашей, Алисой.Цель: развитие ловкости.

Д/и “Кто где живет?”. Цель: закрепление умения группировать растения по их строению (кустарники, деревья).

После сна: гимнастика после сна “Вот и осень к нам пришла”(комплекс №4)

Вечер:

Д/и “Знатоки осенней природы”

Беседа “Осенние хлопоты человека осенью”.

С– р/и “Юные защитники природы” (учить детей в игре подчиняться определенным правилам, воспитывать волевые качества, умение играть в коллективе; расширять знания о растительном и животном мире)

Хороводная игра “А мы в лес пойдем”.Цель: создание положительного эмоционального настроя

Утро:

Утренняя гимнастика “Осень” (комплекс №4)

Беседа на тему: “Что нам осень подарила”. Цель: закрепление знаний о фруктах, овощах, грибах.

Д/и “ Плоды и семена”.

Самомассаж “Колючий еж”.

(с массажными мячами).

П/и “Капли дождя”.

Психологический этюд “Мое настроение”.

Прогулка

Наблюдение за связью явлений в природе. Цель: развитие умения устанавливать причинно – следственные связи в природе.

Экспериментальная деятельность. Опыт с перышками(выяснить, какие перья летают лучше в воздухе, почему?)

П/и “К дереву беги”. Цель: закрепление названий деревьев.

Игры по желанию детей

Игры с выносным материалом

Труд на участке: продолжать убирать опавшие листья и ветки.

После сна: гимнастика после сна “Вот и осень к нам пришла” (комплекс №4)

Вечер:

Просмотр мультимедийных материалов о лесе, о грибах и ягодах с последующей беседой о содержании просмотренного.

д/и “Вершки и корешки”,

Проговаривание чистоговорки

“цо-цо –  на руке кольцо;
цы-цы – поспели огурцы”

Утро:

Утренняя гимнастика “Осень” (комплекс №4)

Рассматривание картины И. И. Левитана “Золотая осень”, беседа по картине.

Игра с мячом “Съедобное– не съедобное”

Д/и“Один –  много” (образование множественного числа сущ. в родительном падеже)

Дыхательная гимнастика: упр. “Ветер”.

Прогулка

Наблюдение за первыми заморозками. (продолжить знакомство с многообразием природных явлений осенью).

п/и“Картошка”. Цель: упражнение в умении перебрасывать мяч друг другу.

Экспериментальная деятельность. Опыт “Прозрачность льда”.

Игры с выносным материалом

Оздоровительный бег.

трудовые поручения: сбор камней на участке, выкладывание из них композиций.

После сна: гимнастика после сна “Вот и осень к нам пришла” (комплекс №4)

Вечер:

Разучивание стихотворения

“Купите Лук”

(шотландская песенка, перевод И. Токмаковой)

С/р игра “Путешествие в лес”.

Слушание русской народной мелодии “Осенью” (обработка И. Кишко, сл. И.Плакиды)

Утро:

Утренняя гимнастика “Осень” (комплекс №4)

Беседа на тему “Добрые дела осенью”. Цель: воспитание уважительного отношения к труду, желания помогать природе.

Д/и: “Назови ласково” (образование сущ. с уменьшительно– ласкательными суффиксами)

П/и “С льдинки на льдинку”. Цель: развитие координации движений; чувства равновесия, ловкости

Пальчиковая гимнастика “Однажды хозяйка с базара пришла..”

Прогулка Наблюдение за погодой. Цель: закрепление представлений об осенних явлениях природы, их особенностях.

П/и “Не замочи ног”. Цель: развивитие ловкости, реакции на сигнал.

Инд. зан. по физо с Егором Т. и Софией( закрепить ходьбу по ограниченной площади).

Экспериментальная деятельность. Опыт “Зависимость состояния воды от температуры”. (продолжать знакомить детей со свойствами воды).

Деятельность по поддержанию чистоты на участке

После сна:

гимнастика после сна “Вот и осень к нам пришла” (комплекс №4)

Вечер

Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев: “Дорожка в лес” (выкладывание дорожки из семян); “Нарисуй, как падает лист” (рисование прямых, волнистых, спиральных линий).

Сочинение рассказа “Я хочу защитить…”. Цель: формировать связную речь, умение составлять рассказ о любом представителе природы.

Рассказывание стихотворения “Листопад”

Слушание музыкального произведения А. Александрова “Осень”

Самостоятельная деятельность (изменения в предметно– развивающей среде)

В центре книги создать уголок осеннего леса: альбомы, иллюстрации с изображением даров леса,в природный уголок внести муляжи грибов, фруктов, овощей; красивые листья и цветы.

Вынести на прогулку:

скакалки, мячи,

Аудиозапись произведения П.И. Чайковского “Осенняя песня” –  “Октябрь”

В центр изодеятельности поместить обводки грибов, фруктов, овощей.

В центре природы разложить модели деревьев с признаками осени.

В центр творчества поместить разнообразный природный материал и семена растений.

В уголке природы разместить модели трудового процесса поздней осенью

В центр творчества поместить трафареты птиц.

Внести новые настольные игры: “Круглый год”, “Времена гола”, “Календарь природы”.

Заготовить силуэты животных и птиц для составления осенних пейзажей.

Поместить в уголок изодеятельности книжки – раскраски по теме “Осень”.

Внести настольные игры” Во саду ли, в огороде”, лото “Растения”.

Вынести на прогулку мячи, скакалки, грабли.

В центр экспериментирования добавить атрибуты для проведения опытов.

Оформить выставку семейных рисунков и поделок.

Д/и “Парные картинки”, лабиринт “Осенние запасы”

Взаимодействие с родителями по реализации программы

Рекомендовать родителям экскурсии в парк, прогулки в лес, к водоёму  

Предложить собрать природный материал для участия в конкурсе поделок “Дары осени”.

Предложить нарисовать с детьми рисунки на тему : “Осень золотая”

 Консультация “Уроки безопасности” (о возможных травмах на природе)

Посоветовать родителям изготовить совместно с детьми альбом “ О пользе овощей и фруктов”

Предложить заучить с ребёнком стихотворение В.Нировича “Листопад”

Предложить родителям составить гербарий из осенних листьев ,принять участие в Операции“Птицеград” (сбор кормов для птиц) Конкурс совместных работ детей и родителей (поделки и рисунки)

Предполагаемый результат:

  1. Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах.
  2. Пополнится словарный запас по данной лексической теме.
  3. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.