Цели и задачи:
- Формирование у детей среднего дошкольного возраста интегративных качеств в процессе познавательно– исследовательской и художественно– творческой деятельности.
- обобщить первичные представления об осени по существенным признакам сезона;
- формировать представления о многообразии природных явлений осенью, о сезонных изменениях в природе;
- активизировать речевую деятельность детей;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Итоговое мероприятие: выставка поделок “Дары осени” и рисунков “Осень золотая”.
Непосредственно образовательная деятельность
Понедельник
Тема (предмет обсуждения): Формирование целостной картины мира:“Золотая осень. Октябрь”
Интеграция образовательных областей: “Познание, “Художественное творчество (рисование)”, “Музыка”, “Чтение художественной литературы”, “Коммуникация”
Задачи:
– развивать умение сравнивать природу в октябре и сентябре, замечать изменения в природе. Описывать погоду в октябре;
– упражнять в умении рисовать дерево. Ствол, тонкие ветки, осеннюю листву;
– развивать способность детей узнавать смену настроений, предаваемых музыкой, её наиболее яркие выразительные средства, выражать свои впечатления в речи, танцевальных движениях;
– воспитывать чувство прекрасного.
Планируемый результат: проявляет чуткость к художественному слову при заучивании отрывка из стихотворения, положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыкальной пьесы, интересуется изобразительной деятельностью.
Вторник
Тема (предмет обсуждения): Формирование элементарных математических представлений: “Осенний лес”Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Физическая культура”, “Коммуникация”, “Социализация”.
Задачи:
– познакомить детей с геометрической фигурой – кубом, упражнять в счёте в пределах 3;
– упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед;
– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Планируемый результат: имеет элементарные представления о геометрических фигурах, о счёте в пределах 3; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15– 20 минут; с интересом участвует в подвижно– речевых играх.
Среда
Тема (предмет обсуждения): Коммуникация:“Изменения в природе в октябре. Красная рябина”
Интеграция образовательных областей: “Коммуникация”, “Художественное творчество (лепка)”, “Познание (формирование целостной картины мира)”, “Чтение художественной литературы”.
Задачи:
– активизировать словарь по теме “Осень”,
– тренировать детей в подборе слов– действий, согласовывая их во фразе;
– развивать умение рассказывать об изменениях в природе в октябре, описывать природу;
– развивать умение лепить овальные предметы, соотносить размеры частей предмета;
– воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемый результат: умеет поддерживать беседу, используя в речи эпитеты и сравнения, высказывает свою точку зрения; интересуется изобразительной детской деятельностью.
Четверг
Тема (предмет обсуждения):Конструктивная деятельность “Конструирование дерева”
Интеграция образовательных областей: “Познание (конструктивная деятельность)” ,“Художественное творчество (аппликация)”, “Физическая культура”, “Чтение художественной литературы”.
Задачи:
– развивать умение работать ножницами, соблюдать пропорции деталей;
– развивать творчество в двигательной деятельности;
– совершенствовать двигательные навыки;
– воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Планируемый результат: способен конструировать по собственному замыслу дерево из бумаги; владеет в соответствии с возрастом основными движениями; проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Пятница
Тема (предмет обсуждения):Чтение художественной литературы:
“Рассказ В. Осеевой “Синие листья”. Танец с осенними листочками”
Интеграция образовательных областей:,“Музыка”, “Физическая культура”, “Коммуникация”, “Социализация”. Задачи:
– развивать умение слушать художественное произведение, оценивать поведение его героев;
– формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;
– совершенствовать танцевальные движения;
– воспитывать навыки социально– нравственного поведения;
Планируемый результат: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение и выражает свое отношение к персонажам рассказа; проявляет положительные эмоции при выполнении танцевальных движений под мелодию.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
||||
Утро: Утренняя гимнастика “Осень” (комплекс №4). – Ветер качает листочки; – Дует ветер; – Листочки танцуют; – Ловим листочки; – Дождие. Чтение экологической сказка “Приключения ветра”, беседа по содержанию П/и “Догонялки с ветром”. Д/и “Урожай”. Физкультурная пауза. “Птица перед взлетом”. Прогулка Наблюдение за небом и облаками. Цель: упражнение в знании явлений неживой природы; уточнение понятия “Туча”. Д/и игра “Какое небо?”. Цель: упражнение в подборе относительных прилагательных. П/и “Море волнуется”. Цель: развитие фантазии, умения выражать в движении задуманный образ. Инд. зан. по физо с Лёней, Аней К. Упр: прыжки в круг и из круга, выложенного из листьев. После сна: гимнастика после сна “Вот и осень к нам пришла”(комплекс №4) Вечер: Беседа “ Лесной пожар” почему начинается пожар, как ведут себя звери? П/и “Дождь колючий”. |
Утро: Утренняя гимнастика “Осень” (комплекс №4) Беседа на тему “Почему осень называется золотой” Разгадывание загадок про фрукты и овощи. Д/и “Чьи припасы?”. Цель: закрепление знаний о подготовке животных к зиме. Релаксационное упр. “Осень”. Прогулка Наблюдение за дождём. Цель: знакомство с наиболее типичными приметами осени – дождливой погодой; уточнение названия и назначения одежды. Подв.игра“Солнышко и дождик” И.упр. :“Донеси не урони” – с Дашей, Алисой.Цель: развитие ловкости. Д/и “Кто где живет?”. Цель: закрепление умения группировать растения по их строению (кустарники, деревья). После сна: гимнастика после сна “Вот и осень к нам пришла”(комплекс №4) Вечер: Д/и “Знатоки осенней природы” Беседа “Осенние хлопоты человека осенью”. С– р/и “Юные защитники природы” (учить детей в игре подчиняться определенным правилам, воспитывать волевые качества, умение играть в коллективе; расширять знания о растительном и животном мире) Хороводная игра “А мы в лес пойдем”.Цель: создание положительного эмоционального настроя |
Утро: Утренняя гимнастика “Осень” (комплекс №4) Беседа на тему: “Что нам осень подарила”. Цель: закрепление знаний о фруктах, овощах, грибах. Д/и “ Плоды и семена”. Самомассаж “Колючий еж”. (с массажными мячами). П/и “Капли дождя”. Психологический этюд “Мое настроение”. Прогулка Наблюдение за связью явлений в природе. Цель: развитие умения устанавливать причинно – следственные связи в природе. Экспериментальная деятельность. Опыт с перышками(выяснить, какие перья летают лучше в воздухе, почему?) П/и “К дереву беги”. Цель: закрепление названий деревьев. Игры по желанию детей Игры с выносным материалом Труд на участке: продолжать убирать опавшие листья и ветки. После сна: гимнастика после сна “Вот и осень к нам пришла” (комплекс №4) Вечер: Просмотр мультимедийных материалов о лесе, о грибах и ягодах с последующей беседой о содержании просмотренного. д/и “Вершки и корешки”, Проговаривание чистоговорки “цо-цо – на руке кольцо; |
Утро: Утренняя гимнастика “Осень” (комплекс №4) Рассматривание картины И. И. Левитана “Золотая осень”, беседа по картине. Игра с мячом “Съедобное– не съедобное” Д/и“Один – много” (образование множественного числа сущ. в родительном падеже) Дыхательная гимнастика: упр. “Ветер”. Прогулка Наблюдение за первыми заморозками. (продолжить знакомство с многообразием природных явлений осенью). п/и“Картошка”. Цель: упражнение в умении перебрасывать мяч друг другу. Экспериментальная деятельность. Опыт “Прозрачность льда”. Игры с выносным материалом Оздоровительный бег. трудовые поручения: сбор камней на участке, выкладывание из них композиций. После сна: гимнастика после сна “Вот и осень к нам пришла” (комплекс №4) Вечер: Разучивание стихотворения “Купите Лук” (шотландская песенка, перевод И. Токмаковой) С/р игра “Путешествие в лес”. Слушание русской народной мелодии “Осенью” (обработка И. Кишко, сл. И.Плакиды) |
Утро: Утренняя гимнастика “Осень” (комплекс №4) Беседа на тему “Добрые дела осенью”. Цель: воспитание уважительного отношения к труду, желания помогать природе. Д/и: “Назови ласково” (образование сущ. с уменьшительно– ласкательными суффиксами) П/и “С льдинки на льдинку”. Цель: развитие координации движений; чувства равновесия, ловкости Пальчиковая гимнастика “Однажды хозяйка с базара пришла..” Прогулка Наблюдение за погодой. Цель: закрепление представлений об осенних явлениях природы, их особенностях. П/и “Не замочи ног”. Цель: развивитие ловкости, реакции на сигнал. Инд. зан. по физо с Егором Т. и Софией( закрепить ходьбу по ограниченной площади). Экспериментальная деятельность. Опыт “Зависимость состояния воды от температуры”. (продолжать знакомить детей со свойствами воды). Деятельность по поддержанию чистоты на участке После сна: гимнастика после сна “Вот и осень к нам пришла” (комплекс №4) Вечер Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев: “Дорожка в лес” (выкладывание дорожки из семян); “Нарисуй, как падает лист” (рисование прямых, волнистых, спиральных линий). Сочинение рассказа “Я хочу защитить…”. Цель: формировать связную речь, умение составлять рассказ о любом представителе природы. Рассказывание стихотворения “Листопад” Слушание музыкального произведения А. Александрова “Осень” |
Самостоятельная деятельность (изменения в предметно– развивающей среде) |
||||
В центре книги создать
уголок осеннего леса: альбомы, иллюстрации с изображением даров леса,в
природный уголок внести муляжи грибов, фруктов, овощей; красивые листья
и цветы. Вынести на прогулку: скакалки, мячи, Аудиозапись произведения П.И. Чайковского “Осенняя песня” – “Октябрь” |
В центр изодеятельности
поместить обводки грибов, фруктов, овощей. В центре природы разложить модели деревьев с признаками осени. В центр творчества поместить разнообразный природный материал и семена растений. |
В уголке природы разместить
модели трудового процесса поздней осенью В центр творчества поместить трафареты птиц. Внести новые настольные игры: “Круглый год”, “Времена гола”, “Календарь природы”. |
Заготовить силуэты животных
и птиц для составления осенних пейзажей. Поместить в уголок изодеятельности книжки – раскраски по теме “Осень”. Внести настольные игры” Во саду ли, в огороде”, лото “Растения”. Вынести на прогулку мячи, скакалки, грабли. |
В центр экспериментирования
добавить атрибуты для проведения опытов. Оформить выставку семейных рисунков и поделок. Д/и “Парные картинки”, лабиринт “Осенние запасы” |
Взаимодействие с родителями по реализации программы |
||||
Рекомендовать родителям
экскурсии в парк, прогулки в лес, к водоёму
Предложить собрать природный материал для участия в конкурсе поделок “Дары осени”. |
Предложить нарисовать с
детьми рисунки на тему : “Осень золотая” Консультация “Уроки безопасности” (о возможных травмах на природе) |
Посоветовать родителям
изготовить совместно с детьми альбом “ О пользе овощей и фруктов”
Предложить заучить с ребёнком стихотворение В.Нировича “Листопад” |
Предложить родителям составить гербарий из осенних листьев ,принять участие в Операции“Птицеград” (сбор кормов для птиц) | Конкурс совместных работ детей и родителей (поделки и рисунки) |
Предполагаемый результат:
- Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах.
- Пополнится словарный запас по данной лексической теме.
- Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.