Классный час на тему "Наш дом – планета Земля". 9-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 9


Цель: создание условий для осознания учащимися своей моральной ответственности за судьбу родной земли, формирования экологической культуры.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с историей и традициями празднования Дня Земли, влиянием деятельности человека на экологию природы.
  2. Создать условия для развития устойчивого внимания; умения анализировать, сравнивать, обобщать; связной речи; навыков рефлексии.
  3. Способствовать воспитанию чувства любви к природе, уважения ко всему живому.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Наш дом – Земля” (Приложение 4), мяч, расписанный под модель планеты Земля, зеленая лента, черное полотно, символизирующее космос.

Перед началом мероприятия класс следует разделить на 3–4 группы с помощью любой методики.

Ход мероприятия

Учитель: Ежедневно каждый из нас несколько раз, не отдавая себе отчета, совершает привычные и будничные дела – перешагивает через порог дома, школы, класса. Это становится привычным и незамечаемым действием. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то впервые перешагнули порог школы, перешагнули порог детства, и пройдет совсем немного времени, когда вы перешагнете порог, ведущий в самостоятельную жизнь. И так уж случилось, что одновременно вы оказались и в новом тысячелетии вместе со всей планетой. И именно вам предстоит задуматься над тем, какою же мы оставим нашу планету будущим поколениям.

Указом президента Российской Федерации от 10 августа 2012 года 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды.

– Какое сейчас время года?
– С чем у вас ассоциируется весна?
– Какие праздники мы обычно празднуем весной?

Именно весной много так называемых экологических праздников: (Слайд )

22 марта – Всемирный день воды.

23 марта – Всемирный день Земли.

23 марта – Всемирный метерорологический день.

1 апреля – Международный день птиц.

7 апреля – Всемирный день здоровья.

22 апреля – День земли.

22 – 29 апреля – Марш парков.

Учитель: Ребята, вы заметили, что мы дважды упомянули праздник День Земли, но это не ошибка, это действительно так. Дело в том, что 21 марта жители всей планеты принимают участие в акции “Час Земли”.

Час Земли – это символичная акция, в этот час сотни миллионов людей и всемирно известные здания по всей планете выключают свет, чтобы показать свое неравнодушие к будущему Планеты и призвать к бережному отношению к ресурсам Земли.

Кроме того, Всемирный фонд дикой природы призывает людей “выйти за рамки” Часа Земли и помимо выключения света сделать какой-то конкретный шаг ради здоровья Планеты.

В России главная задача участников Часа Земли – собрать минимум 100 тысяч подписей под особо важным для природы законодательством, чтобы потом оно было рассмотрено и принято Государственной Думой РФ.

23 Марта 2013 года, в субботу, в 20:30 (по местному времени) состоялась ежегодная глобальная акция “Час Земли” Всемирного фонда дикой природы (WWF). Это самая массовая акция в истории человечества – в этом году в этой акции приняли участие около 1,5 миллиардов человек по всему миру, к Часу Земли присоединилось более 150 стран и 7000 городов.

В этом году участники акции боролись за сохранение защитных лесов. Было собрано более 140 тысяч подписей.

В 2012 году благодаря акции “Час Земли” Государственной думой РФ был принят закон “О защите морей от нефтяного загрязнения”, что стало успешным завершением долгой и кропотливой работы WWF России и его сторонников. (Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией.)

Демонстрация рекламного ролика “Час Земли – 2013”. (Приложение 1)

Учитель: Сейчас я предлагаю вам поучаствовать во флеш-мобе. Вы знаете, что такое флеш-моб? В переводе с английского означает “мгновенная толпа”, т. е. это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.

Наш флешмоб мы назовем “Короткая жизнь мыльного пузыря”.

От каждой группы приглашаются по 2 человека для выполнения задания: как можно больше надуть мыльный пузырь, и как можно дольше сохранить его.

Задача остальных участников ответить на вопрос “Как можно связать мыльные пузыри и изменение климата на планете?”

Вывод: мыльный пузырь очень сложно сохранить, он легко лопается, так же, как легко разрушается экосистема нашей планеты.

Пузырь сохраняется при медленном перемещении его руками, но если ткнуть резко пальцем или дернуть, он лопнет. При интенсивном воздействии на экологию нашей планеты, она не успевает приспособиться и разрушается.

Учитель: Я предлагаю вам посмотреть обращение российского летчика-космонавта Романа Романенко к жителям Земли.

Демонстрация видеоролик с международной космической станции. (Приложение 2)

Учитель: ну а теперь самое время определить, какой экологический след мы оставляем на Земле.

Учитель рассказывает о понятии “Экологический след”.

Учитель: что же мы можем сделать по уменьшению своего экологического следа?

Предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые касаются нашей обыденной жизни.

Учитель: теперь я предлагаю вам поработать творчески. Вы знаете, что такое “синквейн”? Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1-я строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2-я строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3-я строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка – фраза, несущая определенный смысл.

5-я строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему жизни:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Учитель: Давайте теперь каждый из вас скажет, что он готов сделать для нашей планеты, чтобы сохранить ее красоту и неповторимость.

Рефлексия “Тонкая зеленая нить”.

Ребятам предлагается высказать свое мнение по занятию. При этом постепенно разматывается клубок с зеленой нитью, каждый говорящий берет в руки ленту, а предыдущий продолжает ее держать. В результате образуется “паутина”, символизирующая наши поступки, т.у. Невидимые связи, которые поддерживают жизнь на планете. Ведущий берет надувной глобус и опускает его на “паутину” из зеленых нитей. Сможем ли мы сохранить нашу планету? Заботу о ней нужно начать с себя!

Приложение 3.