Программа пропедевтического курса профессионального самоопределения "Мой выбор, или Философия мышления эффективного человека". 8-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 8


Пояснительная записка.

Предпрофильная подготовка – первая ступень старшей профильной школы, стартовая площадка, обеспечивающая успешность работы всей системы. От того, насколько серьезно и осознанно восьмиклассники включатся в процесс профессионального самоопределения, зависит успешность всей дальнейшей работы. Однако, никакая программа профессионального самоопределения не является гарантией осознанного выбора и успешности, если она включает лишь оперативные действия по выбору профессии, поскольку значительная часть учащихся в силу незрелости личности говорить о проблеме профессионального самоопределения не готовы.

К сожалению, вся наша педагогика построена на негативе, с позиции, “красного карандаша”. Неудивительно, что главным фактором деятельности большинства детей становится мотив избегания неудачи, проявляющийся в желании предпринять все, чтобы избежать возможных неприятностей и недопустить ударов по самолюбию. Основными реакциями ученика с мотивами избегания неудачи являются: отказ от деятельности, отторжение учителя, программы, безынициативность. Он боится конкуренции, ставит или очень высокие или слишком простые цели, болезненно воспринимает критику, уходит от трудностей, не надеется на позитивный результат, имеет завышенную или заниженную самооценку. Однако, время хороших исполнителей, которых готовила школа, прошло. Обществу нужны люди с активной жизненной позицией. И именно система профильного образования должна стать школой социальной адаптации, формирующей качества человека, способного быть мобильным, конкурентоспособным и успешным в любых областях деятельности независимо от выбора.

Существующая формула успеха выглядит следующим образом:

У = С х М х Ст, где:
У – успех;
С – способность;
М – мотивация достижения;
Ст – ситуация (внешние факторы, благоприятные обстоятельства ).

Таким образом, одним из наиболее важных аспектов психолого-педагогического сопровождения профильного обучения является вопрос формирования ключевой составляющей успешности – мотивации достижения. Данный аспект наиболее гармонично совпадает с сензитивным периодом старшего подросткового возраста – временем формирования самосознания, самооценки, рефлексии и потребности занять свою нишу в коллективе.

Д. Мак-Клелланд, анализируя условия формирования мотивации достижения, объединил основные формирующие влияния в четыре группы:

1. Формирование синдрома достижения (стремление к успеху выше стремления избегать неудачи).
2. Самоанализ.
3. Формирование стремления и навыков ставить перед собой высокие, но адекватные цели.
4. Межличностная поддержка.

Именно эти составляющие были положены в разрабатываемую программу пропедевтического курса профессионального самоопределения в 8 классе, что позволяет заложить основы активной жизненной позиции и осознанного профессионального выбора

Программа носит название “Мой выбор или философия жизни эффективного человека”. Выбор плыть по течению или попытаться попасть в десятку, выбор позиции деятеля или паразита, выбор мотивации достижения или избегания неудачи, выбор своей планки жизни и другие выборы, предусмотренные на каждом занятии, которые должен сделать ученик – основная задача данного курса.

Курс состоит из трех блоков:

1. Каждый человек – автор своей жизни – 6 часов.
2. Изучение личностных особенностей и профессиональных интересов – 6 часов.
3. Формирование активной жизненной позиции – 5 часов.

Несмотря на то, что главной целью курса является формирование мотивации достижения, отдельные темы профессионального самоопределения сохранены, что дает возможность определиться в своих профессиональных интересах, и включиться в предпрофильную подготовку в 9-м классе.

Результаты прохождения курса:

1. Осознание важности правильного выбора профессии в жизни человека и общества.
2. Формирование активной жизненной позиции и мотивации достижения. Знакомство с основными положениями жизни эффективного человека.
3. Формирование стремления и навыка ставить перед собой высокие, но адекватные цели.
4. Диагностика и осознание личностных особенностей.
5. Прояснение профессиональных интересов.
6. Развитие коммуникативных навыков.

Тематическое планирование и содержание программы. Приложение 1

Литература

  1. Г.В. Резапкина “Психология и выбор профессии” – Генезис, 2005 г.
  2. Н. Козлов “Формула успеха или философия жизни эффективного человека” – АСП-Пресс Книга, 2004 г.
  3. Н. Козлов “Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день” – АСТ Астрель Транзиткнига, 2005 г.