Урок географии по теме "Население". 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Цель урока: сформировать знания об особенностях изменения численности населения и процессов, влияющих на естественное движения населения;

Учебно-воспитательные задачи:

1. Сформировать представление:
– о численности населения Земли;
– о типах воспроизводства населения
– о демографической политике стран мира

2. Выявить закономерности динамики численности мирового населения;

3. Продолжить формирование естественно-научного мировоззрения

4. Совершенствовать навыки групповой деятельности учащихся.

На доске определения:
– демографический взрыв;
– депопуляция;
– воспроизводство (ВН);
– рождаемость (Р);
– смертность (С);
– естественный прирост (ЕП);
– формула ЕП = Р – С;

Оборудование: настенная карта мира, мультимедиа, инструктивные карты для учащихся.

План урока

Введение.

  1. Изменение численности населения Земли.
  2. Воспроизводство населения и его составляющие.
  3. Практическая работа по типам ВН.
  4. Демографическая политика в развитых и развивающихся странах.
  5. Рефлексия. Составление синквейна.

Ход урока

В этом году мы начали изучать социально-экономическую географию мира. Что означает слово “социальная”? (Общественная, связанная с жизнью Н.)

Почему тему “население” мы изучаем раньше темы “хозяйство”? (Население живет в природе, в обществе, создает и потребляет материальные блага.)

Значит, изучение этой темы необходимо. Мы будем пользоваться знаниями и других наук, например, демография, этнография. Давайте в учебнике прочитаем определения. Что изучает демография? (Закономерности производства населения, численность, ЕП, половозрастной состав и др.)

Что изучает этнография? (Народы.)

С чего обычно начинают знакомство с Н? (С численности и процессов, которые на нее влияют.) Это и есть тема нашего урока.

Презентация. (Слайды 1, 2, 3) Тема, цель, задачи урока.

Послушаем сообщение:

“В мире издавна существовал интерес к численности Н: узнать численность рабочей силы, сформировать армию, для сбора налогов, для проведения экономической политики государства. Сейчас перепись проводится во всех странах, кроме Омана и Катара, где ведется только учет численности Н, в отличие от переписи в которую включают много вопросов, дают более полную демографическую картину. Перепись проводят раз в 5–10 лет. В октябре 2010 года перепись прошла и в России. По подсчетам статистов-демографов на Земле за всю историю родилось около 100 миллиардов человек.”

Выводится Слайд 5.

  • За всю историю человечества на Земле родилось примерно 100 млрд. человек.
  • Ежегодно в мире рождается около 140 млн. человек.
  • Каждую секунду – 3 человека.
  • Каждую минуту – 175.
  • Каждый час – 10,4 тысяч.
  • Каждые сутки – 250 тысяч.
  • Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург.
  • Каждый месяц – население страны Австралии или Тунис.

В настоящее время на Земле проживает более 7 млрд. чел.. Выводится Слайд 6.

Обратите внимание на таблицу стран-гигантов по численности Н. Каково место России в этом списке? Кто желает показать эти страны на карте мира?

На протяжении истории человечества рост Н был медленным. Ускорение наступило только в период нового и особенно новейшего времени. (Слайд – график 7.)

Рассмотрим график (можно в учебнике). Когда рост населения ускоряется? Давайте посмотрим 1800-1900 гг. (За этот век Н выросло на 710 млн. С 1900 по 2000гг. Н выросло более чем на 4 млрд.)

Можно сказать, что в 20 веке произошел “демографический взрыв” – это процесс быстрого роста Н. Есть противоположное явление. Если бы график проходил таким образом (показываю указкой) – чтобы он означал? (убывание численности Н). Такое явление называется депопуляция. Значит, быстрый рост Н – это…? (Демографический взрывд) А обратный процесс? (Депопуляция.) Выводится Слайд 8 – Динамика численности населения с 1820 года.

Посмотрите на таблицу. Какой процесс она иллюстрирует? (Демографический взрыв в 20 веке.)

Вернемся к графику. Перефразируя поэта “Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности Н” Что зловещего в этой кривой? Возникает глобальный вопрос: А хватит ли на всех жизненного пространства?

Сообщение учащегося. “Последнее время появился термин “золотой миллиард” – это Н планеты, которому всего хватает: сырья, энергии, денег. Это США, Западная Европа, Япония. Энергии они потребляют – 50% мирового производства и создают 75% общей массы отходов. Остальные – за бортом благополучия. Им уже сегодня не хватает работы, пищи, жилья, ресурсов и т.п. В мире голодают 650 млн. чел. При этом Н Земли увеличивается на 140 млн. ежегодно”.

Так хватит ли жизненного пространства? (Да, нет, ресурсы заканчиваются, воздух, воду отравляют и т.д.)

Хорошо. Ученые дискуссируют, спорят, к единому мнению не могут прийти. Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов, в том численности Н.

Ребята, есть известное изречение Шиллера: “Любовь и голод правят миром” – оно стало биологическим законом. Голод сдерживает рост Н, а любовь к чему приводит? (к увеличению Р)

Рождаемость ведет к беспрерывному ВН. Что такое ВН? Слайд 9 – определение ВН. В инструктивной карте, лежащей у вас на столе заполните кластер – состав ВН.

Что такое ЕП? (разница между Р и С) Что такое Р? (количество родившихся за год на 1000 чел.)

Что такое С? (количество умерших на 1000 чел. за год)

Р, С, ЕП – биологические процессы. Что влияет на них? (Социально-экономические условия: питание, санитарно-гигиенические условия, здравоохранение, условие жизни, культура Н, вовлечение женщин в производственную и общественную деятельность, дети дольше учатся, растет “цена ребенка”, от доходов (кто-то при низких доходах не рожает, а кто-то и при высоких), голод, болезни, религия, жизненные устои, стабильность, травматизм, войны, терроризм, техногенные и природные катастрофы.)

Посмотрим Слайды 10–14 – Народы с разным уровнем жизни. Кто это и что их объединяет (это люди, народ). Чем они различаются? (Богатые, бедные, счастливые, несчастные, больные.)

Значит, люди живут в разных условиях, и поэтому мы рассмотрим 2 типа ВН. Выводится Слайд 15 – типы ВН. Обсуждение слайда.

Практическая работа.

Сейчас на основе этих знаний из предложенного списка в инструктивной карте вы, каждый в своей группе, выберите касающиеся заданного вам типа воспроизводства данные, причиной роста или снижения Р и С, выберите примеры и запишите в единую карту, сделайте задания со второго по шестое. На работу дается 7 мин., после чего каждая группа защитит свою работу.

Заслушаем, а затем сравним со слайдами 16,17 – Два типа воспроизводства и социально-экономические причины. Оцениваем домашние заготовки – плакаты на тему “Воспроизводство населения”, обсуждаем. (Учащиеся создали плакаты: аист, несущий ребенка, деловая женщина на работе, африканская семья и т.п.)

Молодцы!

Вывод какой? В развитых странах рождаемость – ? (Понижается и дольше живут.) В развивающихся – ? (Увеличение рождаемости.)

Развивающиеся страны оказывают решающее воздействие на численность и ВН, определяя демографическую ситуацию в мире. Но большинство стран стремится управлять ВН, проводя государственную демографическую политику. Слайд 18, 19 – определение дем. политики.

Дем.политика зависит от типа ВН. Направлена либо на повышение, либо на снижение Р. Первый тип ВН – на что направлена дем. политика (на повышение Р). Второй тип ВН – ? – (На понижение Р.)

Как государство может повлиять на ВН? Отвечаем по типам воспроизводства. Первая группа – первый тип ВН. (Ссуда молодоженам, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком, ежемесячные пособия для детей, в России – выплаты за второго ребенка.)

Вторая группа – второй тип ВН. (Программа планирования семьи, в Китае, Индии – государственные лозунги “Одна семья – 1 ребенок”, “Нас двое – детей тоже двое”, “После третьего остановись” и т.д. На рождение ребенка в Китае получают разрешение; увеличение возраста вступления в брак; стерилизация мужского населения.)

В Индии женщины вступают в брак с 18 лет, а было с 14. В Сингапуре повышали возраст вступления в брак до 26 лет, теперь там политика направлена на стимулирование Р.

Итак, разные страны, разное ВН, разная дем. политика.

______________________________________________________________________

Сообщение . В России ЕП нулевой и даже отрицательный. Только в двух субъектах – в Туве и Дагестане ЕП +. Хотя в одном из последних выступлений В.В. Путина прозвучала цифра прироста Н = 0,2 %. К сожалению, Россия занимает лидирующие позиции по количеству абортов, по числу разводов, по количеству убийств на 1000 чел., по количеству заключенных. Занимает 64 место по продолжительности жизни. Правительству и народу России предстоит много работать, пересматривать законы по улучшению ситуации в стране.

______________________________________________________________________

Есть ли у нас будущее? Конечно! Вы – наше будущее! Будущие родители Повзрослев, вы, быть может, вспомните наш урок и примите правильное решение.

Что мы узнали на уроке? (Как изменяется численность Н, типы ВН, демографическую политику.)

Слайд 20 – оценки за урок. Д/З: Тема 3, пункты 1-5.

В заключении составим синквейн и ключевым словом будет слово “население”.

Пример синквейна:

  1. Население.
  2. Многочисленное, обеспеченное.
  3. Увеличивается, убывает, надеется.
  4. ?
  5. Прогресс (НТП).

Молодцы! Спасибо всем!