Азбука здоровья. Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы при изучении сказки-были М.Пришвина "Кладовая солнца"

Разделы: Литература


Михаил Михайлович Пришвин – исследователь природы, развивший в своих книгах тему охраны природы (окружающей среды), по праву считается художником-гуманистом, учившим открывать несметные сокровища природы и применять их для пользы человека. Все произведения М.Пришвина проникнуты верой в победу добра над злом, доверием и любовью к человеку и природе.  Он считает всю природу «кладовой солнца».

На данном уроке мы продолжим мысль Пришвина. По нашему мнению, природа – это не только «кладовая солнца», но она и «кладовая здоровья», поэтому наш урок будет  называться «Азбука здоровья».

Данная работа актуальна и практически значима, так как она учить устанавливать контакты с живой природой, знать ее ресурсы и возможности, уметь использовать их для поддержания и сохранения здоровья. Изучение медицинских свойств растений дает возможность сформировать у поколения умение сохранять и улучшать свое здоровье самым удобным, простым, естественным способом: путем тесного общения с природой, понимания со школьной скамьи ее законов, возможностей, роли в жизни человека, сохранения экологической чистоты материальной составляющей человека. Возможность привить понимание того, что медицинскую информацию о здоровьесберегающих технологиях нужно учиться извлекать практически из любых текстов при условии внимательного их анализа и изучения. Возможность раскрытия способностей самопознания, личности человека.

Цели урока:

  • пробудить интерес к творчеству М.М.Пришвина;
  • научиться находить в художественном тексте название растений, помогающих сохранить и укрепить здоровье;
  • выяснить, могут ли растения, о которых упоминает М.Пришвин в своем произведении, представлять кладовую здоровья,

Задачи:

  • анализировать эпизоды художественного произведения;
  • используя межпредметные связи, изучить свойства этих растений и их влияние на здоровье человека;
  • попытаться разработать профилактические меры, содействующие укреплению и сохранению здоровья, что позволит показать, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью.

Предварительное задание. Работа в группах: найти и отметить в тексте строчки о клюкве, иван-чае, можжевельнике, подснежнике, багульнике, волчьем лыке и траве белоус.  Подготовить связный научный рассказ об этих растениях.

ХОД УРОКА

Слово учителя. И.В.Гете писал: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». И если вы хотите научиться видеть в природе все самое интересное, относитесь к ней, как писатель М.М.Пришвин. Он говорил: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Именно для нас она открывает и показывает эти сокровища, мы должны научиться охранять их»., т.е. кладовая солнца есть вся природа с ее несметными богатствами и человек тоже частица природы.
Пришвин очеловечивает природу, отмечает в ней то, что имеет сходство с человеческой жизнью. Он считает всю природу «кладовой солнца». Слайд 2.
«Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. … и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство», – пишет М. Пришвин в сказке-были «Кладовая Солнца»

Мы продолжим мысль Пришвина. По нашему мнению, природа – это не только «кладовая солнца», но она и «кладовая здоровья», поэтому наш урок будет  называться «Азбука здоровья».

Цели: Слайд 3

Сегодня  мы попытаемся  проникнуть в художественный мир М.М.Пришвина; реализуя здоровьесберегающие технологии в  ходе урока, будем  учиться  устанавливать контакты с живой природой, узнавать ее ресурсы и возможности, использовать их для поддержания и сохранения здоровья. Изучение медицинских свойств растений позволит  нам  расширить наш кругозор, научиться использовать естественные природные богатства, исключив при этом отрицательное влияние химических препаратов.

Пришвин дает  художественное описание ягод и растений. Видно, что автор описывает каждую ягодку с любовью, для него это чудо, драгоценность. Особое внимание М.М. Пришвин уделяет ягоде клюкве:

(Зачитываем фрагменты о клюкве)

Слайд 4 «Кислая и  очень  полезная для  здоровья ягода  клюква растет в  болотах летом,  а  собирают ее  поздней осенью.  Но  не  все знают,  что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом».

Слайд 5  «Кто никогда не видел,  как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать,  что он по клюкве идет…»

Слайд 6 Осенней порою созревает на торфянистых болотах царь-ягода клюква. Изумительную картину представляет тогда клюквенное болото — горит и светится оно от рубиновых ягод. Среди крупных плодов, размером с двухкопеечную монету, видна обильная россыпь мелочи. Только одна незадача: насыпана-то ягода не на ровном месте, а во мху. Попробуй выбери ее по одной ягодке!

Слайд 7  «Только у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной,  прячется в болотной кочке и почти невидима сверху.  Только уж когда очень много ее соберется на одном месте,  заметишь сверху и подумаешь:  "Вот кто-то  клюкву рассыпал.  Наклонишься взять  одну,  попробовать,  и  тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками.  Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод».

«Охотники за  клюквой поначалу срывали отдельные кроваво-красные ягоды, клали эти ягоды в рот.  Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы  хватил весенней,  у  него бы  дух захватило от  кислоты.  Но деревенские сироты знали хорошо,  что такое осенняя клюква,  и оттого,  когда теперь ели весеннюю, то повторяли:
– Какая сладкая!
«Там придет вам палестинка,  вся красная,  как кровь,  от одной только клюквы»
«Вначале  Настя  срывала с  плети  каждую  ягодку  отдельно,  за  каждой красненькой  ягодкой  наклонялась к  земле.  Но  скоро  из-за  одной  ягодки наклоняться перестала; ей больше хотелось.
Она стала уже теперь догадываться,  где не одну-две ягодки можно взять, а целую горсточку, и стала наклоняться только за горсточкой. Так она ссыпает горсточку за горсточкой, все чаще и чаще, а хочется все больше и больше».

Учитель. Что же мы узнали о клюкве?

Сообщение 1 группы. (Приложение 1)

Учитель. С лечебными целями применяют, конечно, в первую очередь ягоды клюквы, но используют также и листочки.
За свои целебные свойства клюкву испокон времён называют болотным доктором. Её ягоды включают в пищевой рацион, так как она повышает иммунитет и останавливает воспалительные процессы. Клюквенные морсы способствуют снижению температуры и замечательно утоляют жажду.
Сок клюквы активно действует на стафилококки, стрептококки, кишечную палочку, а также на другие болезнетворные микроорганизмы.  Клюквенный сок не вымывает из организма полезный калий, который укрепляет сосуды.
Клюква полезна при истощении и бессоннице, она нормализирует давление и повышает тонус всего организма.

Читаем текст «Считают эту клюкву целебным лекарством от всех болезней».

Слайд 8 В народной фитотерапии ягоды клюквы широко употребляются при следующих заболеваниях:

  • сердечно-сосудистых (атеросклерозе, гипертонии, спазмах сосудов, тромбофлебитах),
  • желудочно-кишечных (гастрите, поносе, изжоге),
  • при инфекционных заболеваниях мочевого пузыря,
  • при болезнях почек и печени (гнойных воспалениях почек, особенно когда не помогают антибиотики, воспалении и камнях в мочевом пузыре,
  • воспалении печени,
  • для предупреждения образования камней в почках).

Сок ягод применяется при лихорадящих состояниях, ангине, водянке, кожных болезнях (сухой экземе, золотухе, экссудативных процессах), гинекологических, простудных заболеваниях. Он заживляет раны, ожоги.
Считается, что ягоды клюквы могут служить профилактическим средством при злокачественных новообразованиях.

Слайд 9 Клюква прочистит сосуды, воспрепятствует образованию в них бляшек и формированию тромбов, выведет из организма лишний холестерин, защитит сосуды мозга от инсультов.
Именно поэтому клюквенные настои рекомендуют сердечникам, страдающим атеросклерозом.
Также клюква прекрасно зарекомендовала себя при лечении кариеса и болезней десен, поэтому ее часто называют любимой ягодой стоматологов.

Слайд 10 Смешав клюквенный сок со свекольным, вы приготовите отличное лекарство от гастрита с пониженной кислотностью, колита с запорами.

Слайд 11 Экстракт клюквы – обладает очищающими и антиоксидантными свойствами, помогает коже сохранить молодость и чистоту

Осторожно, опасность! Не рекомендуется применять клюкву при язвенной болезни желудка или двенадца­типерстной кишки, гастрите с повышенной кислотно­стью. Только под наблюдением врача ее употребляют при мочекаменной болезни, так как при приеме боль­ших доз может повыситься кислотность мочи.

Учитель. Следующее растение, о котором упоминает Пришвин, – Иван-чай. Найдите строчки текста.

Слайд 12  «В один год высокая трава Иван-чай проросла через бревнышки»

Что вы можете рассказать об этом растении?

Сообщение 2 группы. (Приложение 2)

Учитель. "Иван-чай" дарит нам:

Слайд 13

Профилактику злокачественных и доброкачественных новообразований; 
Эффективен при заболеваниях мочеполовой системы  
Рубцует язвы желудка и двенадцатиперстной кишки; 
Повышение иммунитет к респираторно-вирусным инфекциям; 
Профилактику кариеса; 
Улучшает состав крови; 
Уменьшает интоксикацию организма; 
Снимает пищевые и алкогольные отравления; 
Восстанавливает силы при истощении; 
При камнях в печени, почках и болезнях селезенки; 
Укрепляет корни волос; 
Устраняет головную боль;
Нормализует давление!!!
При болезнях горла, кровотечениях, запорах, а также как противовоспалительное и вяжущее средство.

Слайд 14  В тибетской медицине траву, корни и цветки использовали в качестве противовоспалительного средства при заболеваниях кожи и слизистых оболочек.
Высушенные листья заваривают и получают крепкий и вкусный чай.
Витамина "С" в «Иван-чае» в 6,5 раз больше, чем в лимоне.

Слайд 15 Из молодых побегов и листьев кипрея готовят салаты, супы,  а свежие корни можно употреблять в сыром или вареном виде вместо спаржи или капусты.
Из высушенных корней кипрея готовят муку, выпекают хлеб, оладьи и лепешки, а поджаренные корни используют для приготовления “кофе”.

Учитель: Ребята второй группы приготовили еще  сообщение о можжевельнике. Читаем у М.Пришвина:

Слайд 16 «Она прибежала к Лежачему камню и затаилась тут в густом кусту можжевельника».
«Травка за кустом можжевельника присела …» Заяц «вышел на круг и притаился в кусте можжевельника».

«Серый, услыхав возобновленный гон собаки, выбрал себе как раз тот самый куст можжевельника»
 «И это место,  спрятанное между кустиками можжевельника,  и  было как раз той самой палестинкой, куда Митраша стремился по компасу».

Сообщение 2  группы. (Приложение 3)

Учитель. Слайд 17  Способы применения можжевельника.
Шишкоягоды  применяются  как мочегонное, дезинфицирующее мочевыводящие пути, как отхаркивающее, желчегонное и улучшающее пищеварение средство, при поносах, метеоризме.
Иглы можжевельника применяются как мочегонное средство при отеках, связанных с почечной недостаточностью и нарушением кровообращения, как желчегонное средство, при бронхитах как отхаркивающее.
Эфирное масло из хвои обладает сильными дезинфицирующими свойствами.

Слайд 18 Из древесины путем сухой перегонки получают так называемое терпентинное масло (можжевеловый деготь), наружное болеутоляющее и отвлекающее средство  при ревматических и подагрических болях, при болях в ушах, для полосканий при воспалении десен, при мокром лишае, чесотке.
В гомеопатии использовали внутрь при отеках, малярии, заболеваниях почек, цистите, в составе смесей при обменном полиартрите.
Корни употребляли при туберкулезе, бронхите, язвенной болезни желудка, кожных болезнях; отвар веток – при аллергии.

Учитель. Ребята третьей  группы расскажут о цветке, который появляется самым первым в наших лесах. Это  подснежник. И о нем упоминает  М.М. Пришвин.  Слайд 19

Сообщение группы 3 (Приложение 4)

Учитель. В медицинских целях 
Слайд 20 Применяют в качестве желудочного, ветрогонного и мочегонного средства: «...Пищеварение тем улучшает и колики лечит. Если его пожевать, изо рта будет запах приятный...»
Современная медицина использует препарат алкалоида галантамина, полученного из унгернии. Галантамин применяют при лечении остаточных явлений полиомиелита и двигательных расстройств, вызванных повреждениями центральной нервной системы.

Слайд 21 Растение ядовитоВ больших дозах (для ребенка достаточно нескольких луковичек) вызывает тошноту, рвоту, тяжелый понос, выпадение волос, нарушение свертываемости крови и поражение почек.

Учитель. Ребята третьей  группы расскажут еще и о багульнике. Читаем у Пришвина:

Слайд 22 «В болотной сырости пахнул на нее резкий, одуряющий запах багульника»

Сообщение детей. (Приложение 5)

Фармакологические свойства

Используют багульник в качестве противосудорожного и наркотического средства при грудной жабе, кожных болезнях (Н. С. Спасский), ушибах, ранах и кровотечениях (А. А. Алексеева и др.). Жидкая часть эфирного масла (элеоптен), масляные вытяжки и мази применяются при насморке, гриппе.

Слайд 23 Настой листьев или «травы» багульника в соотношении 1:10 и 1:15 дают внутрь при остром и хроническом бронхите как отхаркивающее, противовоспалительное и антисептическое средство.
Отвар багульника в народной медицине употребляется при заболеваниях легких, в том числе и туберкулезе, коклюше, бронхиальной астме, желудочно-кишечных заболеваниях, ревматизме, заболеваниях почек, золотухе, экземе, подагре, а также для профилактики эпидемических заболеваний (В. И. Завражнов и др.). Багульник эффективен также при укусах насекомыми, ушибах и отморожениях Его принимают внутрь при мучительном кашле, коклюше, бронхиальной астме, одышке, туберкулезе легких, простудных заболеваниях, ревматизме, подагре, золотухе, различных экземах и других кожных заболеваниях.

Слайд 24 Установлено хорошее действие мази из эфирного масла багульника при насморке при невралгии и эпилепсии.
Ванны и примочки делают при диатезе, фурункулах, панарициях, дермомикозах, блефаритах, оспе ветрянке, укусах змей.
В народной медицине применяют багульник при рахите, головной боли, заболевании сердца, почек, желудка, поносе, бесплодии, слабости мочевого пузыря, дизентерии, малярии, гриппе, болях в костях, чесотке

Слайд 25 Для предохранения одежды от моли ее пересыпают порошком из листьев багульника. Для уничтожения клопов и блох помещение окуривают порошком из листьев, сжигая его. Отваром травы выводят жучка-древоточца

Осторожно! При заготовке, сушке и упаковке следует соблюдать осторожность, так как растение ядовито и обладает сильным запахом, вызывающим тошноту, головокружение, головную боль.

Учитель. Ребята четвертой   группы  расскажут о траве белоус. и о волчьем лыке. Находим в тексте строки об этих растениях.

Слайд 26

«Оглядев местность, Митраша увидел …, что совсем близко по той стороне поляны змеилась высокая трава белоус – неизменный спутник тропы человеческой.»
«…где  постоянно ходил человек и где от ног его по краям росла высокая трава белоус».
«…рядом с ручейком тропы,  по ту и другую сторону, аллейкой вырастала высокая сладкая трава белоус.  По  этой,  не  желтого цвета,  как всюду было теперь,  ранней весной,  а  скорее цвета  белого,  траве  можно было  далеко впереди себя понять,  где  проходит тропа человеческая».

Сообщение детей. (Приложение 6)

Слайд 27 Применение

Настой травы используют как жаропонижающее средство. : 1 ст. л. травы белоуса на 400 мл кипятка настаивают 1 час, процеживают. Принимают по 100 мл 3-4 раза в день при лихорадочных состояниях.

Слайд 28 «Среди  этой  зелени прошлого года кое-где виднелись … лиловые,мелкие и частые, и ароматные цветочки волчьего лыка.
– Они хорошо пахнут,  попробуй,  сорви цветочек волчьего лыка, – сказал Митраша.
Настя попробовала надломить прутик стебелька и никак не могла.
– А почему это лыко называется волчьим? – спросила она.
– Отец говорил, – ответил брат, – волки из него себе корзинки плетут».

Сообщение детей  (Приложение 7).

Слайд 29 Использование.

Слайд 30  Побочные действия.

Подведение итогов урока

Учитель. Сегодня мы узнали  о полезных свойствах некоторых растений, упомянутых в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».  Растения – основа жизни. Для человека они являются кислородом, лекарством, пищей. Они помогают при проблемах со здоровьем, не принося при этом вреда, как химия и таблетки.
Целебные свойства ягод и их пользу для организма переоценить невозможно! За всю историю развития человечества люди постепенно открывали все новые полезные качества даров природы, применяя их  для лечения всевозможных заболеваний. Еще в древние времена, когда не было ни таблеток, ни микстур, для лечения самых разных болезней люди использовали травы, коренья, ягоды. С развитием медицины появлялись все новые и новые лекарства, но народные способы не отодвигались на второй план, не забывались. И сейчас медицина часто обращается к лечению травами и ягодами, так как они могут принести немалую пользу при  лечении и профилактики различных заболеваний.

Домашнее задание. Собрать материал по другим растениям, которые упоминаются в этом произведении. Это  купавы,(водяные лилии), черника,  брусника, костяника, ель, сосна.