Конспект открытого мероприятия по экологическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте "В гостях у Быценон"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Формирование представления детей о том, что растения вырастают из семян.
  • Накопление и обогащение знаний  об условиях роста семян (земля, вода, свет, тепло). Расширять кругозор детей о героях нартских сказаниях.
  • Развитие исследовательской деятельности: экспериментирование, желание проводить опыты, рассуждать, делать выводы. 
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду товарищей и его результатам.

«Познание»

Задачи: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
Пути решения: ситуативные беседы, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, игры

«Коммуникация»

Задачи: совершенствовать диалогического общения, умение поддерживать беседу по данной теме, высказывать свою точку зрения
Пути решения: ситуативная беседа,  диалог с детьми на обозначенную тему, игры «Что сначала, что потом».

«Музыка»

Задача: продолжить приобщение  детей к музыкальной культуре.
Пути решения: музыкальное оформление детской деятельности.

«Физическая культура»

Задача: формирование потребности в двигательной активности  и физическом совершенствовании.
Пути решения: физминутка.

 «Социализация»

Задача: развитие у детей навыков социальных отношений, знакомство с его историей, героями нартских сказаний.
Пути решения: беседа по данной теме, презентация, игры.

Оборудование, материалы: лотки с пророщенными семенами фасоли;  семена гороха, фасоли, пшеницы, тыквы; мини-лаборатория , схема с изображением роста фасоли и кукурузы; светонепроницаемые контейнеры для проращивания семян; презентация по теме, видеоролик; листы бумаги по количеству детей, клей.

Предварительная работа: объяснить детям необходимые условия для проращивания  семян; наблюдение за появлением проростков; беседа по картинам "Весна". Труд людей ", "Сельскохозяйственные работы в полях" и т.д. Чтение произведений:  « Нартские  сказания». "Откуда хлеб пошел?"; "Вершки и корешки" русская народная сказка; "Про репку" Н. Носов; игра "Золушка" (горох, кукуруза, тыква, пшеница, овес, ячмень, фасоль).

Содержание организованной деятельности (Презентация)

1. Организационный момент (психологизация)

Воспитатель собирает вокруг себя детей на ковре и обращается к ним:

– Я рада вас видеть. Ребята, посмотрите как много сегодня в нашем зале гостей, а гости – это радость. Поприветствуйте их. А теперь подойдите ко мне и возьмитесь за руки:
– Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое.
– Я живу в родном краю, всех я вас приветствую.

2. Введение в игровую ситуацию. Постановка проблемы

(Звучит осетинская музыка.)

– Ребята, послушайте и скажите, какая музыка звучит в нашей группе?
– А где мы её можем услышать? (Можем услышать на свадьбе, кахсе, праздниках).
– Скажите,  а кто  предки осетин? (Нарты, Аланы, Сарматы, Скифы).
– Из каких сказаний мы узнаем о предках. (Из нартских сказаний).
– Чем занимались? (Земледелием  и скотоводством, выращивали пшеницу, кукурузу, тыкву, фасоль).
– А каких нартских героев вы знаете? (Шатана, Хамыц, Быценон, нарт Батраз, нарт Сослан, Сырдон).
– И вот сегодня ребята, к нам пришло письмо из прошлого от Хамыца.
– Кто такой Хамыц. И что вы о нем знаете? (Хамыц отец нарта Батраза, у него жена была лягушка).
– Давайте письмо  прочитаем.

Читает письмо Хамыца:

«Здравствуйте, ребята, пишет вам Хамыц.
Сегодня нас с Быценон  пригласили на свадьбу, но у Быценон  очень много работы и она грустит, потому, что одной ей с такой работой не справиться.  Я решил обратиться к вам за помощью, вы ведь ребята дружные, добрые и самые старшие в детском саду. Ребята, помогите, пожалуйста, Быценон попасть свадьбу. Спасибо и до свидания».

Ребята, вы готовы помочь Быценон? (Да). (проблема)
– Какой у нас девиз?
– Наш девиз: «Что не сделает один, сделаем все вместе».
А сейчас нам надо торопиться, выполнить всю работу.

3. Основная часть

Задание 1.

– Ребята разбейтесь на команду девочек и команду мальчиков. Садитесь за столы. (Дети садятся за столы, обращаю внимание на осанку). К работе вы готовы? У вас на столе тарелочки с семенами. Надо разобрать все семена по отдельности в коробочки с символами. Каждый собирает в свой латочек.
– Молодцы ребята, все справились с заданием.
– Яна, какие семена ты собирала?

 Прослушивание сообщений.

– Сегодня нам ребята подготовили сообщение о семенах пшенице и кукурузе.

Семена разобрали  мы дружно
Спасибо всем сказать вам нужно.

Задание 2. Игра"Что сначала, что потом?"

На столах перевернутые карточки с изображением последовательности роста фасоли и кукурузы, надо выложить их по порядку.

– Умницы, отлично справились с заданием.
– Какая карточка первая, что делают вначале с фасолью? (Фасоль сажают в землю.)
– Какая вторая? Что на ней нарисовано? (Появились ростки и листья.)
– Какая третья? Какая здесь фасоль? (Выросли большие листья, бутоны.)
– Последняя четвертая, какой вырастает фасоль, что у него есть? (Он зацвел, появились стручки, в которых лежат фасолинки.)

– Какая карточка первая, что делают вначале с кукурузой? (Кукурузу сажают в землю.)
– Какая вторая? Что на ней нарисовано? (Появились ростки и листья.)
– Какая третья? Какая здесь кукуруза? (Выросли большие листья, бутоны.)
– Последняя четвертая, какой вырастает кукуруза, что у него есть? (Она зацвела, появились,  
початки кукурузы.)

 

4. Физкультминутка

– Устали, нам надо спешить, время не ждет.

Дети встают и произносят слова:

Возьмем веники мы дружно
Быценон помочь нам нужно.
Подметем и тут и там,
Не забудем про чулан.
Мы подтянемся немножко,
Вытрем пыль всю у окошка,
Птиц накормим мы с ладошки,
И дадим им хлебной крошки,
Поможем мы в беде всегда,
Друзей не бросим никогда.

5. Беседа

– Ребята, какие условия необходимы для роста растений. Кто знает, какие это условия? (Это земля, вода, свет, тепло).
– Правильно, это земля, вода, свет, тепло.
– Ребята, вспомните какое исследование мы с вами проводили у нас в группе?
– Мы поместили семена растений в разные климатические условия: В группе, т.е в тепле, на улице, и в темные коробочки. И отслеживали их рост.
– Давайте посмотрим, что же с ними произошло.

Выводы детей:

Растения,  которые были на улице, не проросли все, а лишь некоторые, потому что температура воздуха была низкая.

Растения,  которые были в тепле и на свету проросли все и имеют окраску зеленого цвета.

Растения,  которые были помещены в темные коробки проросли все и очень быстро, потому что там было очень  тепло, имеют окраску желтого цвета,  потому что они находились без света.

– Совершенно верно, мы с вами вырастили рассаду, а теперь как только на улице потеплеет, мы ее посадим на нашем  участке.

6. Учебно-универсальные действия

– Ребята, теперь нам надо отправить семена которые мы разобрали Быценон, для этого я вам предлагаю сделать корзинки из бумаги по образцу. (оригами)

7. Итог

– Что нового вы узнали на занятии?
– У кого какие трудности возникли?
– К кому обратились за помощью?

– Молодцы мои хорошие, вы все справились с заданиями и помогли Быценон.