Цель мероприятия:
- Обобщить знания о творчестве Н.Н.Носова.
- Развивать внимание, память и творческие способности.
- Развивать интерес к литературному чтению.
Оборудование: портрет писателя, воздушные шары, карточки с заданиями.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент
Дети входят в класс под спокойную музыку. На входе выбирают жетоны с различными цветами, рассаживаются в соответствии с выбранным цветом (выбор команды).
II. Основная часть
Учитель: Сегодня у нас праздник. И не просто праздник, а викторина, посвящённая замечательному детскому писателю Н.Н.Носову.
На доске вывешивается портрет писателя. Дети читают биографию писателя.
Ученик 1: Николай Николаевич Носов(1908-1976)
— Русский советский детский писатель прозаик,
драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской
премии третьей степени (1952). Наиболее известен
как детский писатель, автор произведений о
Незнайке.
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908
года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который
в зависимости от обстоятельств работал и
железнодорожником. Детство его прошло в
небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где
мальчик и начал учиться в гимназии.
Ученик 2: Николай был вторым сыном в семье. Кроме него, в семье был старший брат Пётр, и младшие брат и сестра, Мать Николая была домохозяйкой, а отец – эстрадным артистом. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актером. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки и Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлось на тяжелейший период в российской истории: Первую мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, и отсутствие тепла и электричества холодной зимой, и болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».
Ученик 3: Носов с гимназических лет
увлекался музыкой, театром, шахматами,
фотографией, электротехникой и даже
радиолюбительством. Чтобы прокормить семью,
потерявшую стабильный заработок из-за революции,
Николай с 14 лет был вынужден работать: был
газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п.
После 1917 года гимназия была реорганизована в
школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал
чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом
на частном кирпичном заводе в городе Буча.
В годы Великой Отечественной войны Носов
занимается режиссурой учебных
военно-технических фильмов для Красной Армии. За
эту деятельность он награжден в 1943 году орденом
Красной Звезды.
Ученик 4: С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др., Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», 1945.. Через год издательство "Детгиз" выпустило следующий сборник рассказов Носова – "Ступеньки".
Ученик 5: Наиболее известны и любимы
читателями сказочные произведения Николая
Носова о Незнайке. Первое из них — сказка
«Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана
знаменитая трилогия, «Приключения Незнайки и его
друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958)
и «Незнайка на Луне»
Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года.
Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
В 1997-1999 годах студией FAF Entertainment был создан
мультфильм «Незнайка на Луне» по одноимённой
книге Н. Н. Носова.
В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н. Н. Носова
Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.
III. Конкурсная программа
— Всю неделю мы с вами знакомились с произведениями писателя и теперь в ходе викторины мы с вами вспомним его творчество. Первое, что нам следует сделать, это придумать название команды, но одно условие, чтобы в названии прозвучали произведения автора – Фантазёры, Затейники, Огородники.
1. Начинаем первый конкурс «Конкурс рисунков».
Каждой команде предлагается нарисовать рисунок по произведениям Н.Н.Носова, а другие команды должны отгадать это произведение. Побеждает та команда, которая быстро и правильно назовет произведение.
2. «Конкурс пантомим»
Каждая команда должна показать отрывок из произведения Носова без слов, остальные команды отгадывают произведение. Побеждает та команда, которая быстро и правильно назовет произведение.
3. «Отгадай произведение»
Учитель читает отрывки из произведения, а дети
отгадывают произведение.
«…Взял у него кастрюлю, вытряхнул из нее
половину крупы…» (Мишкина каша)
«…Ну, говорит Мишка, – попробуем разговаривать.
Беги наверх и слушай» (Телефон)
«…Концерт это хорошо, сказал Федя. Веселей будет
делать уроки» (Федина задача)
«…А мне сто сорок. Знаешь, – говорит Мишутка, –
раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а
потом сделался маленьким…» (Фантазеры)
«…Они вернулись на кухню, набрали из корзины
картошки и стали швырять её в шляпу…» (Живая
шляпа)
4. — А теперь немножко подвигаемся и следующий конкурс «Кто быстрее и правильнее».
У доски вывешено 25 (двадцать пять) шаров. К каждому шарику привязано названиепроизведения. По очереди каждый участник команды подбегает к шарам и выбирает только тот шарик, на котором написано название произведения Н.Н.Носова.(например, если на шарике написано «Курочка Ряба» его брать не надо). Побеждает та команда, которая быстро и правильно выберет произведения Носова.
5. Конкурс «Собери слова». Каждой команде выдаются карточки с буквами и предлагается собрать название произведения Н.Н.Носова.(ответ: Живая шляпа). Далее по результатам конкурса вспоминаем содержание произведения и читаем его по ролям.
6. Конкурс перевоплощения. Каждой команде предлагается выбрать карточку с героями произведений Незнайки: Знайка, Пилюлькин, Пончик. Изобразить своего персонажа, можно использовать слова из произведения (разрешается пользовать книжкой Носова «Приключения Незнайки». Выигрывает та команда, которая точнее покажет своего героя.
IV. Подведение итогов
Подсчет результатов конкурсов. Вручение медалей с изображением Незнайки с одной стороны и занятым местом с другой.