Урок математики по теме "Уравнение". 1-й класс
Предметные цели:
- Помочь детям усвоить понятия «уравнение», «решение уравнения».
- Сформировать умение решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым, оформлять решение уравнения.
- Закрепить вычислительные навыки в пределах 10.
Метапредметные цели:
Личностные
- Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.
- Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Познавательные
- Составлять, понимать, объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретным заданием.
- Читать и анализировать тексты простых и составных задач с опорой на схему.
Коммуникативные
- Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.
- Ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания.
Регулятивные
- Выполнять работу в паре.
- Оценивать результаты индивидуальной работы.
Оборудование: презентация к уроку (Приложение 2), маршрутный лист (Приложение 1), конверты для задания самостоятельной работы, карточка с уравнениями, удостоверение юного Шерлока Холмса.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Приложение 2. Слайд
1. Каждый школьный урок – это открытие чего-то нового, он
дарит нам знания. Но они не всегда легко открываются. На пути к ним
часто встречаются препятствия, приходится решать сложные задачи,
находить неизвестное. А лучше и быстрее всех находит неизвестное –
Шерлок Холмс. Именно он поможет нам пройти путь от незнания к
знанию.
Слайд 2. Вы знаете, кто он такой? Давайте с ним
познакомимся. Шерлок Холмс – знаменитый английский сыщик. А чем
занимается сыщик? (Расследует преступления, находит
неизвестное).
Слайд 3. И сегодня мы проведем с вами необычный
урок – урок математического расследования. Главным на уроке будет –
найти неизвестное.
Сыщику просто необходимы: лупа, фонарик, часы и книга.
Нашими рабочими инструментами будут: ручка, карандаш и маршрутный
лист (Приложение
1).
Слайд 4.
1. Пришло время сделать первый шаг к знанию. Но
шаги будут необычными – математическими. Чтобы сделать шаг, нужно
решить пример.
8 – 5 = 3 4 + 3 = 7
5 + 4 = 9 8 – 0 = 8
7 – 5 = 2 6 – 5 = 1
Вы сделали несколько шагов, но очень уверенно, вы умеете делать
то, что необходимо любому первокласснику и сыщику – решать
примеры.
Не будем останавливаться, смело шагаем вперед.
Слайд 5.
2. Шерлок Холмс получил письмо, а в нем – записка. Но, к сожалению, почтальон попал под дождь, письмо промокло, и некоторые буквы не видны. Поможем Шерлок Холмсу найти неизвестные буквы?
| Р | Н | И |
Составим задачу.
– Сколько букв в этом слове?
– Сколько букв известно?
– Надо найти, сколько букв неизвестно.
Получилась задача: В слове 9 букв. Шерлок Холмс прочитал 3
буквы. Сколько букв ему осталось прочитать?
Слайд 6.
Заполним схему. Что мы знаем? Что неизвестно? Как найти неизвестную часть? Запишите решение и ответ на маршрутном листе.

– Сколько букв осталось разгадать Шерлоку Холмсу?
Давайте вспомним, знание какого правила помогло решить задачу?
Слайд 7. Молодцы! Шерлок Холмс разгадал эти буквы.
(Открыть буквы).
II. Открытие нового знания и формулирование темы урока
– Прочитайте слово. (Уравнение)
– Что вы знаете об уравнении?
– В уравнении всегда есть неизвестное, задача каждого сыщика найти
это неизвестное, а значит решить уравнение. Поэтому каждый из вас –
Шерлок Холмс.
Слайд 8. Чтобы сделать следующий шаг, давайте отдохнем.
Мы пойдем за Шерлок Холмсом,
Согреваемые солнцем.
Трудности перешагнем,
Ключик к знанию найдем.
Мы друг другу улыбнемся,
К уравнению венемся.
III. Первичное закрепление
Слайд 9. Готовясь к новому заданию, Шерлок
Холмс решил собрать свой саквояж.
А вы знаете, что такое саквояж? Это дорожная сумка с замком.
Давайте вспомним предметы, которые необходимы сыщику.
Слайд 10. Опять у нас есть неизвестное. Значит, эта запись – уравнение.

– Вспомните про целое и части. Что неизвестно в уравнении –
целое или часть? А как найти неизвестную часть?
– Что забыл положить Шерлок Холмс?
– Мы вернули Шерлоку Холмсу очень важный предмет.
– Как мы нашли неизвестное?
– А теперь запишем это уравнение с помощью цифр.
– Сколько предметов должен взять Шерлок Холмс?
– Сколько он взял?
– Получилось уравнение:
4 – Х = 3 Покажем целое и части. Что неизвестно? Как найти
часть?
Х = 4 – 3
Х = 1
– Это уравнение мы решили вместе. Шерлок Холмс уверен, что вы справитесь и сами, поэтому он приготовил задания заранее.
IV. Самостоятельная работа
– Возьмите в конверте №1 – задание. Что написано на ладошке? (на
ладошке записаны уравнения) Постарайтесь решить его сами, но, если
кому-то нужна помощь, я готова помочь.
– Кто решил уравнение, поднимите ладошку вверх.
Слайд 11. Шерлок Холмс тоже решил это уравнение.
Посмотрите, у кого также?
– Поднимите руки, кто справился с уравнением.
– Как найти неизвестную часть? Это знание поможет решать любые
уравнения. В уравнении всегда есть неизвестное, задача каждого
сыщика найти это неизвестное, а значит, решить уравнение. Поэтому
каждый из вас – Шерлок Холмс.
V. Итог урока
Слайд 12. Мы успешно прошли путь от незнания к знанию. А как же обретаются знания? Мы пользовались предметами Шерлока Холмса. Они необыкновенные: лупой можно увидеть невидимое на первый взгляд, часы учат дорожить временем, книга помогает узнать новое, фонарь – это свет открытий. Открытие помогает подняться на новую ступень знаний. Поэтому я дарю вам эти предметы. Но Шерлок Холмс тоже приготовил вам сюрприз.
Слайд 13. Каждый из вас по праву может считаться юным Шерлок Холмсом. От имени Шерлока Холмса я вручаю вам удостоверение юного Шерлока Холмса.