Предметные цели:
- Помочь детям усвоить понятия «уравнение», «решение уравнения».
- Сформировать умение решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым, оформлять решение уравнения.
- Закрепить вычислительные навыки в пределах 10.
Метапредметные цели:
Личностные
- Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.
- Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Познавательные
- Составлять, понимать, объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретным заданием.
- Читать и анализировать тексты простых и составных задач с опорой на схему.
Коммуникативные
- Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.
- Ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания.
Регулятивные
- Выполнять работу в паре.
- Оценивать результаты индивидуальной работы.
Оборудование: презентация к уроку (Приложение 2), маршрутный лист (Приложение 1), конверты для задания самостоятельной работы, карточка с уравнениями, удостоверение юного Шерлока Холмса.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Приложение 2. Слайд 1. Каждый
школьный урок – это открытие чего-то нового, он
дарит нам знания. Но они не всегда легко
открываются. На пути к ним часто встречаются
препятствия, приходится решать сложные задачи,
находить неизвестное. А лучше и быстрее всех
находит неизвестное – Шерлок Холмс. Именно он
поможет нам пройти путь от незнания к знанию.
Слайд 2. Вы знаете, кто он такой? Давайте
с ним познакомимся. Шерлок Холмс – знаменитый
английский сыщик. А чем занимается сыщик?
(Расследует преступления, находит неизвестное).
Слайд 3. И сегодня мы проведем с вами
необычный урок – урок математического
расследования. Главным на уроке будет – найти
неизвестное.
Сыщику просто необходимы: лупа, фонарик, часы и
книга.
Нашими рабочими инструментами будут: ручка,
карандаш и маршрутный лист (Приложение
1).
Слайд 4.
1. Пришло время сделать первый шаг к
знанию. Но шаги будут необычными –
математическими. Чтобы сделать шаг, нужно решить
пример.
8 – 5 = 3 4 + 3 = 7
5 + 4 = 9 8 – 0 = 8
7 – 5 = 2 6 – 5 = 1
Вы сделали несколько шагов, но очень уверенно,
вы умеете делать то, что необходимо любому
первокласснику и сыщику – решать примеры.
Не будем останавливаться, смело шагаем вперед.
Слайд 5.
2. Шерлок Холмс получил письмо, а в нем – записка. Но, к сожалению, почтальон попал под дождь, письмо промокло, и некоторые буквы не видны. Поможем Шерлок Холмсу найти неизвестные буквы?
Р | Н | И |
Составим задачу.
– Сколько букв в этом слове?
– Сколько букв известно?
– Надо найти, сколько букв неизвестно.
Получилась задача: В слове 9 букв. Шерлок
Холмс прочитал 3 буквы. Сколько букв ему осталось
прочитать?
Слайд 6.
Заполним схему. Что мы знаем? Что неизвестно? Как найти неизвестную часть? Запишите решение и ответ на маршрутном листе.
– Сколько букв осталось разгадать Шерлоку
Холмсу?
Давайте вспомним, знание какого правила помогло
решить задачу?
Слайд 7. Молодцы! Шерлок Холмс разгадал
эти буквы. (Открыть буквы).
II. Открытие нового знания и формулирование темы урока
– Прочитайте слово. (Уравнение)
– Что вы знаете об уравнении?
– В уравнении всегда есть неизвестное, задача
каждого сыщика найти это неизвестное, а значит
решить уравнение. Поэтому каждый из вас – Шерлок
Холмс.
Слайд 8. Чтобы сделать следующий шаг, давайте отдохнем.
Мы пойдем за Шерлок Холмсом,
Согреваемые солнцем.
Трудности перешагнем,
Ключик к знанию найдем.
Мы друг другу улыбнемся,
К уравнению венемся.
III. Первичное закрепление
Слайд 9. Готовясь к новому заданию,
Шерлок Холмс решил собрать свой саквояж.
А вы знаете, что такое саквояж? Это дорожная сумка
с замком.
Давайте вспомним предметы, которые необходимы
сыщику.
Слайд 10. Опять у нас есть неизвестное. Значит, эта запись – уравнение.
– Вспомните про целое и части. Что неизвестно в
уравнении – целое или часть? А как найти
неизвестную часть?
– Что забыл положить Шерлок Холмс?
– Мы вернули Шерлоку Холмсу очень важный
предмет.
– Как мы нашли неизвестное?
– А теперь запишем это уравнение с помощью цифр.
– Сколько предметов должен взять Шерлок Холмс?
– Сколько он взял?
– Получилось уравнение:
4 – Х = 3 Покажем целое и части. Что неизвестно?
Как найти часть?
Х = 4 – 3
Х = 1
– Это уравнение мы решили вместе. Шерлок Холмс уверен, что вы справитесь и сами, поэтому он приготовил задания заранее.
IV. Самостоятельная работа
– Возьмите в конверте №1 – задание. Что
написано на ладошке? (на ладошке записаны
уравнения) Постарайтесь решить его сами, но, если
кому-то нужна помощь, я готова помочь.
– Кто решил уравнение, поднимите ладошку вверх.
Слайд 11. Шерлок Холмс тоже решил это
уравнение. Посмотрите, у кого также?
– Поднимите руки, кто справился с уравнением.
– Как найти неизвестную часть? Это знание
поможет решать любые уравнения. В уравнении
всегда есть неизвестное, задача каждого сыщика
найти это неизвестное, а значит, решить
уравнение. Поэтому каждый из вас – Шерлок Холмс.
V. Итог урока
Слайд 12. Мы успешно прошли путь от незнания к знанию. А как же обретаются знания? Мы пользовались предметами Шерлока Холмса. Они необыкновенные: лупой можно увидеть невидимое на первый взгляд, часы учат дорожить временем, книга помогает узнать новое, фонарь – это свет открытий. Открытие помогает подняться на новую ступень знаний. Поэтому я дарю вам эти предметы. Но Шерлок Холмс тоже приготовил вам сюрприз.
Слайд 13. Каждый из вас по праву может считаться юным Шерлок Холмсом. От имени Шерлока Холмса я вручаю вам удостоверение юного Шерлока Холмса.