Урок математики по теме "Уравнение". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Предметные цели:

  • Помочь детям усвоить понятия «уравнение», «решение уравнения».
  • Сформировать умение решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым, оформлять решение уравнения.
  • Закрепить вычислительные навыки в пределах 10.

Метапредметные цели:

Личностные

  • Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.
  • Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Познавательные

  • Составлять, понимать, объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретным заданием.
  • Читать и анализировать тексты простых и составных задач с опорой на схему.

Коммуникативные

  • Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.
  • Ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания.

Регулятивные

  • Выполнять работу в паре.
  • Оценивать результаты индивидуальной работы.

Оборудование: презентация к уроку (Приложение 2), маршрутный лист (Приложение 1), конверты для задания самостоятельной работы, карточка с уравнениями, удостоверение юного Шерлока Холмса.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Приложение 2. Слайд 1. Каждый школьный урок – это открытие чего-то нового, он дарит нам знания. Но они не всегда легко открываются. На пути к ним часто встречаются препятствия, приходится решать сложные задачи, находить неизвестное. А лучше и быстрее всех находит неизвестное – Шерлок Холмс. Именно он поможет нам пройти путь от незнания к знанию.
Слайд 2. Вы знаете, кто он такой? Давайте с ним познакомимся. Шерлок Холмс – знаменитый английский сыщик. А чем занимается сыщик? (Расследует преступления, находит неизвестное).
Слайд 3. И сегодня мы проведем с вами необычный урок – урок математического расследования. Главным на уроке будет – найти неизвестное.
Сыщику просто необходимы: лупа, фонарик, часы и книга.
Нашими рабочими инструментами будут: ручка, карандаш и маршрутный лист (Приложение 1).
Слайд 4.
1. Пришло время сделать первый шаг к знанию. Но шаги будут необычными – математическими. Чтобы сделать шаг, нужно решить пример.

8 – 5 = 3            4 + 3 = 7
5 + 4 = 9            8 – 0 = 8
7 – 5 = 2            6 – 5 = 1

Вы сделали несколько шагов, но очень уверенно, вы умеете делать то, что необходимо любому первокласснику и сыщику – решать примеры.
Не будем останавливаться, смело шагаем вперед.
Слайд 5.

2. Шерлок Холмс получил письмо, а в нем – записка. Но, к сожалению, почтальон попал под дождь, письмо промокло, и некоторые буквы не видны. Поможем Шерлок Холмсу найти неизвестные буквы?

    Р         Н         И    

 Составим задачу.
– Сколько букв в этом слове?
– Сколько букв известно?
– Надо найти, сколько букв неизвестно.
Получилась задача: В слове 9 букв. Шерлок Холмс прочитал 3 буквы. Сколько букв ему осталось прочитать?

Слайд 6.

Заполним схему. Что мы знаем? Что неизвестно? Как найти неизвестную часть? Запишите решение и ответ на маршрутном листе.

– Сколько букв осталось разгадать Шерлоку Холмсу?
Давайте вспомним, знание какого правила помогло решить задачу?
Слайд 7. Молодцы! Шерлок Холмс разгадал эти буквы. (Открыть буквы).

II. Открытие нового знания и формулирование темы урока

– Прочитайте слово. (Уравнение)
– Что вы знаете об уравнении?
– В уравнении всегда есть неизвестное, задача каждого сыщика найти это неизвестное, а значит решить уравнение. Поэтому каждый из вас – Шерлок Холмс.

Слайд 8. Чтобы сделать следующий шаг, давайте отдохнем.

Мы пойдем за Шерлок Холмсом,
Согреваемые солнцем.
Трудности перешагнем,
Ключик к знанию найдем.
Мы друг другу улыбнемся,
К уравнению венемся.

III. Первичное закрепление

Слайд 9. Готовясь к новому заданию, Шерлок Холмс решил собрать свой саквояж.
А вы знаете, что такое саквояж? Это дорожная сумка с замком.
Давайте вспомним предметы, которые необходимы сыщику.

Слайд 10. Опять у нас есть неизвестное. Значит, эта запись – уравнение.

– Вспомните про целое и части. Что неизвестно в уравнении – целое или часть? А как найти неизвестную часть?
– Что забыл положить Шерлок Холмс?
– Мы вернули Шерлоку Холмсу очень важный предмет.
– Как мы нашли неизвестное?
– А теперь запишем это уравнение с помощью цифр.
– Сколько предметов должен взять Шерлок Холмс?
– Сколько он взял?
– Получилось уравнение:

4 – Х = 3 Покажем целое и части. Что неизвестно? Как найти часть?
Х = 4 – 3
Х = 1

– Это уравнение мы решили вместе. Шерлок Холмс уверен, что вы справитесь и сами, поэтому он приготовил задания заранее.

IV. Самостоятельная работа

– Возьмите в конверте №1 – задание. Что написано на ладошке? (на ладошке записаны уравнения) Постарайтесь решить его сами, но, если кому-то нужна помощь, я готова помочь.
– Кто решил уравнение, поднимите ладошку вверх.
Слайд 11. Шерлок Холмс тоже решил это уравнение. Посмотрите, у кого также?
– Поднимите руки, кто справился с уравнением.
– Как найти неизвестную часть? Это знание поможет решать любые уравнения. В уравнении всегда есть неизвестное, задача каждого сыщика найти это неизвестное, а значит, решить уравнение. Поэтому каждый из вас – Шерлок Холмс.

V. Итог урока

Слайд 12. Мы успешно прошли путь от незнания к знанию. А как же обретаются знания? Мы пользовались предметами Шерлока Холмса. Они необыкновенные: лупой можно увидеть невидимое на первый взгляд, часы учат дорожить временем, книга помогает узнать новое, фонарь – это свет открытий. Открытие помогает подняться на новую ступень знаний. Поэтому я дарю вам эти предметы. Но Шерлок Холмс тоже приготовил вам сюрприз.

Слайд 13. Каждый из вас по праву может считаться юным Шерлок Холмсом. От имени Шерлока Холмса я вручаю вам удостоверение юного Шерлока Холмса.