Программа вокальной студии "Лира"
Пояснительная записка
Актуальность программы вокальной студии «ЛИРА» (личностно-ориентированное развитие) связана с тем, что на уроках музыки в начальных классах нет возможности развить в полном объёме вокальные способности учащихся, удовлетворить потребность детей в пении, более углублённо изучать теоретическую основу музыки. Расширение концертно-исполнительской деятельности, участие во внеклассных и общешкольных мероприятиях даст возможность учащимся показать свои артистические способности, поможет стать более уверенными в себе и проявить свои личностные качества.
Каждому человеку от природы дан прекрасный музыкальный инструмент – голос, но не каждый умеет пользоваться этим инструментом. Часто дети стесняются своего певческого голоса, не уверены в своих музыкальных способностях. Поэтому надо как можно раньше пробудить желание петь – находить самовыражение в гармонии звуков, творить звуками и получать удовольствие от творчества, от своего голоса.
Данная программа представлена согласно федеральному государственному образовательному стандарту и нацелена на формирование практических умений и навыков в области сольного и ансамблевого пения.
Цель данной программы – воспитание гармонично развитой личности, формирование музыкальной культуры как части духовной культуры учащихся.
Реализовать поставленную цель поможет решение следующих задач:
- развитие музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокального жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- усвоение знаний о музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, об интонационно-образной природе музыки, о выразительных средствах и особенностях музыкального языка, её воздействия на эмоциональное состояние человека.
- овладение практическими умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, к вокальному искусству; музыкального вкуса учащихся; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы рассчитана на три года. Занятия
студии проводятся два раза в неделю по 2 часа (120 часов в год)
Весь учебный материал рассчитан на последовательное развитие
творческих способностей и певческих навыков
учащихся.
Содержание программы 1 года обучения
- Вокально-хоровая работа: певческая установка, певческое дыхание, артикуляционная гимнастика, вокальная позиция, вокальные упражнения, диапазон, регистры, метр и ритм.
- Теоретико-аналитическая работа: прослушивание вокальных произведений, раскрытие содержания музыки и текста, особенностей выразительных средств исполнителя.
- Концертно-исполнительская деятельность: участие в конкурсах, фестивалях, концертах согласно плану текущего года.
Учебно-тематический план (1 год обучения, 7-8 лет)
|
№ п/п |
Тема занятий |
Общее |
Из них |
|
|
теория
Теория |
практика |
|||
| 1. | Вводное занятие |
4 |
2 |
2 |
| Вокально-хоровая работа |
42 |
|
|
|
| 2. | Певческая установка |
8 |
4 |
4 |
| 3. | Дыхание |
8 |
|
8 |
| 4. | Артикуляционная гимнастика |
12 |
4 |
8 |
| 5. | Вокальная позиция. Распевание. |
16 |
4 |
12 |
| 6. | Диапазон. Регистры. |
8 |
4 |
4 |
| Музыкально-теоретическая подготовка |
24 |
|
|
|
| 7. | Основы музыкальной грамоты |
8 |
4 |
4 |
| 8. | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти |
8 |
4 |
4 |
| 9. | Развитие чувства ритма |
8 |
14 |
4 |
| Теоретико-аналитическая работа |
40 |
|
|
|
| 10. | Беседа о гигиене певческого голоса |
16 |
8 |
8 |
| 11. | Подбор и прослушивание предполагаемых репертуарных произведений |
8 |
|
8 |
| 12. | Работа с репертуаром |
24 |
|
24 |
| Концертно-исполнительская деятельность |
10 |
|
|
|
| 13. | Праздники, выступления |
10 |
|
10 |
Содержание программы 2 года обучения
- Вокально-хоровая работа: певческая установка, певческое дыхание, артикуляционная гимнастика, вокальная позиция, диапазон, вокальные упражнения, регистры.
- Музыкально-теоретическая подготовка: нотная запись в пределах октавы в скрипичном ключе, нотная запись в басовом ключе, тоника, мажор и минор, тональность, основные трезвучия лада, метр и ритм.
- Теоретико-аналитическая работа: прослушивание вокальных произведений, раскрытие содержания музыки и текста, особенностей выразительных средств исполнителя.
- Концертно-исполнительская деятельность: участие в конкурсах, фестивалях, концертах согласно плану текущего года.
Учебно-тематический план (2 год обучения, 8-9 лет)
|
№ п/п |
Тема занятий |
Общее количество часов |
Из них |
|
|
теория |
практика |
|||
|
1. |
Вводное занятие |
4 |
2 |
2 |
| Вокально-хоровая работа |
42 |
|||
|
2. |
Певческая установка |
8 |
4 |
4 |
|
3. |
Дыхание |
8 |
8 |
|
|
4. |
Артикуляционная гимнастика |
12 |
4 |
8 |
|
5. |
Вокальная позиция. Распевание. |
16 |
4 |
12 |
|
6. |
Диапазон. Регистры. |
8 |
4 |
4 |
| Музыкально-теоретическая подготовка |
24 |
|||
|
7. |
Основы музыкальной грамоты |
8 |
4 |
4 |
|
8. |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти |
8 |
4 |
4 |
|
9. |
Развитие чувства ритма |
8 |
14 |
4 |
| Теоретико-аналитическая работа |
40 |
|||
|
10. |
Беседа о гигиене певческого голоса |
16 |
8 |
8 |
|
11. |
Подбор и прослушивание предполагаемых репертуарных произведений |
8 |
8 |
|
|
12. |
Работа с репертуаром |
24 |
24 |
|
| Концертно-исполнительская деятельность |
10 |
|||
|
13. |
Праздники, выступления |
10 |
10 |
|
Содержание программы 3 года обучения
1. Вокально-хоровая
работа: певческая
установка, певческое дыхание, артикуляционная
гимнастика, вокальная позиция, вокальные упражнения диапазон,
регистры, элементы двухголосного пения.
2. Музыкально-теоретическая подготовка: нотная запись в
пределах октавы в скрипичном ключе, интервалы, тоника, мажор и
минор, тональность, основные трезвучия
лада, высокие и низкие звуки, метр и
ритм.
3. Теоретико-аналитическая работа: прослушивание
вокальных произведений, раскрытие содержания музыки и текста,
особенностей выразительных средств исполнителя.
4. Концертно-исполнительская
деятельность: участие в конкурсах, фестивалях,
концертах согласно плану текущего года.
Учебно-тематический план (3 год обучения, 10 — 11 лет)
|
№ п/п |
Тема занятий |
Общее |
Из них |
|
|
теория |
практика |
|||
| 1. | Вводное занятие |
4 |
2 |
2 |
| Вокально-хоровая работа |
42 |
|||
| 2. | Певческая установка |
8 |
4 |
4 |
| 3. | Дыхание |
8 |
8 |
|
| 4. | Артикуляционная гимнастика |
12 |
4 |
8 |
| 5. | Вокальная позиция. Распевание. |
16 |
4 |
12 |
| 6. | Диапазон. Регистры. |
8 |
4 |
4 |
| Музыкально-теоретическая подготовка |
24 |
|||
| 7. | Основы музыкальной грамоты |
8 |
4 |
4 |
| 8. | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти |
8 |
4 |
4 |
| 9. | Развитие чувства ритма |
8 |
14 |
4 |
| Теоретико-аналитическая работа |
40 |
|||
| 10. | Беседа о гигиене певческого голоса |
16 |
8 |
8 |
| 11. | Подбор и прослушивание предполагаемых репертуарных произведений |
8 |
8 |
|
| 12. | Работа с репертуаром |
24 |
24 |
|
| Концертно-исполнительская деятельность |
10 |
|||
| 13. | Праздники, выступления |
10 |
10 |
|
Планируемые результаты освоения программы вокальной студии «ЛИРА»
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, конкурсах и фестивалях вне школы и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокальной студии являются:
– овладение практическими умениями и навыками вокального
творчества;
– овладение основами музыкальной культуры на материале советских и
современных композиторов.
Метапредметными результатами являются:
– овладение способами решения поискового и творческого
характера;
– культурно-познавательная, коммуникативная и
социально-эстетическая компетентности;
– приобретение опыта в вокально-творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
– формирование эстетических потребностей, ценностей;
– развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
– развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном
виде искусства;
– бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и
искусству родного края, нации, этнической общности.
Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных
умений и навыков 2 раза в год проводятся контрольные занятия
(занятия – концерты).
Отслеживание уровня сформированности вокально-слуховых
представлений детей проводится с помощью диагностики.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с
помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные
выступления.
Используемая литература:
1. Мир вокального искусства, автор-составитель Г.А.
Суязова, Волгоград , издательство «Учитель» 2009 год.
2. Т.Н.Образцова. Музыкальные игры для детей, Москва,
«Этрол-Лада», 2005 год.
3. http://www.vocalvoice.narod.ru В.В.
Емельянов. Фонопедический метод развития голоса.