С гимнастикой дружи, всегда веселым
будь,
И проживешь сто лет, а может быть, и боле.
Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь.
Природою лечись в саду и в чистом поле.
Авиценна
Спросите любого родителя: что он считает
главным для своего ребёнка? Ответы могут
отличаться, но большинство будет – здоровье.
Главное, в чём мы должны помочь детям – это
воспитать у них потребность быть здоровыми
Известно, что дошкольный возраст относится к так
называемым критическим периодам в жизни ребенка.
Задача укрепления здоровья детей является
необходимым условием их всестороннего развития
и обеспечения нормальной жизнедеятельности
растущего организма. Для того, чтобы сохранить и
улучшить здоровье ребенка в один из самых
ответственных периодов его жизни, необходима
огромная, каждодневная работа в семье и
дошкольном образовательном учреждении (далее –
ДОУ).
Актуальность проблемы сохранения и укрепления
здоровья дошкольников обусловлена
необходимостью создания эффективной
здоровьесберегающей педагогической системы,
которая позволит своевременно преодолеть
нарушения в состоянии здоровья и развитии
ребенка.
Планируя оздоровительную работу в ДОУ,
воспитатели и медицинский персонал ставят перед
собой задачи:
- сохранить и укрепить здоровье детей путем создания условий для реализации потребностей в двигательной активности в повседневной жизни детей;
- сформировать у родителей, педагогов, воспитанников чувство ответственности в деле сохранения собственного здоровья;
- осуществлять комплексную систему физического воспитания детей.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически.
Цель педагогики оздоровления: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни и достижение осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения данной цели в ДОУ применяются следующие группы средств:
- Средства двигательной направленности: физические упражнения, физкультминутки и паузы, эмоциональные разрядки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, подвижные и спортивные игры.
- Массажные дорожки.
- Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии.
- Оздоровительные силы природы: регулярные прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, витаминотерапия, закаливание.
- Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма: личная гигиена, проветривание, влажная уборка, режим питания, сон, правильное мытьё рук, обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни, обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т.д., ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
- Создание в группе фитомодулей из комнатных растений (фикус, герань, хлорофитум и др.), которые являются не только украшением интерьера, но и помощниками в оздоровлении детей.
- Вместе с родителями в группе можно создать “Уголок
здоровья”, где находятся:
- корзины с разнообразным спортивным инвентарём;
- различные массажёры;
- орехи, кора, бусы.
- схемы для точечного массажа и т.д.
Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции.
Большую роль в оздоровлении дошкольников играют и занятия физической культурой. Далее представлен конспект занятия оздоровительной направленности для детей 5-6 лет.
Физкультурное занятие в группе для детей 5-6 лет
Программное содержание:
- Упражнять детей в:
- ходьбе в колонне по одному; на носочках, на пяточках; с поворотом в другую сторону по сигналу воспитателя; между предметами.
- беге «змейкой», врассыпную;
- прыжках на двух ногах с продвижением вперед и стойке на одной ноге (выполнение упражнения на внимание: «Цапля», «Зайчик».
- Закреплять умение в ползании по наклонной доске и прыжках через предметы с продвижением вперед на 2-х ногах.
- Развивать ловкость, быстроту, координацию, синхронность при выполнении упражнений, внимание.
- Воспитывать у детей интерес к занятию физкультурой.
Атрибуты:
- Обручи
- Кегли
- Гимнастическая скамейка
- Наклонная доска
- Набивные мячи
I часть: вводная
– Ходьба в колонне по одному в
обход по залу.
– Ходьба в колонне по одному в обход
по залу на носочках
– Ходьба в колонне по одному в обход по залу на
пяточках
– Ходьба в колонне по одному через середину зала
между предметами
– Ходьба в обратном направлении по команде
воспитателя «Кругом!»
– Бег в колонне по одному
– Бег «змейкой» в колонне по одному
– Бег врассыпную
– Перестроение в колонну по одному
– Ходьба в колонне по одному: упражнения на
внимание «Цапля», «Зайчик» по команде
воспитателя
– Перестроение в одну колонну
– Перестроение в одну шеренгу (поворот налево по
команде воспитателя)
– Перестроение в одну колонну (поворот направо
по команде воспитателя)
– перестроение в три колонны
II часть: общеразвивающие упражнения (с обручами)
1. И.п. – ноги на ширине плеч, обруч
внизу, держим двумя руками
На счет раз – обруч вперед, на счет два – обруч
вверх, на счет
три – обруч вперед, на счет четыре – и.п.
2. И.п. – ноги слегка расставлены, обруч внизу, держим двумя руками
1 – обруч вверх, правую ногу отвести назад, упор
на носок,
2 – И.п.
3 – обруч вверх, левую ногу отвести назад, упор на
носок,
4 – И.п.
3. И.п. – ноги на ширине плеч, обруч перед собой на вытянутых руках
Повороты туловища
1 – поворот туловища вправо,
обруч вправо, руки прямые
2 – вернуться в исходное положение
3 – поворот туловища влево, обруч
влево, руки прямые
4 – вернуться в исходное положение
4. И.п. – ноги на ширине плеч, обруч внизу, держим двумя руками
Наклоны
1 – поднять обруч над головой
2 – наклониться к правой ноге
3 – выпрямиться, подняв обруч над
головой
4 – И.п.
То же к левой ноге
5. И.п. – пятки вместе, носки врозь, обруч внизу, держим двумя руками
Приседания
1 – присесть, обруч вытянуть вперед
2 – И.п.
3,4 – повторяются те же движения.
6. И.п. – лежа на спине, обруч перед собой на вытянутых руках
1 – правую ногу поднять к обручу,
ноги прямые
2 – вернуться в и.п.
3 – левую ногу поднять к обручу,
ноги прямые
4 – вернуться в и.п.
7. И.п. – пятки вместе, носки врозь,
обруч положить перед собой на пол, руки на поясе.
Прыжки вокруг обруча в одну и другую стороны.
8. И.п. – пятки вместе, носки врозь, обруч внизу, держим двумя руками
Упражнение на дыхание
Медленно поднять обруч над головой, встать на носки, сделать вдох, обруч опустить, выдох.
– Перестроение в одну колонну, обручи положить на место.
Садимся на стульчики.
III часть: Основные виды движений
Проводятся поточным методом
– Упражнение на обучение новому виду движения:
- Ходьба по гимнастической скамейке с поворотом в центре на 360о (вперед и назад)
– Упражнения на закрепление уже знакомых движений:
- Ползание на четвереньках по наклонной доске вперед, назад.
- Прыжки на 2-х ногах через препятствие с продвижением вперед.
IV часть: Подвижные игры
П/и «Третий лишний»
Игра малой подвижности: «Море волнуется раз»
V часть: Итоговая
Построение в одну колонну, перестроение в одну шеренгу по команде воспитателя.
Итог занятия
Ходьба спокойным шагом в обход по залу в групповую комнату.
Здоровье нас и наших близких в наших собственных руках. Мы должны понять, что выжить в современном мире по силам только здоровым людям, поэтому надо беречь самое ценное, что у нас есть.