Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,
И проживешь сто лет, а может быть, и боле.
Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь.
Природою лечись в саду и в чистом поле.

Авиценна

Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребёнка? Ответы могут отличаться, но большинство будет – здоровье.  Главное, в чём мы должны помочь детям – это воспитать у них потребность быть здоровыми
Известно, что дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Для того, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ).
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.      
Планируя оздоровительную работу в ДОУ, воспитатели и медицинский персонал ставят перед собой задачи: 

  • сохранить и укрепить здоровье детей путем создания условий для реализации потребностей в двигательной активности в повседневной жизни детей;
  • сформировать у родителей, педагогов, воспитанников чувство ответственности в деле сохранения собственного здоровья;
  • осуществлять комплексную систему физического воспитания детей.

В настоящее время в педагогике возникло особое направление «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически.

Цель педагогики оздоровления: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни и достижение осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения данной цели в ДОУ применяются следующие группы средств:

  1. Средства двигательной направленности: физические упражнения, физкультминутки и паузы, эмоциональные разрядки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, подвижные и спортивные игры.
  2. Массажные дорожки.
  3. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии.
  4. Оздоровительные силы природы: регулярные прогулки на свежем воздухе, экскурсии, походы, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, витаминотерапия, закаливание.
  5. Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма: личная гигиена, проветривание, влажная уборка, режим питания, сон, правильное мытьё рук, обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни, обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т.д., ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
  6. Создание в группе фитомодулей из комнатных растений (фикус, герань, хлорофитум и др.), которые являются не только украшением интерьера, но и помощниками в оздоровлении детей.
  7. Вместе с родителями в группе можно создать “Уголок здоровья”, где находятся:
    • корзины с разнообразным спортивным инвентарём;
    • различные массажёры;
    • орехи, кора, бусы.
    • схемы для точечного массажа и т.д.

Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции.

Большую роль в оздоровлении дошкольников играют и занятия физической культурой. Далее представлен конспект занятия оздоровительной направленности для детей 5-6 лет.

Физкультурное занятие в группе для детей 5-6 лет

Программное содержание:

  • Упражнять детей в:
    • ходьбе в колонне по одному; на носочках, на пяточках; с поворотом в другую сторону по сигналу воспитателя; между предметами.
    • беге «змейкой», врассыпную;
    • прыжках на двух ногах с продвижением вперед и стойке на одной ноге (выполнение упражнения на внимание: «Цапля», «Зайчик».
  • Закреплять умение в ползании по наклонной доске и прыжках через предметы с продвижением вперед на 2-х ногах.
  • Развивать ловкость, быстроту, координацию, синхронность при выполнении упражнений, внимание.
  • Воспитывать у детей интерес к занятию физкультурой.

Атрибуты:

  • Обручи
  • Кегли
  • Гимнастическая скамейка
  • Наклонная доска
  • Набивные мячи

I часть: вводная

 Ходьба в колонне по одному в обход по залу.
 Ходьба в колонне по одному в обход по залу на носочках
– Ходьба в колонне по одному в обход по залу на пяточках
– Ходьба в колонне по одному через середину зала между предметами
– Ходьба в обратном направлении по команде воспитателя «Кругом!»
– Бег в колонне по одному
– Бег «змейкой» в колонне по одному
– Бег врассыпную
– Перестроение в колонну по одному
– Ходьба в колонне по одному: упражнения на внимание «Цапля», «Зайчик» по команде воспитателя
– Перестроение в одну колонну
– Перестроение в одну шеренгу (поворот налево по команде воспитателя)
– Перестроение в одну колонну (поворот направо по команде воспитателя)
– перестроение в три колонны

II часть: общеразвивающие упражнения (с обручами)

1. И.п. – ноги на ширине плеч, обруч внизу, держим двумя руками
На счет раз – обруч вперед, на счет два – обруч вверх, на счет
три – обруч вперед, на счет четыре – и.п.

2. И.п. – ноги слегка расставлены, обруч внизу, держим двумя руками

1 – обруч вверх, правую ногу отвести назад, упор на носок,
2 – И.п.
3 – обруч вверх, левую ногу отвести назад, упор на носок,
4 – И.п.

3. И.п. – ноги на ширине плеч, обруч перед собой на вытянутых руках

Повороты туловища

     1 – поворот туловища вправо, обруч вправо, руки прямые
     2 – вернуться в исходное положение
     3 – поворот туловища влево, обруч влево, руки прямые
     4 – вернуться в исходное положение

4. И.п. – ноги на ширине плеч, обруч внизу, держим двумя руками

Наклоны
     1 – поднять обруч над головой
     2 – наклониться к правой ноге
     3 – выпрямиться, подняв обруч над головой
     4 – И.п.
     То же к левой ноге

5. И.п. – пятки вместе, носки врозь, обруч внизу, держим двумя руками

Приседания
     1 – присесть, обруч вытянуть вперед
     2 – И.п.
     3,4 – повторяются те же движения.

6. И.п. – лежа на спине, обруч перед собой на вытянутых руках

     1 – правую ногу поднять к обручу, ноги прямые
     2 – вернуться в и.п.
     3 – левую ногу поднять к обручу, ноги прямые
     4 – вернуться в и.п.

7. И.п. – пятки вместе, носки врозь, обруч положить перед собой на пол, руки на поясе.
Прыжки вокруг обруча в одну и другую стороны.

8. И.п. – пятки вместе, носки врозь, обруч внизу, держим двумя руками

Упражнение на дыхание

Медленно поднять обруч над головой, встать на носки, сделать вдох, обруч опустить, выдох.

– Перестроение в одну колонну, обручи положить на место.

Садимся на стульчики.

III часть: Основные виды движений

Проводятся поточным методом

– Упражнение на обучение новому виду движения:

  • Ходьба по гимнастической скамейке с поворотом в центре на 360о (вперед и назад)

– Упражнения на закрепление уже знакомых движений:

  • Ползание на четвереньках по наклонной доске вперед, назад.
  • Прыжки на 2-х ногах через препятствие с продвижением вперед.

IV часть: Подвижные игры

П/и «Третий лишний»
Игра малой подвижности: «Море волнуется раз»

V часть: Итоговая

Построение в одну колонну, перестроение в одну шеренгу по команде воспитателя.

Итог занятия

Ходьба спокойным шагом в обход по залу в групповую комнату.

Здоровье нас и наших близких в наших собственных руках. Мы должны понять, что выжить в современном мире по силам только здоровым людям, поэтому надо беречь самое ценное, что у нас есть.