УМК: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. 2 класс.
Место урока в учебном плане: 1 урок в теме «Россия – твоя Родина.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование и материалы:
Для учителя: компьютер, проектор,
фонограммы песен, презентация «Родина - что это
значит», рисунки обучающихся, физическая
карта России.
Для обучающихся: учебник «Окружающий
мир», 2 класс, автор Н.Ф.Виноградова. УМК
«Начальная школа XXI века», рабочая тетрадь №1,
разрезные карточки с пословицами, толковые
словари, рабочие листы для групп по темам: «Герб»,
«Гимн», «Флаг», карточка-план презентации.
Технологическая карта: Приложение 1
Цели урока:
- Обучающие:
- подвести детей к осознанию понятия Родина;
- раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине;
- познакомить с символикой Российского государства;
- расширять кругозор обучающихся;
- обогащать их словарный запас.
- Развивающие:
- воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность
- Воспитательные:
- способствовать развитию интереса к истории своей Родины;
- формировать интерес у детей к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре родной страны;
- создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Звенит заливисто звонок,
Зовёт детей он на урок.
Вот они уже стоят,
Образуя стройный ряд.
Теперь тихонечко все сели
И соседа не задели.
2. Подведение к теме урока
– Предлагаю вашему вниманию отрывок из песни. После того, как прослушаете отрывок, вы должны будете ответить на вопрос: «О чём сегодня пойдёт речь на уроке?»
Звучит отрывок из песни «Это ты Родина моя – Россия» (Презентация. Слайд 1)
– Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?
3. Формулирование темы и целей урока
– Предположите как будет звучать тема урока?
– Что мы сегодня будем повторять? Изучать?
– Мы начинаем изучать новый раздел «Россия –
твоя Родина». А начинаем мы наш раздел с изучения
темы «Родина – что это значит». (Слайд 2)
– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что
такое Родина, как люди выражают свою любовь к
родной земле, что значит Родина для человека? (Слайд
3)
4. Знакомство с новым материалом
– У нас над головой общая крыша –
голубое небо.(Слайд 4)
– У нас под ногами общий пол – земная
поверхность.(Слайд 5)
– У нас на всех одна лампа и печка – ласковое
солнышко.
– У нас общий водопровод – это дождевые и
снежные тучи.
– А сейчас послушайте стихотворение Е. Серова
«Мой дом», которое подготовил нам Швец Владимир.
Е. Серов "Мой дом"
У меня есть роднойудивительный дом.
Нет стены ни одной в этом доме моем.
Только есть потолок –голубой – голубой,
Только много дорог – знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –от песков и до льдин! (Слайды 6, 7)
Хорошо, что я в домеживу не один.
– О каком доме идёт речь в стихотворении?
– Правильно, в этом стихотворении говорится про
нашу планету Земля. (Слайд 8)
– Мы на этой планете живём.
– На этой планете есть место, где мы с вами
родились, живём, работаем, учимся, здесь живут
наши близкие и друзья.
– Как называется это место?
– Это наша Родина.
Постановка проблемы
– Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на
вопрос:
– Что такое Родина?
(Составление кластера по теме «Родина»)
– Ответов на этот вопрос может быть много:
– Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
– Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
– Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
– Земля, которую наши предки защищали от врагов.
– Родина – это наш край, город, село.
Выставка детских рисунков на тему «Родина».
– Ребята, расскажите о том, как вы показали
Родину в своих рисунках.
– Что мы Родиной зовём?
– На этот вопрос нам ответят ребята словами
стихотворения, которое так и называется «Что
мы Родиной зовём?»
«Что зовем мы Родиной»
Что мы Родиной зовем? (Слайд 9)
Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.(Слайд 10)
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем, (Слайд 11)
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Чтение рассказа «О чём рассказал папа» – учебник (стр. 90) (Приложение 2)
Беседа по тексту
– Какое чувство испытал папа, находясь в
далёкой стране?
– Из какой страны вернулся папа?
– Чему был рад папа, приехав из Америки?
– Почему?
– Случались ли с вами такие истории, когда вы
скучали по дому?
– Почему человек скучает по дому?
Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.
Родина – это тоже родной дом людей, поэтому
человек не может жить без своей Родины.
Родина – это место, куда вновь и вновь хочется
возвращаться.
Словарная работа
– В тексте рассказа встретилось слово чужбина.
– Как вы понимаете это слово?
Чужбина – это чужая страна.
– Слова Родина и чужбина
противоположны по значению.
– Михаил Пришвин говорил: «…Рыбе – вода, птице –
воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку
нужна… Родина ».
– Каждому человеку нужна Родина. О том, как
бережно и с каким чувством относился народ к
своей Родине, говорится в пословицах.
– Вы, наверно, слышали такую пословицу:
«Всякому мила своя сторона»
– Какие пословицы и поговорки знаете вы?
«Дома и стены помогают».
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха».
«Человек без Родины, что соловей без песни».
– Какие пословицы о Родине вы знаете?
«Родина – мать, умей за неё постоять».
«Родина краше солнца, дороже золота».
Игра «Составь пословицу». Работа в парах
На столе разрезные карточки с пословицами. Дети обсуждают в парах и составляют пословицы. (Приложение 3)
Где кто родится, чужбина – мачеха.
Жить – Родине служить.
Родина – мать, там и пригодится.
Продолжение словарной работы (работа с толковыми словарями)(Слайд 12)
– Объясните значение слов: РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО,
РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.
– Как вы думаете, эти слова похожи или различны
по своему значению?
– Все эти слова имеют общее значение. Они все
обозначают то место, где человек родился, где он
живёт, работает. Учится, где живут его родные и
близкие.
РОДИНА, ОТЧАЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы
называем свою страну – Родину.
– Откуда произошло само слово «РОДИНА»?
Послушаем детей, которые нашли в словарях слова,
близкие по значению этому слову.
Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова
«РОД», которое обозначает группу людей,
объединённых кровным родством. Каждый из нас
потомок какого-нибудь древнего рода.
Род – бог славяно-русской мифологии,
родоначальник жизни, дух предков. Покровитель
семьи и дома. В честь этого бога и назван главный
город племени россов – Родень (Родня). Так же
близкие по значению слова: родить, родители,
родня, родословная, родина, народ.
– Мы живём в России. Это наша Родина.Значит, мы
кто? Мы Россияне.
– Россия – самая большая страна на Земле.(Слайд
13) Она занимает девятую часть всей суши. Россия
расположена сразу в двух частях света: в Европе и
в Азии. Её территория так велика, что требуется
почти неделя, чтобы проехать на поезде с запада
на восток.
– Россию называют богатой страной.
Толковый словарь Ожегова объясняет:
"Богатый – то же, что обильный, содержащий в
себе много чего-нибудь ценного”.
– Чем богата Россия?
Россия богата лесами;
полезными ископаемыми (нефтью, алмазами, торфом, каменным углем, гранитом, песком и глиной, железной рудой);
памятниками архитектуры;
людьми, которые стали знаменитыми.Татьяна Казанкина – олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике, уроженка города Петровска, наша землячка. (Слайд 14)
Ю. А. Гагарин–лётчик-космонавт, герой Советского Союза, (Слайд 15)
Светлана Савицкая – дважды герой Советского Союза, (Слайд 16)
Олег Табаков – народный артист Советского Союза, наш земляк. (Слайд 17)
Алла Перфилова (Валерия) – заслуженная артистка России, певица, наша землячка. (Слайд 18)
Владислав Третьяк – заслуженный мастер спорта, хоккеист, депутат Государственной Думы и многие другие.
4. Физминутка «Мы большой планеты дети»
5. Символы нашей Родины. Работа в группах(Приложение 4)
– Назовите столицу нашей родины.(Слайд 19
– Кто является президентом нашего государства? (Слайд
20
– Каждое государство имеет свои символы.
– Назовите символы государства.
– Есть у жителей нашей страны свой герб, гимн и
флаг.
– Вы сейчас разделитесь на три группы. На столах
у вас лежат рабочие листы с информацией по теме,
иллюстрации, фотографии. Ваша задача подготовить
сообщение о символе страны: гербе, гимне или
флаге. ( у каждой группы свой символ)(Слайд 21)
6. Работа с рубрикой «Картинная галерея»
– Посмотрите на картину И. И.Левитана
«Вечерний звон».(Слайд 22)
– Давайте представим, что мы сидим на берегу этой
реки, слушаем мелодичный колокольный звон.
Вечереет. Вокруг тишина и покой. Так представлял
себе Родину художник И.И.Левитан.
– А теперь послушайте песню «Красно солнышко»,
Сл. И. Шаферана, Муз. Аедоницкого в исполнении Л.
Зыкиной. (Слайды 23-30)
– Какое чувство к Родине передаёт Л. Зыкина в
песне «Красно солнышко» на слова И. Шаферана.
– А вы, ребята, как можете выразить чувства к
родному краю?
– Своими делами, поступками: помогать
престарелым людям, принимать участие в охране
природы.
– Даже самый малый вклад каждого человека
принести результаты. Будь добр к своей земле.
Будь другом и защитником природы. Береги цветы,
деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц.
Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту
родного края. Родина будет богатой, а народ –
счастливый.
7. Закрепление полученных знаний
1) Самостоятельная работа. Работа в тетради
– Следующее задание мы выполним в тетрадина
с.50 . Дан текст, в котором пропущены слова. Они
записаны после текста. Вы должны будете по смыслу
вставить нужные слова.(Приложение
5)
– Прочитаем, что у нас получилось?
– Каждый человек должен любить свою Родину, не
забывать её, гордиться ею.
2) Составление презентации своего города. Творческая работа. Работа в группах
– Представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне и спрашивают вас: «Что значит для вас Петровск?». Постарайтесь им объяснить, как можно короче, но самое главное, чтобы им захотелось здесь побывать. (На столах план-карточки – Приложение 6) (Слайды 31-42)
3) Разгадывание кроссворда. Работа в парах
1. Страна, в которой мы живём.
2. Столица нашей Родины.
3. Президент России.
4. Сколько полос на Российском флаге?
5. Как называлась наша страна раньше?
6. Как называется областной город?
8. Итог урока. Рефлексия
Метод пяти пальцев
М (мизинец) – мыслительный процесс.
– Какие знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?
Ученик: Мы узнали, что такое Родина.
Моя Родина – Россия.
Россия – это одна из самых больших стран в мире.
Именно в нашей стране расположено большое
количество заповедников, имеется много полезных
ископаемых, лесных и водных ресурсов.
Каждый человек должен любить и охранять свою
Родину, бережно относиться к её культурным
ценностям, гордиться достижениями своего народа.
Б (безымянный) – близость цели.
– Что вы сегодня делали? Чего достигли?
Ученик: Мы читали стихи, рассказ, называли пословицы и поговорки, объясняли значение слов: Родина, Отчизна, Отечество, родная страна; работали в тетради, играли в игру «Составь пословицу».
С (средний) – состояние духа.
– Каким было сегодня ваше преобладающее настроение, состояние духа?
Ученик: У меня было приподнятое, весёлое настроение.
У (указательный) – услуга, помощь.
– Чем вы сегодня помогли? Чем порадовали? Чем поспособствовали?
Ученик: Я отвечал на вопросы учителя.
Б (большой) – бодрость, физическая форма.
– Каким было ваше физическое состояние
сегодня?
– Что вы делали для своего здоровья?
Ученик: Я был бодрым. На уроке мы выполняли физкультурную минутку.
Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Е. Синицына «Берегите Россию».(Слайд 43)
(Тихо звучит песня «С чего начинается Родина». В это время учитель читает стихотворение.)
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
9. Домашнее задание
Учебник (с. 90-93)
Творческое задание: узнать о своих предках (где
они жили, чем занимались).