Социально-педагогическое партнерство субъектов образовательного процесса в сопровождении детей с нарушениями речи

Разделы: Логопедия


Речь – одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве, которое позволяет познать окружающий мир, общаться со взрослыми и сверстниками, играет важную роль в развитии и становлении личности. Чтобы правильно обеспечить развитие речи необходимо единство воспитательных и   обучающих целей и задач процесса образования детей. Вся работа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и основывается не только в рамках НОД, но и в режимных моментах.  В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, в связи с этим возрастает актуальность сотрудничества участников образовательного процесса. Перед всеми участниками педагогического процесса стоит общая задача, которая сводится к обеспечению своевременной и адекватной диагностической, коррекционно-педагогической и профилактической помощи дошкольникам с проблемами в речевом развитии. Процесс исправления речевых недостатков – не самое весёлое и легкое занятие для дошколят. Он требует целенаправленной деятельности в течение продолжительного времени, концентрации внимания, напряжения мыслительных процессов, высокого самоконтроля. Зачастую, это довольно скучно и нудно. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, в своей работе можно использовать развлечения, игры, викторины. 

Мы пытаемся найти такие формы коррекционной работы, которые объединили  бы усилия всех субъектов педагогического процесса в разработках досуговой деятельности. Поиски новых эффективных форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели нас к идее проведения логопедических досугов, опирающихся на календарные даты. Праздничные, интеллектуально-познавательные досуги как форма коррекционно-развивающей деятельности вызывает интерес у детей, помогает обобщать и закреплять полученные знания. А у специалистов совместная подготовка к развлечениям повышает заинтересованность и способствует реализации комплексных коррекционных задач воспитания и обучения детей (Бедерханова В.,  Бунеев Р.Н., Чистякова Н.Д.).

В основу перспективного плана легла рубрика "Календарь знаменательных событий и памятных дат" журнала "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения " (начиная с № 2 за 2007 г.) с подборкой международных и российских праздников. Оказалось, что в мире ежедневно много поводов для создания радостного, праздничного настроения.  Таким образом, наряду с традиционными праздниками – государственными и народными – в нашем календаре оказались и такие:

«Календарь интересных дат» для детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1)

Каждое мероприятие длится от 25 до 35 минут. Ответственным за проведение досуга является учитель-логопед, все остальные – участники коррекционного процесса, помогают наполнять содержанием назначенное мероприятие.

Цель: развитие познавательных, творческих, речевых способностей детей старшего дошкольного возраста в досуговой деятельности.

Задачи:

  • Развивать речевые умения в общении со сверстниками и взрослыми;
  • Развивать все компоненты устной речи (лексическая сторона, грамматический строй речи, произносительная сторона речи, связная речь – диалогическая и монологическая формы);
  • Воспитывать чувство коллективизма, смелость, инициативность, умение преодолевать страх перед публичными выступлениями;
  • Повысить эффективность коррекционной работы учителя – логопеда, искать новые формы взаимодействия с детьми.

Прогнозируемый результат развития интегративных качеств через досуговую деятельность старших дошкольников:

– Дети с удовольствием участвуют в коллективных делах, используют деловую, познавательную, личностную формы общения; соблюдают правила поведения в общественных местах.
– У детей развита способность свободного общения со взрослыми и детьми.
– Владеют всеми компонентами устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах досуговой деятельности.

Мы полагаем, что наш опыт по организации и проведению логопедических досугов, как формы взаимодействия субъектов коррекционного процесса, будет актуален не только в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, но и имеющими высокие достижения в освоении ОО «Коммуникация». Общение с родителями, на наш взгляд, является особенно важным. Уметь общаться с родителями, убеждать их, увлекать интересными нововведениями – залог успешной деятельности учителя-логопеда в ДОУ.

Перспективы совершенствования: этот опыт можно использовать как в профилактических, так и в коррекционных целях. Пополнение календаря новыми знаменательными событиями в жизни дошкольников.