Групповое коррекционно-развивающее занятие для пятиклассников в период адаптации в среднем звене "Путешествие в страну Сенсорию"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель занятия: снижение школьной тревожности, проработка школьных страхов.

Задачи:

  • Снизить нервно-психическое напряжение.
  • Вербализовать школьные страхи и их причины.
  • Познакомить со способами преодоления тревожности.
  • Познакомить с упражнениями на расслабление.

Форма работы: занятие с элементами тренинга.

Количество участников: 5-7 человек.

Время проведения: 25 минут

Оборудование: зеркальный шар, «Звёздная сеть», музыкальный центр, диски с записью спокойной и тревожной музыки, «Волшебная нить» с контролёром, прибор динамической заливки света, альбомные листы, цветные карандаши, сухой бассейн, остров, сухой душ, мягкие пуфы, мягкие игрушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие (3 мин.)

(Звучит таинственная, волшебная музыка, включены приборы «Зеркальный шар» и «Звёздная сеть»).

Добрый день, дорогие друзья! Я рада снова видеть вас в этой волшебной комнате. Мне хочется узнать о вашем настроении и о том, что было с вами за то время, пока мы не виделись.

(Дети по кругу рассказывают о своём настроении).

Готовы ли вы продолжить наше путешествие?.. Тогда – в путь! Наш девиз: (Дети хором отвечают: «Путешествуя, становимся уверенными!»).

2. Основная часть

Введение в тему: (2 мин.)

– Ну а сейчас я предлагаю вам занять удобное положение, глубоко вдохнуть, выдохнуть и закрыть глазки.
(Включается музыкальное произведение И.С. Баха – Прелюдия №1, направленное на установку состояния покоя и отдыха, и зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света. Вращающийся зеркальный шар с направленным на него узким лучом света создают эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание “солнечных зайчиков”. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся дети, находящиеся в комнате. Дети располагаются на пуфиках, закрывают глаза и с помощью направленного воображения попадают в сказочную страну.)

– Вы слышите эти звуки? Волшебная, сказочная страна под названием Сенсория ждет нас. Глубоко вдохните и выдохните. Мы летим с вами в волшебную страну. Пролетая по небу, мы видим Волшебный зеленый лес, где живут добрые человечки Сенсорики, а вот и Волшебное озеро Чувств, качает на своих волнах маленькие пароходики-эмоции. Ветерок нежно обдувает наше лицо, волосы, согревает теплотой. И, наконец, за озером показывается сказочная поляна, на которой расположилась замечательная страна Сенсория.
Откройте глаза!
Ребята, мы с вами попали в сказочную страну. Но, как известно в любой сказочной стране всегда есть Добрые волшебники, а есть и Злые колдуны. Вы заметили, что Волшебная страна совершенно пуста? Все жители этой страны куда-то исчезли. А все дело в том, что злой колдун Страх очень завидовал маленьким человечкам, за то что они были очень дружны между собой, всегда помогали друг другу и никогда не оставляли своих друзей в беде. За их доброту злой колдун превратил жителей в различные мелкие частички, смешал их, перессорил, тем самым, лишив их способности общаться между собой и выражать свои чувства. Наша с вами задача освободить Сенсориков, а для этого нам нужно выполнить задание.

«Я боюсь» (5 мин.)

(На синих шариках наклеены ситуации, связанные со школьной тревожностью. Детям нужно «нырнуть» в Сухой бассейн, найти шарик с вопросом и ответить на него.)

Если мы с вами справимся со своими страхами, то и Сенсорики перестанут бояться.

– Я боюсь старшеклассников!
– Я боюсь учителя!
– Я боюсь контрольной работы!
– Я боюсь уроков!
– Я боюсь ходить один по школе!

(Ситуации прорабатываются совместно с психологом)

3. Закрепление (10 мин)

– Молодцы! Справились с заданием! А теперь займите удобное положение и закройте глаза.(Включается музыка «Звуки природы») Давайте представим себе, что мы находимся в лесу: ветерок шумит в листве деревьев, журчит ручеек, щебечут птицы. Мы присели на полянке. Как хорошо, радостно и спокойно отдыхать: Но что это? Вот хру­стнула ветка, вот еще одна... Кто это? Как страшно нам стало!

Мы сжались в комочек и застыли.
Брови подняли вверх, глаза широко раскрыли.
Рот приоткрыли.
Боимся пошевелиться и вздохнуть.
Голову втянули в плечи, глаза закрыли.
Ой, страшно!!! Что же это за огромный зверь?..

И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу!». Один глаз от­крыли, – а это котенок! Второй глаз открыли. Возьмите своих «котят» в руки.Ребята, расскажите о своих «котятах». Какие они? – Вот видите, ребята, какие «котята» ласковые. А мы-то думали, что это?.. Кого вы себе представляли? (Дети делятся своими ощущениями)

– Вы сейчас, наверное, вспомнили свои страхи. Давайте поса­дим котят в корзину и напишем (нарисуем – смотрю по времени) на листочке о своем самом большом страхе.
А теперь возьмите в руки свой страх и разорвите его на самые маленькие кусочки. (Дети разрывают рисунки приемом отщипывания).
Соберите свой страх в ладошки и подойдите ко мне. Посмотрите на свои ладошки: видите, что осталось от вашего страха? Он сам испугался!
– Раскройте свои ладошки, сдуйте свой страх – пусть разлетится!
– Еще подумайте. Посмотрите, во что превратился ваш страх. Сможете ли вы его найти?
– Нет, не стало вашего страха.
– Я вам открою секрет. Котята и есть жители станы Сенсории, маленькие Сенсорики, мы расколдовали их.

4. Итог занятия. Рефлексия (5 мин.)

«Душ превращений»

«Встань под душ, закрой глаза. Сейчас на тебя упадёт невидимая волшебная пыль, и ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в себе льва… Итак, ты – царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты! Как ты себя чувствуешь! Понравилось ли тебе занятие!»

5. Домашнее задание

Понаблюдайте за собой, может быть, вы обнаружите у себя еще какие – то страхи и «зоны смелости», о которых сегодня не вспомнили. Страхи нарисуйте, а затем уничтожьте.

Коррекция школьной тревожности с использованием оборудования темной сенсорной комнаты

Проблема школьной тревожности достаточно изучена и освещена в психологической литературе. Однако работа по преодолению тревожности в ОУ остаётся актуальной и по сей день. Под понятием «школьная тревожность» я подразумеваю устойчивое школьное эмоциональное неблагополучие, возникающее в результате взаимодействия ребёнка с различными компонентами образовательной среды. Ребёнок не желает идти в школу, у него возникают «беспричинные» головные боли, он прогуливает уроки, бывает раздражителен, рассеян, краснеет, отвечая у доски, и т.п. Всё это может быть признаками школьной тревожности. Если данные проявления оставить без внимания, то к подростковому возрасту тревожность станет сложившейся личностной чертой. Добиться высокой эффективности при решении вопроса по преодолению школьной тревожности позволяет использование интерактивного оборудования тёмной сенсорной комнаты.

С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние человека полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты позволяет создать эмоциональную обстановку положительной модальности. В спокойной доверительной обстановке Сенсорной комнаты создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе, что так необходимо тревожному ребёнку. Положительные эмоции вызываются путем воздействия звуком, светом, цветом, запахом. Интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты включает оборудование, позволяющее школьникам осознать свои телесные ощущения, отреагировать негативные эмоции. Оно помогает при обучении их приёмам регулирования своего эмоционального состояния, внутреннего самоконтроля, при формировании позитивных установок, в преодолении агрессивных стереотипов поведения.

Основными видами работы в сенсорной комнате являются ароматерапия, музыкотерапия, релаксация, аутогенная тренировка, цветотерапия, арттерапия, сказкотерапия и другие.

Умение ребёнка управлять своими чувствами – важный шаг к формированию у них уверенности в себе. Релаксацию, аутотренинг провожу на каждом занятии. Полное расслабление мышц ведет к состоянию покоя, отдыха, восстановлению сил. Наилучшая релаксационная поза: лёжа на спине. Ребёнок смотрит на визуальные эффекты, создаваемые интерактивным оборудованием тёмной сенсорной комнаты, мышцы рук, ног, туловища, лица расслаблены. Существенно повышает эффективность релаксационных упражнений применение музыкального сопровождения. В процессе психологической разгрузки обычно использую произведения, исполняемые в медленном темпе со спокойно-повествовательным или умиротворяющим воздействием; акустические эффекты: шум дождя, морского прибоя, шум листвы, журчание ручья. Запахи сандала, ромашки, лаванды, бергамота способствуют расслаблению. Уменьшают утомление, тревогу, умственную усталость ароматы базилика, герани, жасмина, сосны. Для распыления ароматических веществ использую прибор "Эфа".

Среда тёмной сенсорной комнаты является оптимальной для работы с тревожными детьми. Темная сенсорная комната в нашей школе существует всего лишь год. Однако разница в результативности работы ощутима. Полифункциональное интерактивное оборудование позволяет учащимся чувствовать себя комфортно, способствует более быстрому решению имеющихся проблем.