Цели:
- познакомить учащихся с сохранившимися древними строениями, предназначением сторожевых башен и способами их строительства;
- освоение технологических знаний, навыков и умений по обработке изделий из древесины, умение применить их на конкретном проекте;
- освоение способа соединения деталей из древесины “в обло”, при строительстве жилых домов;
- возрождение старинного мастерства в строительстве жилых домов из круглого леса;
- ознакомление учащихся с историческим прошлым деревянного зодчества, обогащение словарного запаса школьников.
Инструменты и оборудование: Технические средства обучения: компьютер с аудио- и видео-обеспечением, мультимедиа, иллюстративный и наглядный материал на электронном носителе, эскизы и технологические карты на сборку сруба, заготовки и готовые части башни, сделанные на предыдущих уроках.
Этапы урока:
1. Вводная часть:
Организационный момент:
- приветствие, проверка готовности к уроку, наличие спецодежды;
- профессия плотник истинно русское ремесло;
2. Основная часть:
- сообщение технологических сведений;
- инструктаж по ТБ.;
- вводный инструктаж по выполнению технологических операций;
3. Практическая работа:
- сборка башни братского острога;
- получение практических навыков и умений при строительстве жилых домов;
- контроль за соблюдением технологии сборки;
4. Заключительная часть:
- оценка проделанной работы;
- анализ работы учащихся;
- уборка рабочих мест и помещения мастерской
ХОД УРОКА (Презентация)
1. Звучит мелодия, в класс приглашаются учащиеся. На большом проекционном экране фрагменты деревянного зодчества.
Изучая деревянное зодчество, нельзя обойти вниманием один из древнейших памятников русского деревянного зодчества в Сибири. Это наш Братский острог, который служил не только для защиты русских служивых людей от нападений местных племен эвенков и бурятов, но и являлся надежным убежищем, в котором завоеватели Сибири могли переждать любые сюрпризы сибирской зимы (жестокие морозы, метели, снегопад). В построении острога воплотились все умения и навыки русского народа в возведении крепких, надежных и многофункциональных деревянных строений. Единственный оригинал этого памятника находится в Ангарской деревне.
А знаете ли вы, кто был настоящим творцом таких ценностей, дошедших до наших дней, сохранивших свою самобытную красоту и величие (на экране мультимедиа показываются фрагменты деревянного зодчества России).
2. Все это сотворили руки человека, и
профессия его – плотник. Еще с древнейших времен
на Руси плотники были ценимы и почитаемы. Особо
одаренные в этом виде ремесла отмечались
царскими грамотами.
Для строительства значимых сооружений (церкви,
храмы, башни) правителями Руси отправлялись во
все концы страны гонцы, которые собирали в артели
самых умелых плотников, которые в совершенстве
владели плотницким делом. В каждой крестьянской
семье было правилом прививать сыновьям любовь и
умение работать топором. Из поколения в
поколение передавалось мастерство и некоторые
секреты в строительстве и работе с деревом.
Настоящий плотник в душе был и художником и
архитектором. Он при закладке первых бревен уже
представлял законченность задуманного. От его
опыта и умения строить зависело, будет ли его
строение красивым, теплым, уютным и светлым. В
созданных архитектурных сооружениях, которые
сохранились до наших дней, мы видим величие и
красоты нашей Руси, размах и взлет куполов над
церквями – все это говорит о широком размахе
души человека.
Рука об руку с плотником всегда работали люди с
родственной смежной профессией столяр. На первый
взгляд вроде бы и схожие профессии, но давайте
посмотрим, кто и чем из них занимается:
– Плотничные работы, включают изготовление и
монтаж деревянных конструкций наружных стен,
перекрытий, крыши, настилку полов, установку и
разборку лесов, опалубки и т.д.
– Столярные работы, включают изготовление и
сборку оконных и дверных блоков и других изделий,
а также их монтаж на строительном объекте.
Плотник и столяр не только изготовляют и
собирают изделия, но и реализуют индивидуальные
замыслы путем создания своеобразного интерьера
из древесины.
В те далекие времена плотничать должны были все
взрослые мужчины, слушается тебя топор или нет,
все равно будешь плотничать. Стыдно было не быть
плотником, да и нужда заставляла.
Высшим мастерством, быть “мастером первой руки”
считалось, когда человек умел построить дом,
сделать его отделку, изготовить и установить
окна, двери, то есть столярные работы.
3. А теперь давайте вспомним, каким
инструментом работали плотники в те далекие
времена.
Это – топор, пила, скобель да долото (инструменты
на экране)
пила долото скобель топор секач
На прошедших уроках мы с вами познакомились с основными частями этих инструментов, сейчас давайте вспомним их названия:
Вопрос к классу: Назовите основные части
топора?
Ответ: Лезвие, боек, носок, пятка, бородка, проух,
обух, топорище, захват, хвост.
Вопрос к классу: Какие работы выполняли скобелем?
Ответ: Ошкуривали бревна от коры.
Вопрос к классу: Почему плотник из инструментов
топор и пила отдавал предпочтение топору?
Ответ: При пилении места распила махрятся, а
значит, будут впитывать влагу, при рубке топором
волокна уплотняются, и капли влаги стекают.
В старину уважающий себя крестьянин умел работать топором и срубить, заметьте не построить, а именно срубить избу, так как топором и деревья рубили и очищали от сучьев и доски тесали. Топором мастер работал играючи.
Есть такая присказка: маленький сынишка
строгает доску, мать подходит и говорит:
“Строгай, сынок, строгай – отец придет, топором
подправит”. Топором мастера плотники
обрабатывали доски “по шнурку”, на полы к
примеру, да так подгоняли их друг к другу
практически без щелей. О мастерстве русских
плотников можно говорить часами.
Современная технология строительства (краны,
машины и т.д.), новые материалы не смогли снизить
значимость профессии плотника. В наше время мы
все больше видим красивых домов, коттеджей,
изготовленных из дерева под старину, профессия
плотника становится все более востребованной.
4. Обычно укрепления создавались при учете следующих предпосылок:
а) выгодное географическое положение (обычно
остроги выстраивались в местах слияния рек,
которые служили естественными дорогами),
соблюдение питьевого режима;
б) пересечение волоковых дорог (в последствии
тракторов);
в) выбирались места для успешного развития
сельского хозяйства, так как переселенцы должны
были обеспечивать себя сами;
г) место должно было быть ровным и достаточно
большим для возможности роста поселения и
обеспечивать обзор крепостей;
д) острог должен быть теплым, достаточно
просторным для того, чтобы люди могли пережить
суровые сибирские зимы;
е) при строительстве острога учитывалась
возможность хранения продуктов.
И, самое главное, архитектурные особенности
строения должны были отвечать всем требованиям
деревянных оборонительных сооружений того
времени.
На сегодняшнем уроке мы продолжим освоение этой
древней профессии.
5. Все сторожевые башни имели
стандартную структуру: строились они в два этажа,
в каждом имелись волоковые окошки, из которых
можно было вести огонь. Верхний этаж несколько
нависал над нижним, в его перекрытии были
прорезаны щели, через которые можно было
стрелять и лить расплавленную смолу. Кроме того,
расширение верхней части придавало строению
своеобразный архитектурный облик. Верхний и
нижний этажи имели отдельные входы, при этом
могли сообщаться между собой через люк в потолке.
Дверь первого этажа была очень низкой, что
позволяло лучше защищать вход, кроме того, каждый
входивший невольно кланялся святым образам,
находившимся в красном углу. В Братском остроге
над шатровой крышей была подстроена смотровая
вышка. Каждый этаж башни имел свое назначение:
верхний был боевым, а нижний служил жильем.
Верхний этаж был холодным (мог служить для
хранения продуктов), а нижний – теплый, в пазы
заложен мох, тут же находилась глинобитная печь.
Данное конструктивное решение позволяло не
только успешно отражать наступление врагов, но и
переживать тяжелые Сибирские зимы.
Способов соединения бревен при строительстве
домов из круглого леса несколько, по углам: с
остатком рубка в “обло” или в чашу и без остатка
рубка в “лапу”; по длине: рубка в “погон” –
врезка тонких бревен; рубка в “иглу” – укладка
бревен в разном направлении; рубка в “ряж” –
рубка с зазором:
Технологию строительства домов с остатком в “обло” мы с вами освоили во время изготовления макета башни Братского острога на предыдущих уроках.
6. Вот мы и подошли к практической части нашего урока, сейчас мы вами после длительного периода, когда вы были и плотниками, и столярами, и краеведами, наконец, должны закончить свой проект и произвести сборку настоящего деревянного сооружения, пусть пока и в миниатюре.
У нас заготовлены детали сруба и отдельные
элементы башни.
Вопрос к классу: Какие предварительные работы мы
с вами сделали до этого урока?
Ответ: Составление рабочих эскизов,
технологических карт. Разметка и изготовление
врубок на бревнах в венцах, предварительная
сборка сруба, разметка дверей и бойниц,
маркировка сруба. Изготовление дверей, лестницы
и крыши.
Вопрос к классу: Какие вы знаете способы
соединения бревен при постройке жилых домов из
круглого леса?
Ответ: С остатком (рубка в обло) и без остатка
(рубка в лапу).
Вопрос к классу: В какое время года заготавливают
лес для постройки домов?
Ответ: Зимой и желательно в новолуние (по
народной примете вырубленный лес на ущербе
быстрее сгнивает)
Вопрос к классу: А как проверить в какое время
года заготавливали бревна?
Ответ: С помощью обычной настойки йода –
достаточно облить ею спил дерева.
Если дерево спилено летом, то спил окрасится в
темно-желтый цвет, а если зимой – в синий или
фиолетовый цвет. Зимой дерево запасается
крахмалом, это уже из курса химии.
А сейчас мы приступаем к практической части
урока – сборке сруба башни Братского острога.
Перед началом работы я попрошу вас не забывать
безопасные методы работы.
Проводится беседа по технике безопасности.
7. Практическая часть: изготовление деревянного сооружения в миниатюре.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СБОРКИ ОСТРОГА
№ | Содержание работ | ЭСКИЗ | Инструменты и приспособления |
Подведение итогов урока
Ну вот, урок подошел к концу. И каким бы
необычным он для вас и для меня не был, я должен
его закончить оценкой вашего труда. (Выставление
оценок)
Спасибо! На этом наш урок заканчивается. До
свидания.